18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Гид по революционным выставкам

Выставочные проекты к 100-летию революции представили почти все крупные музеи. TANR выбрала лучшие из тех, что можно посетить прямо сейчас

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж к 100-летию революции представил сразу два проекта. Главный из них, «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь» (до 4 февраля 2018 года), разместился в Невской анфиладе и рассказывает о революции через призму истории Эрмитажа. В экспозиции, показывающей не только события 1917 года, но и жизнь прежних владельцев Зимнего, можно увидеть самые разные памятники эпохи — от сброшенного революционерами с Нового Эрмитажа двуглавого орла до броневика «Враг капитала», аналогичного тому, с которого Владимир Ленин произнес свою знаменитую речь. Отдельная часть выставки посвящена съемкам фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», который создавался в Зимнем дворце. Еще один проект, «Печать и революция. Издания 1917–1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа», название которого говорит само за себя, показывает более 200 книг, плакатов, лубков первых послереволюционных лет.


Государственный Русский музей

В «Мечтах о мировом расцвете» (до 20 ноября) русский авангард, с которым у большинства ассоциируется революция, совместили с теми, кого в связи с событиями 1917 года и следующих десятилетий вспоминают гораздо реже. Помимо работ Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина, здесь есть картины Валентина Серова, Ильи Репина, Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова, да и временной охват широкий — с 1903 по 1934 год. Последние дни работает еще один проект — «Плакат эпохи революции» (до 6 ноября), реконструирующий историю рождения узнаваемого и эффектного советского плаката.


Государственный исторический музей

Выставка «Энергия мечты. К 100-летию Великой российской революции» (до 19 февраля 2018 года) дает возможность впервые увидеть многие экспонаты из уже не существующего Центрального музея В.И.Ленина, фонды которого были переданы Историческому музею. Шесть разделов выставки охватывают самые разные аспекты жизни нового государства — от Гражданской войны, индустриализации и конструктивизма до ликбеза и пропаганды здорового образа жизни.


Государственная Третьяковская галерея

Большинство работ, показанных в проекте «Некто 1917» (до 14 января 2018 года) в Новой Третьяковке, были созданы в 1917-м или в ближайшие годы — кураторы хотели исследовать и показать, как крупнейшие художники видели свое время и творили в переломный для страны год. Выставка готовилась на протяжении трех лет, за это время были отобраны работы самого широкого круга авторов — от Михаила Нестерова до Василия Кандинского.


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Один из самых известных китайских художников современности Цай Гоцян, хоть и давно живет в США, до сих пор сохранил любовь к соцреализму, который в прошлом веке сильно повлиял на китайскую живописную традицию. В московском проекте «Октябрь» (до 11 ноября) художник поразмышлял над событиями 100-летней давности, определившими судьбу не только России, но и его родной страны. Впрочем, работы художника от соцреализма далеки: зрителей ждут инсталляции, видео и его знаменитая пороховая живопись.


Институт русского реалистического искусства

Серия Александра Лабаса «Октябрь» (до 10 декабря), которую показывают в ИРРИ, была написана уже после революции: художник начал работать над ней в 1920-х, а последние картины написал в 1970-х. Среди произведений цикла есть живопись и графика, фиксирующая самые яркие моменты меняющейся реальности (Лабасу в 1917 году было 17 лет, и революционные события впечатлили его на всю жизнь). Работы художника сопровождают документальные свидетельства: фотографии того времени из коллекции Мультимедиа Арт Музея и архивные документы.


Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

В Музее декоративно-прикладного и народного искусства показывают изделия первых послереволюционных десятилетий. Участвуют в экспозиции и откровенно пропагандистские вещи, как, например, тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца» (1922) с рисунком Сергея Чехонина, и лиричные образы новых советских людей, воплотившиеся в мелкой пластике Натальи Данько.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+