The Art Newspaper Russia
Поиск

Лучшие книги по искусству для детей

Как увлечь малышей изобразительным искусством? The Art Newspaper Russia попыталась разобраться в этом вопросе, составив подборку книг для самых маленьких

Книжный рынок предлагает богатый выбор энциклопедий и образовательной литературы по истории искусства для детей среднего и старшего школьного возраста. Но, чтобы заинтересовать младших, научно-популярная литература с ее академической строгостью не подходит.

Например, на книжной ярмарке non/fiction детским издательствам традиционно отводится целый этаж, однако книги по истории искусства для детей дошкольного возраста там найти не так просто. Где ни спроси — в лучшем случае предлагают сборники творческих поделок. Наконец попадается пара изданий альбомного формата — «Айвазовский» и «Голландский интерьер» (издательство ABCdesign, 2016) — яркие книжки-раскраски с фрагментами реальных произведений и стилизованными современными рисунками. Юным морякам понравится искать различия между фрегатом «Флора» и линкором «Ингерманланд», а барышни будут счастливы раскрашивать наряды XVII столетия и рассматривать кукольные домики. Тем не менее при хорошем дизайне книги дают лишь общее представление о предмете, сильно не хватает информационной части — впрочем, для первого знакомства они вполне подойдут.

Похожий принцип используется в книгах «Анри Матисс» и «Винсент Ван Гог», написанных старшим научным сотрудником НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Мариной Пивень (издательство «Редкая птица», 2016). Из достоинств — множество иллюстраций, простой, понятный текст, но главное — задания, предполагающие не банальное раскрашивание или рисование по образцу. Как написать портрет, чтобы показать контраст света и тени? Какие краски подобрать для определенного настроения? Как использовать цветной контур и разные мазки? Непростые вопросы истории искусства, которые, однако, благодаря изданиям вполне способен осилить младший школьник. В конце, как и полагается, каталожный список используемых произведений — для внимательных родителей.

Столь же по-хорошему академичной выглядит и «Азбука: из коллекции Государственного Эрмитажа» (издательство «Арка», 2017). Каждой букве алфавита соответствуют одно понятие и две-пять фотографий эрмитажных экспонатов — от египетского саркофага X века до н.э. до таитянок Поля Гогена. Сложности могут возникнуть только у тех родителей, кто совсем не знаком с историей искусства и сам с трудом может прокомментировать иллюстрации. Для таких не помешали бы родительские странички с подсказками. Но и без них иметь эрмитажную азбуку дома крайне рекомендуется: она отлично подходит для приобщения к истории искусства самых маленьких детей. Среди ее достоинств — качественная печать на глянцевой бумаге и каталожный список в конце.

Еще одну музейную коллекцию, теперь уже лондонской Национальной галереи, можно освоить с книгой «Рассказы о картинах» (издательство «Махаон», 2016). Запоминать разнообразные полотна из постоянной экспозиции музея предлагается с помощью наклеек — их к изданию прилагается более сотни. Каждый разворот посвящен определенной теме. Самым младшим подойдут картины о детях или животных (помимо прочего, здесь, конечно, не обошлось без лошадей Джорджа Стаббса). Тем, кто постарше, можно предлагать темы посложнее, как, например, тайные смыслы в искусстве, где особенно подробно разбирают «Чету Арнольфини» Яна ван Эйка. При правильном использовании наклеек книга из творческой превращается в небольшой музейный каталог, который можно изучать еще долгое время.

Совсем другое впечатление оставляет переводное французское издание «Искусство: От кроманьонца до тебя» (издательство МИФ, 2016), тоже предназначенное для совместного рассматривания. Репродукций здесь нет, зато есть панорамы жизни разного времени, нарисованные в стилистике комиксов или журнальных иллюстраций. Рассказ идет о западной истории искусства с французским фокусом, и особенно занятно смотрятся перерисованные шедевры, которые позабавят и взрослых. Вот на первом станке печатают дюреровского носорога, дальше Леонардо пишет с натуры Джоконду, а на следующей странице из окон голландского кирпичного дома выглядывают Девушка с жемчужной сережкой вместе с Молочницей Вермеера. Особенно весело разглядывать, как Поллок разбрызгивает краски, Кляйн малярной кистью вымазывает натурщицу, а Ники де Сен-Фалль стреляет по картинам. Книга привлекательна своей легкостью, формат комикса помогает не только запомнить, но и не раз удивиться. Одна беда — работать книга будет только в руках знающих родителей, способных рассказывать искусствоведческие истории, потому что текста в ней катастрофически мало.

А если текста все же хочется, то в этом случае стоит обратить внимание на две истории Энтони Пенроуза: «Мальчик, который укусил Пикассо» и «Миро и его волшебные животные» (издательство «Арка», 2016). Энтони — сын фотографа Ли Миллер и писателя Роланда Пенроуза, которые дружили со многими художниками первой половины XX века. Повествование идет от лица мальчика, обращающего внимание на те мелочи, которые так занимают детей. В книге про Пикассо Пенроуз рассказывает историю художника так, как по-домашнему просто и уютно ее рассказывал бы ребенок. В сюжете про Миро самыми важными становятся животные, которых рисуют, наверное, все дети на свете. Книги можно читать детям и взрослым любого возраста — не заинтересоваться после этого творчеством великих испанцев невозможно.

Еще одну историю от лица ребенка рассказывает уже вымышленный персонаж — девочка Линнея, которая отправляется в дом-музей Клода Моне. В книге Кристины Бьорк и Лены Андерсон «Линнея в саду художника» (издательство «Белая ворона», 2016) удачно сочетаются рассказ о жизни французского живописца, описание его картин и небольшой травелог, не лишенный приключений. Дополняют все это современные иллюстрации, репродукции картин, архивные и сегодняшние фотографии. Помимо самостоятельной истории, книга подсказывает творческим родителям, как из жизни отдельно взятого художника можно сделать для ребенка интересный материал по истории искусства. Ограничиваться Моне или ставить себе другие рамки в этом случае вовсе не обязательно.

Кстати, о рамках, вернее, рамах. Среди неожиданных книг по истории искусства можно назвать издание Государственной Третьяковской галереи «Про рамы и картины» (ГТГ, 2014). Книга Валентины Бялик дает детям, да и многим взрослым, не вполне очевидную информацию о том, зачем, собственно, рамы нужны, какими они бывают и как связаны с живописными полотнами. В книге использованы репродукции картин из собрания Третьяковки, задания тоже есть (они предполагают посещение музея), а само повествование построено в форме вопросов.

Задавать вопросы — вообще один из самых распространенных приемов в детской нон-фикшен-литературе. Так построена и книга Сьюзи Ходж «Почему в искусстве так много голых людей?» (издательство Ad Marginem, 2017). Пугаться темы не стоит: автор всего лишь заигрывает с читателями, выбрав в качестве заголовка из двух десятков вопросов, заданных в книге, самый провокационный. За наивными с виду вопросами следуют серьезные объяснения с классическими примерами. Зачем художники рисуют фрукты? Почему на одних картинах все расплывается, а другие написаны так просто, будто рисовала чья-то младшая сестренка? В доступной форме читателей знакомят с разными темами, стилями и направлениями в искусстве, а в конце аккуратно объясняют, почему в музее нельзя шуметь и как правильно смотреть выставки. В книге хватает и информации, и иллюстраций (современного искусства представлено не меньше, чем классического, что случается редко), а качественный дизайн делает ее удобной в обращении.

Наконец, еще одна книга, задающая вопросы, написана философом, специалистом по детскому развитию и экспертом ЮНЕСКО Оскаром Бренифье. На первый взгляд она больше связана с философией, чем с историей искусства. Издание «Что такое красота и искусство?» (издательство Clever, 2015) не дает однозначных ответов, а предлагает детям и взрослым поразмышлять над разными темами, без многих из которых истории искусства не обойтись. Например, автор спрашивает, для чего вообще нужно искусство и свободен ли художник в творчестве. Рассуждать о подобных вещах можно бесконечно.

Материалы по теме
Просмотры: 42564
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
В Музее Людвига решили очистить наследие
В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка».
25 сентября 2020
3
Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн
Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе.
24 сентября 2020
4
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
5
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
6
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
7
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
8
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
9
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
10
Алина Сапрыкина: «Хранить или показывать — не должно быть такого противопоставления в музейной деятельности»
Недавно назначенная на должность главного куратора Всероссийского музея декоративного искусства Алина Сапрыкина рассказала, какими видит новые пути развития музея.
25 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru