The Art Newspaper Russia
Поиск

Глеб Смирнов представил свою «Метафизику Венеции»

Ольга Кабанова познакомилась с книгой «Метафизика Венеции»— сборником новелл, рассказывающих не только о скрытой сущности города-фантома

Книга начинается с описания того, как автор стремительно шагает по венецианским улочкам и стук его каблуков разносится в пространстве. Автору нравится слышать себя в Венеции. Это не значит, что он игнорирует читателя, но сразу, в первой же главе-новелле «Три встречи», предупреждает: собеседником ему может быть не каждый. Вот Иосиф Бродский, да, достоин. Встреч у автора с поэтом было две, третья — только с гробом, на похоронах. Но и при коротком, лишь с виду случайном знакомстве они обсудили самое важное — поэзию. От естественной робости автор начинает объяснять Бродскому, что не так в его стихах и чем плоха Цветаева, а также декламирует стихи поэтов, с его точки зрения, лучших. Бродский все больше отмалчивается да курит, но изредка ему все же удается удивиться и вставить слово.

После подобного зачина на протяжении всей книги читатель и чувствует себя таким вот смирновским Бродским. Так же, можно сказать, покуривая, выслушивает справедливые утверждения: «Склонность к самоуглублению, сомнению и мыслительным процессам вообще самый гарантированный способ остаться одиноким». Изумляется его причудливому красноречию: «Ибо негуманно лишать читателя заслуженной им минуты отдохновения, пусть подышит свежим озоном высокой мудрости». Иногда читатель этот мысленно автору возражает: все же византийская иконопись прижилась на Руси не только из-за приезда Софьи Палеолог. Порой удивляется: зачем писать целую главу, объясняющую в десяти параграфах разницу между Венецией и Петербургом, когда очевидно, что эти города ну ничем не похожи, поскольку первый стоит на воде, а второй на земле? Что было в первом же параграфе и отмечено. Ну и, приходится признаться, иногда автор утомляет читателя обилием цитат, закавыченных или скрытых, как поэтических (на языке оригинала, с переводом и без), так и из научных трактатов. Восхищаться чужой начитанностью нелегко.

Искусствовед, философ, литератор Глеб Смирнов, многие знают, действительно живет в Венеции. И кажется правдой, что проводит там жизнь в размышлениях и наблюдениях, в гедонистической меланхолии, к чему город — второй герой книги — склоняет каждого. Для иного русского путешественника Глеб Смирнов и сам венецианская достопримечательность, обязательная для ознакомления. Поздоровавшись с ним, вы через одно рукопожатие становитесь знакомцем не просто Бродского, но Бродского в Венеции, что намного важнее. Поскольку стоит этот город — и это в книге главное — не на воде, а на елисейских полях, являя собой Элизиум, райский остров, обитель душ блаженных. Последняя глава — трактат об истории этого понятия, в финале же автор описывает свое видение рая и его насельников. Вот такая метафизика.  

Просмотры: 1475
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
6
В Лондоне завершается нашумевшая выставка Red Star Over Russia
Экспозиция в Тейт Модерн показывает визуальную культуру России первой половины XX века — образ бурной эпохи, созданный несколькими поколениями художников, графических дизайнеров и фотографов.
12 февраля 2018
7
Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси
Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства.
12 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II
Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых».
13 февраля 2018
10
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru