18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы против перемещения иконы «Ангел „Златые власы“»

Расширенный научно-реставрационный совет Русского музея счел, что икону «Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“») из музея можно перемещать только в исключительном случае

Специалисты Государственного Русского музея заявили о необходимости обеспечить неприкосновенность и полную сохранность иконы «Ангел „Златые власы“», шедевра древнерусской домонгольской живописи XII века.

«Мы говорили на совете о невозможности изъятия иконы из экспозиции, о том, что икона „Ангел «Златые власы»“ является визитной карточкой не только Русского музея, но и всего русского национального искусства, — рассказал на встрече с журналистами по результатам заседания расширенного научно-реставрационного совета Русского музея и.о. замдиректора по научной работе Григорий Голдовский. — Мы констатировали, что нужен постоянный мониторинг за ее состоянием. Ответ на главный вопрос обсуждения: можно ли переносить, перевозить памятник без крайней необходимости — был единодушным: нельзя!» Свое решение участники совета, среди которых были сотрудники Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея истории религии, Института им. И.Е.Репина и Центра им. И.Э.Грабаря, собираются направить в Министерство культуры РФ.

Такую представительную научную аудиторию ГРМ привлек к решению судьбы уникальной иконы специально. Уже больше полугода обсуждается предложение бизнесмена, соучредителя фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих музею), чтобы проводить там общедоступные церковные службы. Средства на реставрацию интерьера церкви готовы предоставить сам Шмаков и фонд.

В числе самых важных и значимых решений совета была рекомендация как можно дольше сохранять памятник без реставрационного вмешательства. Почти за 800 лет своей жизни «Ангел „Златые власы“» перенес многочисленные вторжения, и то, что он сохранил авторскую живопись и манеру письма XII века, — настоящее чудо.

Заведующая сектором реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор высшей категории Елена Азарнина рассказала, что за состоянием уникальной иконы ведется постоянное наблюдение, ее изучают самыми современными способами. По всему периметру этой совсем небольшой липовой доски (49х39 см, толщина всего 3 см) реставраторы обнаружили множество сквозных отверстий. Рентген показал фрагменты латунных гвоздей внутри древесины, стесы основы, трещину на всю высоту доски. «Отсутствие паволоки, трещины, утрата древесины, гвозди по торцам, ожоги придают особую хрупкость иконе, — говорит Елена Азарнина. — Многочисленные поновления, многие из которых сделаны несколько веков назад, обширные утраты левкаса, необходимость избегать перепадов температуры и влажности — все это делает состояние иконы нестабильным, она требует постоянного наблюдения специалистов».

Последняя реставрация иконы была сделана еще в середине 20-х годов прошлого века; с 1934 года «Ангел „Златые власы“» находится в экспозиции Русского музея. В 1982 году реставратор Сергей Голубев сделал запись о появлении «грядок» красочного слоя на подбородке «Ангела», и в 1992-м икону поместили в кассету — специальную витрину, защищающую от перепадов влажности и температуры, что позволило стабилизировать ее состояние. Реставраторы твердили: икону нельзя перевозить на большие расстояния. Тем не менее с конца 1990-х «Ангел „Златые власы“» шесть раз отправлялся на зарубежные выставки. И каждый раз после возвращения иконы в музей реставраторы отмечали ухудшение ее состояния.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+