The Art Newspaper Russia
Поиск

Лучшие книги по искусству для детей

Как увлечь малышей изобразительным искусством? The Art Newspaper Russia попыталась разобраться в этом вопросе, составив подборку книг для самых маленьких

Книжный рынок предлагает богатый выбор энциклопедий и образовательной литературы по истории искусства для детей среднего и старшего школьного возраста. Но, чтобы заинтересовать младших, научно-популярная литература с ее академической строгостью не подходит.

Например, на книжной ярмарке non/fiction детским издательствам традиционно отводится целый этаж, однако книги по истории искусства для детей дошкольного возраста там найти не так просто. Где ни спроси — в лучшем случае предлагают сборники творческих поделок. Наконец попадается пара изданий альбомного формата — «Айвазовский» и «Голландский интерьер» (издательство ABCdesign, 2016) — яркие книжки-раскраски с фрагментами реальных произведений и стилизованными современными рисунками. Юным морякам понравится искать различия между фрегатом «Флора» и линкором «Ингерманланд», а барышни будут счастливы раскрашивать наряды XVII столетия и рассматривать кукольные домики. Тем не менее при хорошем дизайне книги дают лишь общее представление о предмете, сильно не хватает информационной части — впрочем, для первого знакомства они вполне подойдут.

Похожий принцип используется в книгах «Анри Матисс» и «Винсент Ван Гог», написанных старшим научным сотрудником НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Мариной Пивень (издательство «Редкая птица», 2016). Из достоинств — множество иллюстраций, простой, понятный текст, но главное — задания, предполагающие не банальное раскрашивание или рисование по образцу. Как написать портрет, чтобы показать контраст света и тени? Какие краски подобрать для определенного настроения? Как использовать цветной контур и разные мазки? Непростые вопросы истории искусства, которые, однако, благодаря изданиям вполне способен осилить младший школьник. В конце, как и полагается, каталожный список используемых произведений — для внимательных родителей.

Столь же по-хорошему академичной выглядит и «Азбука: из коллекции Государственного Эрмитажа» (издательство «Арка», 2017). Каждой букве алфавита соответствуют одно понятие и две-пять фотографий эрмитажных экспонатов — от египетского саркофага X века до н.э. до таитянок Поля Гогена. Сложности могут возникнуть только у тех родителей, кто совсем не знаком с историей искусства и сам с трудом может прокомментировать иллюстрации. Для таких не помешали бы родительские странички с подсказками. Но и без них иметь эрмитажную азбуку дома крайне рекомендуется: она отлично подходит для приобщения к истории искусства самых маленьких детей. Среди ее достоинств — качественная печать на глянцевой бумаге и каталожный список в конце.

Еще одну музейную коллекцию, теперь уже лондонской Национальной галереи, можно освоить с книгой «Рассказы о картинах» (издательство «Махаон», 2016). Запоминать разнообразные полотна из постоянной экспозиции музея предлагается с помощью наклеек — их к изданию прилагается более сотни. Каждый разворот посвящен определенной теме. Самым младшим подойдут картины о детях или животных (помимо прочего, здесь, конечно, не обошлось без лошадей Джорджа Стаббса). Тем, кто постарше, можно предлагать темы посложнее, как, например, тайные смыслы в искусстве, где особенно подробно разбирают «Чету Арнольфини» Яна ван Эйка. При правильном использовании наклеек книга из творческой превращается в небольшой музейный каталог, который можно изучать еще долгое время.

Совсем другое впечатление оставляет переводное французское издание «Искусство: От кроманьонца до тебя» (издательство МИФ, 2016), тоже предназначенное для совместного рассматривания. Репродукций здесь нет, зато есть панорамы жизни разного времени, нарисованные в стилистике комиксов или журнальных иллюстраций. Рассказ идет о западной истории искусства с французским фокусом, и особенно занятно смотрятся перерисованные шедевры, которые позабавят и взрослых. Вот на первом станке печатают дюреровского носорога, дальше Леонардо пишет с натуры Джоконду, а на следующей странице из окон голландского кирпичного дома выглядывают Девушка с жемчужной сережкой вместе с Молочницей Вермеера. Особенно весело разглядывать, как Поллок разбрызгивает краски, Кляйн малярной кистью вымазывает натурщицу, а Ники де Сен-Фалль стреляет по картинам. Книга привлекательна своей легкостью, формат комикса помогает не только запомнить, но и не раз удивиться. Одна беда — работать книга будет только в руках знающих родителей, способных рассказывать искусствоведческие истории, потому что текста в ней катастрофически мало.

