18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве началась реставрация особняка Миндовского на Поварской

№59
Материал из газеты

Историческое здание, в котором располагается посольство Новой Зеландии, находится в ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ

В Москве началась реставрация особняка Ивана Миндовского на Поварской, где располагается посольство Новой Зеландии. Образец модерна отреставрирует Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), в чьем ведении находится памятник. Работы планируют закончить во второй половине 2018 года.

Особняк был построен по проекту Льва Кекушева в 1903–1904 годах, его заказало Торгово-строительное акционерное общество для последующей перепродажи. Найти владельца оказалось непросто: цена здания была высока. Лишь четыре года спустя его купил верхневолжский промышленник Иван Миндовский, семье которого дом принадлежал до революции.
В 1917 году особняк национализировали, здесь разместились советские учреждения. В 1924-м его отдали в пользование шведской дипмиссии, а в 1972-м — посольству Новой Зеландии. До наших дней здание дошло лишь с небольшими изменениями планировки. Как рассказали в службе главного архитектора ГлавУпДК при МИД России, за столетие в домовладении неоднократно проводились поддерживающие ремонты и локальные реставрации. Комплексные же работы выполняются впервые. 

Им предшествовали исследования в Музее архитектуры имени А.В.Щусева и Главном архивном управлении Москвы. Там нашлись авторские чертежи и давние фотоматериалы, позволившие воссоздать утраченные элементы. 

Но исследователей ждали открытия и in situ. Главным из них стал четырехметровый витраж в столовой, считавшийся утраченным. Век назад витраж был закрыт деревянным каркасом с натянутой на него тканью, что его и спасло. Теперь витраж откроют — он изображает мифологического Пана на фоне вечернего пейзажа.

Здесь же, в столовой, на потолке были обнаружены майоликовые панно. В комнатах за подвесными потолками нашли сложные кессонированные потолки с множеством лепных деталей. Был вновь открыт и паркет, предположительно уложенный еще при строительстве, а под слоями краски и загрязнений на фасадах и в интерьере отыскали все первоначальные цвета. Сохранился здесь и зимний сад, кровля которого когда-то была сложена из стеклоблоков — смелое и редкое для Москвы архитектурное решение. Кровлю восстановят, как и витраж из цветного стекла на потолке и первоначальное остекление.

Еще один значимый воссоздаваемый элемент здания — трехметровая скульптура на полукруглом фронтоне фасада, выходящего на Поварскую улицу: Аврора с палитрой в руках и двумя младенцами-путти. Неизвестно, при каких обстоятельствах погибла скульптурная группа, но в 1920-х ее уже не было. Как пояснили в ГлавУпДК, «воссоздание скульптуры будет проводиться методом графических построений на основании исторических фотографий 1908 и 1917 годов». Модель скульптуры выполнит Владимир Усов.

Особняк Миндовского не единственный из принадлежащих ГлавУпДК, где сейчас ведутся работы. Управление отвечает за содержание 150 объектов исторической недвижимости, переданных, как правило, в долгосрочную аренду посольствам и дипмиссиям. Ремонт либо реставрация затрагивают то или иное здание из этого списка практически ежегодно.
В начале 2017 года закрылась на комплексный ремонт с элементами реконструкции и реставрации еще одна постройка Льва Кекушева — дом под номером 21 на Остоженке. Особняк, построенный для семьи самого архитектора, считается возможным прототипом булгаковского дома Маргариты. С 1960-х здесь размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики, затем оборонное ведомство посольства Египта, а после реставрации сюда поселят одно из подразделений дипломатического корпуса.

В процессе реставрации, первой за всю историю здания (оно построено в 1901–1903 годах), не только восстановят частично утраченный исторический облик и интерьер, но и укрепят несущие конструкции, сохранив их подлинность. Особняк стоит на оживленной улице, а прямо под ним пролегает ветка метро — первоначально он не был рассчитан на такие вибрации. В ходе работ случились и свои открытия: например, обнаружены заложенные дверные и оконные проемы, а также остатки старой керамической черепицы.

Но главное — должен вернуться на свое место знаменитый кекушевский лев. Огромная бронзовая скульп­тура 4 м длиной когда-то располагалась на крыше, вызывая споры и даже осуждение современников. Исчез лев загадочным образом после того, как особняк отошел бывшей жене Кекушева. Современная копия, созданная по сохранившимся чертежам и фотографиям, вернет фасаду первоначальный облик. Как пояснила заместитель директора департамента связей с общественностью ГлавУпДК Ирина Маслова, бронзовую фигуру льва установят в ближайшие месяцы. Реставрация завершится в середине 2018 года.

Идет ремонт еще в двух особняках. В конце года должен открыться главный дом усадьбы Щепочкиной — пример деревянной архитектуры послепожарной Москвы. В здании, отданном под резиденцию посла Испании, отреставрированы фасады, восстановлена кровля, а также ограда и въездные ворота. Открытие другого памятника — особняка Ивана Морозова в Леонтьевском переулке запланировано уже на будущий год. 

В марте 2018-го реставрация начнется в особняках Ивана Некрасова в Хлебном переулке и Бройдо в Денежном переулке, где расположены посольство и резиденция посла Чили. Работы коснутся фасадов, кровель и оград зданий. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+