18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Затонувшие сокровища Екатерины Великой все-таки сохранились?

Обломки судна XVIII века, перевозившего в Санкт-Петербург сокровища, купленные для Екатерины II, возможно, вскоре будут подняты со дна Финского залива. «Фрау Мария» затонула спустя месяц после того, как отправилась в плавание из Амстердама в 1771 году.

На голландском корабле находится крупная коллекция предметов искусства наследников Геррита Браамкампа, голландского лесопромышленника и мецената, приобретенная агентами императрицы на аукционе. Действуя согласно инструкции самодержицы («покупайте то, что в моем вкусе; платите столько, сколько это стоит»), русский посол в Гааге князь Дмитрий Голицын купил коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских художников, среди которых, по мнению экспертов, могут находиться полотна Рембрандта, Рубенса, Геррита Доу и Паулюса Поттера. По свидетельству Ээро Эханти, историка искусства и реставратора из Национального совета Финляндии по древностям, Екатерина посетовала о потере картин в письме Вольтеру. Обломки, которые лежат на глубине 41 м, были обнаружены в 1999 году группой дайверов во главе с финским историком Кристианом Альстремом, который еще в 1970-х годах нашел в архивах упоминание о корабле. Его экспедиция получила разрешение Национального совета Финляндии по древностям поднять около шести экспонатов с судна, но вскоре дело застопорилось: дайверы стали судиться за проценты, положенные от государства за обнаружение клада, и иск проиграли. На подводные сокровища претендуют сразу три страны: Финляндия, Россия и Швеция. Дело в том, что, когда произошло кораблекрушение, Финляндия находилась под властью Швеции, а позже стала частью Российской империи и только в 1918 году получила независимость. По факту же обломки сейчас находятся в финских территориальных водах.

Михаил Пиотровский, президент Союза музеев РФ, в ноябре встречался с Пеккой Рави, генеральным секретарем финской Ассоциации музеев и вице-спикером парламента. Российская сторона предложила организовать совместную экспедицию на затонувшее судно. «Этот корабль мог бы стать музеем, если его поднять и законсервировать», — сказал Пиотровский в интервью агентству «ИТАР-ТАСС». «Идеально было бы, если бы мы могли поднять корабль со дна целиком и сохранять его в регулируемых условиях микроклимата, например в специальном бассейне», — говорит Риикка Альвик, археолог и специалист по финским древностям. Исследования показали, что двухмачтовый флейт практически не пострадал: более 90% корпуса судна не тронуто. Хотя и маловероятно, что картины сохранились, надежда все же остается, пока обломки не подняты. «Есть версия, что полотна перевозились в запечатанных свинцовых колбах, а это значит, что они могли сохранить герметичность», — говорит Ээро Эханти. Представители виртуального музея «Фрау Мария» считают, что картины или их фрагменты уцелели. По их мнению, корабль можно было бы поднять и превратить в мобильный музей, который бы путешествовал между Санкт-Петербургом, Финляндией, Швецией и Амстердамом.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+