А если текста все же хочется, то в этом случае стоит обратить внимание на две истории Энтони Пенроуза: «Мальчик, который укусил Пикассо» и «Миро и его волшебные животные» (издательство «Арка», 2016). Энтони — сын фотографа Ли Миллер и писателя Роланда Пенроуза, которые дружили со многими художниками первой половины XX века. Повествование идет от лица мальчика, обращающего внимание на те мелочи, которые так занимают детей. В книге про Пикассо Пенроуз рассказывает историю художника так, как по-домашнему просто и уютно ее рассказывал бы ребенок. В сюжете про Миро самыми важными становятся животные, которых рисуют, наверное, все дети на свете. Книги можно читать детям и взрослым любого возраста — не заинтересоваться после этого творчеством великих испанцев невозможно.

Еще одну историю от лица ребенка рассказывает уже вымышленный персонаж — девочка Линнея, которая отправляется в дом-музей Клода Моне. В книге Кристины Бьорк и Лены Андерсон «Линнея в саду художника» (издательство «Белая ворона», 2016) удачно сочетаются рассказ о жизни французского живописца, описание его картин и небольшой травелог, не лишенный приключений. Дополняют все это современные иллюстрации, репродукции картин, архивные и сегодняшние фотографии. Помимо самостоятельной истории, книга подсказывает творческим родителям, как из жизни отдельно взятого художника можно сделать для ребенка интересный материал по истории искусства. Ограничиваться Моне или ставить себе другие рамки в этом случае вовсе не обязательно.

Кстати, о рамках, вернее, рамах. Среди неожиданных книг по истории искусства можно назвать издание Государственной Третьяковской галереи «Про рамы и картины» (ГТГ, 2014). Книга Валентины Бялик дает детям, да и многим взрослым, не вполне очевидную информацию о том, зачем, собственно, рамы нужны, какими они бывают и как связаны с живописными полотнами. В книге использованы репродукции картин из собрания Третьяковки, задания тоже есть (они предполагают посещение музея), а само повествование построено в форме вопросов.

Задавать вопросы — вообще один из самых распространенных приемов в детской нон-фикшен-литературе. Так построена и книга Сьюзи Ходж «Почему в искусстве так много голых людей?» (издательство Ad Marginem, 2017). Пугаться темы не стоит: автор всего лишь заигрывает с читателями, выбрав в качестве заголовка из двух десятков вопросов, заданных в книге, самый провокационный. За наивными с виду вопросами следуют серьезные объяснения с классическими примерами. Зачем художники рисуют фрукты? Почему на одних картинах все расплывается, а другие написаны так просто, будто рисовала чья-то младшая сестренка? В доступной форме читателей знакомят с разными темами, стилями и направлениями в искусстве, а в конце аккуратно объясняют, почему в музее нельзя шуметь и как правильно смотреть выставки. В книге хватает и информации, и иллюстраций (современного искусства представлено не меньше, чем классического, что случается редко), а качественный дизайн делает ее удобной в обращении.

Наконец, еще одна книга, задающая вопросы, написана философом, специалистом по детскому развитию и экспертом ЮНЕСКО Оскаром Бренифье. На первый взгляд она больше связана с философией, чем с историей искусства. Издание «Что такое красота и искусство?» (издательство Clever, 2015) не дает однозначных ответов, а предлагает детям и взрослым поразмышлять над разными темами, без многих из которых истории искусства не обойтись. Например, автор спрашивает, для чего вообще нужно искусство и свободен ли художник в творчестве. Рассуждать о подобных вещах можно бесконечно.

Материалы по теме
Просмотры: 35489
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
3
Памяти Ивана Тучкова
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, завкафедрой всеобщей истории искусства скоропостижно скончался 22 сентября на 63-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, в котором он рассказал о силе гуманитарного образования.
24 сентября 2018
4
Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля
Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый.
24 сентября 2018
5
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
6
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
7
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
8
В фонде IN ARTIBUS покажут итальянскую графику XVI–XVIII веков
Выставка «От bozzetto до capriccio» представит редкие наброски и этюды из собрания Инны Баженовой, в том числе эскиз Тьеполо, связанный с картиной «Время, открывающее Истину» из палаццо Кьерикати в Виченце.
21 сентября 2018
9
Лицом к Востоку: чем удивит viennacontemporary в этот раз
Ярмарка viennacontemporary (27–30 сентября) приготовила армянское искусство, новую кураторскую секцию и традиционно сильную подборку галерей из Восточной Европы. Есть среди них и российские.
21 сентября 2018
10
Ретроспектива Лотте Лазерштайн открылась во Франкфурте
Музей Штеделя, где представлено 50 произведений Лазерштайн лучшего ее периода 1920–1930-х годов, недавно приобрел большую часть наследия художницы.
19 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru