The Art Newspaper Russia
Поиск

В Москве началась реставрация особняка Миндовского на Поварской

Историческое здание, в котором располагается посольство Новой Зеландии, находится в ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ

В Москве началась реставрация особняка Ивана Миндовского на Поварской, где располагается посольство Новой Зеландии. Образец модерна отреставрирует Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), в чьем ведении находится памятник. Работы планируют закончить во второй половине 2018 года.

Особняк был построен по проекту Льва Кекушева в 1903–1904 годах, его заказало Торгово-строительное акционерное общество для последующей перепродажи. Найти владельца оказалось непросто: цена здания была высока. Лишь четыре года спустя его купил верхневолжский промышленник Иван Миндовский, семье которого дом принадлежал до революции.
В 1917 году особняк национализировали, здесь разместились советские учреждения. В 1924-м его отдали в пользование шведской дипмиссии, а в 1972-м — посольству Новой Зеландии. До наших дней здание дошло лишь с небольшими изменениями планировки. Как рассказали в службе главного архитектора ГлавУпДК при МИД России, за столетие в домовладении неоднократно проводились поддерживающие ремонты и локальные реставрации. Комплексные же работы выполняются впервые. 

Им предшествовали исследования в Музее архитектуры имени А.В.Щусева и Главном архивном управлении Москвы. Там нашлись авторские чертежи и давние фотоматериалы, позволившие воссоздать утраченные элементы. 

Но исследователей ждали открытия и in situ. Главным из них стал четырехметровый витраж в столовой, считавшийся утраченным. Век назад витраж был закрыт деревянным каркасом с натянутой на него тканью, что его и спасло. Теперь витраж откроют — он изображает мифологического Пана на фоне вечернего пейзажа.

Здесь же, в столовой, на потолке были обнаружены майоликовые панно. В комнатах за подвесными потолками нашли сложные кессонированные потолки с множеством лепных деталей. Был вновь открыт и паркет, предположительно уложенный еще при строительстве, а под слоями краски и загрязнений на фасадах и в интерьере отыскали все первоначальные цвета. Сохранился здесь и зимний сад, кровля которого когда-то была сложена из стеклоблоков — смелое и редкое для Москвы архитектурное решение. Кровлю восстановят, как и витраж из цветного стекла на потолке и первоначальное остекление.

Еще один значимый воссоздаваемый элемент здания — трехметровая скульптура на полукруглом фронтоне фасада, выходящего на Поварскую улицу: Аврора с палитрой в руках и двумя младенцами-путти. Неизвестно, при каких обстоятельствах погибла скульптурная группа, но в 1920-х ее уже не было. Как пояснили в ГлавУпДК, «воссоздание скульптуры будет проводиться методом графических построений на основании исторических фотографий 1908 и 1917 годов». Модель скульптуры выполнит Владимир Усов.

Особняк Миндовского не единственный из принадлежащих ГлавУпДК, где сейчас ведутся работы. Управление отвечает за содержание 150 объектов исторической недвижимости, переданных, как правило, в долгосрочную аренду посольствам и дипмиссиям. Ремонт либо реставрация затрагивают то или иное здание из этого списка практически ежегодно.
В начале 2017 года закрылась на комплексный ремонт с элементами реконструкции и реставрации еще одна постройка Льва Кекушева — дом под номером 21 на Остоженке. Особняк, построенный для семьи самого архитектора, считается возможным прототипом булгаковского дома Маргариты. С 1960-х здесь размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики, затем оборонное ведомство посольства Египта, а после реставрации сюда поселят одно из подразделений дипломатического корпуса.

В процессе реставрации, первой за всю историю здания (оно построено в 1901–1903 годах), не только восстановят частично утраченный исторический облик и интерьер, но и укрепят несущие конструкции, сохранив их подлинность. Особняк стоит на оживленной улице, а прямо под ним пролегает ветка метро — первоначально он не был рассчитан на такие вибрации. В ходе работ случились и свои открытия: например, обнаружены заложенные дверные и оконные проемы, а также остатки старой керамической черепицы.

Но главное — должен вернуться на свое место знаменитый кекушевский лев. Огромная бронзовая скульп­тура 4 м длиной когда-то располагалась на крыше, вызывая споры и даже осуждение современников. Исчез лев загадочным образом после того, как особняк отошел бывшей жене Кекушева. Современная копия, созданная по сохранившимся чертежам и фотографиям, вернет фасаду первоначальный облик. Как пояснила заместитель директора департамента связей с общественностью ГлавУпДК Ирина Маслова, бронзовую фигуру льва установят в ближайшие месяцы. Реставрация завершится в середине 2018 года.

Идет ремонт еще в двух особняках. В конце года должен открыться главный дом усадьбы Щепочкиной — пример деревянной архитектуры послепожарной Москвы. В здании, отданном под резиденцию посла Испании, отреставрированы фасады, восстановлена кровля, а также ограда и въездные ворота. Открытие другого памятника — особняка Ивана Морозова в Леонтьевском переулке запланировано уже на будущий год. 

В марте 2018-го реставрация начнется в особняках Ивана Некрасова в Хлебном переулке и Бройдо в Денежном переулке, где расположены посольство и резиденция посла Чили. Работы коснутся фасадов, кровель и оград зданий. 

Просмотры: 2455
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru