The Art Newspaper Russia
Поиск

Реставраторы против перемещения иконы «Ангел „Златые власы“»

Расширенный научно-реставрационный совет Русского музея счел, что икону «Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“») из музея можно перемещать только в исключительном случае

Специалисты Государственного Русского музея заявили о необходимости обеспечить неприкосновенность и полную сохранность иконы «Ангел „Златые власы“», шедевра древнерусской домонгольской живописи XII века.

«Мы говорили на совете о невозможности изъятия иконы из экспозиции, о том, что икона „Ангел «Златые власы»“ является визитной карточкой не только Русского музея, но и всего русского национального искусства, — рассказал на встрече с журналистами по результатам заседания расширенного научно-реставрационного совета Русского музея и.о. замдиректора по научной работе Григорий Голдовский. — Мы констатировали, что нужен постоянный мониторинг за ее состоянием. Ответ на главный вопрос обсуждения: можно ли переносить, перевозить памятник без крайней необходимости — был единодушным: нельзя!» Свое решение участники совета, среди которых были сотрудники Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея истории религии, Института им. И.Е.Репина и Центра им. И.Э.Грабаря, собираются направить в Министерство культуры РФ.

Такую представительную научную аудиторию ГРМ привлек к решению судьбы уникальной иконы специально. Уже больше полугода обсуждается предложение бизнесмена, соучредителя фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих музею), чтобы проводить там общедоступные церковные службы. Средства на реставрацию интерьера церкви готовы предоставить сам Шмаков и фонд.

В числе самых важных и значимых решений совета была рекомендация как можно дольше сохранять памятник без реставрационного вмешательства. Почти за 800 лет своей жизни «Ангел „Златые власы“» перенес многочисленные вторжения, и то, что он сохранил авторскую живопись и манеру письма XII века, — настоящее чудо.

Заведующая сектором реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор высшей категории Елена Азарнина рассказала, что за состоянием уникальной иконы ведется постоянное наблюдение, ее изучают самыми современными способами. По всему периметру этой совсем небольшой липовой доски (49х39 см, толщина всего 3 см) реставраторы обнаружили множество сквозных отверстий. Рентген показал фрагменты латунных гвоздей внутри древесины, стесы основы, трещину на всю высоту доски. «Отсутствие паволоки, трещины, утрата древесины, гвозди по торцам, ожоги придают особую хрупкость иконе, — говорит Елена Азарнина. — Многочисленные поновления, многие из которых сделаны несколько веков назад, обширные утраты левкаса, необходимость избегать перепадов температуры и влажности — все это делает состояние иконы нестабильным, она требует постоянного наблюдения специалистов».

Последняя реставрация иконы была сделана еще в середине 20-х годов прошлого века; с 1934 года «Ангел „Златые власы“» находится в экспозиции Русского музея. В 1982 году реставратор Сергей Голубев сделал запись о появлении «грядок» красочного слоя на подбородке «Ангела», и в 1992-м икону поместили в кассету — специальную витрину, защищающую от перепадов влажности и температуры, что позволило стабилизировать ее состояние. Реставраторы твердили: икону нельзя перевозить на большие расстояния. Тем не менее с конца 1990-х «Ангел „Златые власы“» шесть раз отправлялся на зарубежные выставки. И каждый раз после возвращения иконы в музей реставраторы отмечали ухудшение ее состояния.

Просмотры: 1628
Популярные материалы
1
Какие выставки смотреть в ГМИИ им. Пушкина в 2018 году
Рембрандт и Вермеер из Лейденской коллекции, пионер фотографии Уильям Генри Фокс Тальбот, Ольга Хохлова в жизни и творчестве Пикассо, искусство эпохи Эдо и многое другое.
13 декабря 2017
2
VI Премия The Art Newspaper Russia: лонг-лист
Объявлен лонг-лист VI Ежегодной премии The Art Newspaper Russia за самые значимые события в области искусства в пяти номинациях: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».
12 декабря 2017
3
Третьяковка получит ЦДХ
Будущее проектов Центрального дома художника после передачи здания Государственной Третьяковской галерее пока не известно.
12 декабря 2017
4
За что сгорела «Родина»
Фотопроект Данилы Ткаченко «Родина» с пылающими домами вызвал неоднозначную реакцию в обществе и профессиональной среде. Но юристы, опрошенные TANR, в оценках не расходятся.
11 декабря 2017
5
Объем рынка отечественного современного искусства в 2017 году достиг €20,3 млн
Проект InArt представил очередной выпуск «Аналитического обзора рынка российского современного искусства».
14 декабря 2017
6
Куда пойти с детьми на новогодних каникулах в Москве
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», рождественский вертеп в Музее Москвы, детская программа по авангарду в Еврейском музее и другие праздничные мероприятия, куда можно пойти всей семьей.
13 декабря 2017
7
Леуварден объявлен культурной столицей Европы 2018 года
В городе на севере Нидерландов пройдет череда художественных выставок.
12 декабря 2017
8
«Спасителя мира» Леонардо купил Департамент по культуре и туризму Абу-Даби
Christie’s подтвердил, что покупателем самой дорогой картины в мире стал Департамент по культуре и туризму эмирата Абу-Даби, который приобрел работу для своего Лувра.
11 декабря 2017
9
«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»
Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды.
11 декабря 2017
10
Каталог-резоне живописи Сальвадора Дали доступен онлайн
Фонд «Гала — Сальвадор Дали» завершил публикацию цифрового каталога-резоне испанского сюрреалиста, на подготовку которого ушло 17 лет. Он станет подспорьем как для исследователей творчества Дали, так и для арт-рынка.
13 декабря 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru