The Art Newspaper Russia
Поиск

Зачем российским корпорациям собирать искусство

Коллекцию Челябинского трубопрокатного завода можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее, а работы из собрания Газпромбанка представлены в основном проекте Московской биеннале современного искусства. Рассказываем о корпоративном собирательстве в России

Корпоративные художественные коллекции в классическом понимании этого слова (с определенной концепцией, с кураторским надзором) стали возникать в России примерно четверть века назад, в начале 1990-х. Бизнес-структуры новой России работали в условиях, когда наличие корпоративной коллекции могло произвести благоприятное впечатление на партнеров, в первую очередь зарубежных, позволяло инвестировать деньги в альтернативный вид активов, а кроме того, просто радовало владельцев корпораций, многие из которых были искренне увлечены собирательством. Простое перечисление наиболее известных корпоративных коллекций, ставших известными в 1990-е годы, уже впечатляет: Инкомбанк с русским и западноевропейским искусством (и легендарной продажей «Черного квадрата» Казимира Малевича, который теперь входит в собрание Эрмитажа), компания «Ринако» с собранием живописи XIX века, Тверьуниверсалбанк с коллекцией портретов, Столичный банк сбережений, собиравший практически все, что попадалось ценного: от античного стекла до нидерландской и русской графики XVIII–XX веков.

Этот период увлечения корпоративными коллекциями был ярким, но недолгим. Банкротились сами компании, распродавались или просто исчезали из поля зрения собрания, да и содержание непрофильных активов не всем было нужно, а в 2000-е годы на первый план вышли частные коллекционеры — физические лица. Но история корпоративных собраний на этом не закончилась — тем интереснее узнать, что стало с коллекциями 1990-х, как и зачем они продолжают пополняться.

«Лужники»

Музей спорта, который сейчас называется «Музей „Лужников“», был создан в 1957 году сразу после Всемирного фестиваля молодежи и студентов и располагался на первом этаже по центру Большой спортивной арены, прямо за спиной у легендарного памятника Ленину работы скульптора Матвея Манизера и архитектора Игоря Рожина. (Кстати, памятник тоже входит в зону ответственности музея, как и вся прилегающая к БСА территория с монументами, фонтанами и аллеей Славы.) До 2013 года, когда Большую спортивную арену начали реконструировать в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, там находилась экспозиция, которая включала в себя не только и не столько вещи, связанные с историей стадиона. По сути дела, это был главный музей отечественного спорта. Его фонды пополнялись предметами, передаваемыми из спортивных федераций, от команд, выступавших на соревнованиях в стране и за ее пределами. Сейчас коллекция Музея «Лужников», как и весь спортивный комплекс с прилегающими территориями, принадлежит ОАО «Лужники».

В коллекции Музея «Лужников» — более 5,5 тыс. предметов, среди которых произведения декоративно-прикладного искусства, в свое время становившиеся наградами и призами участникам спортивных состязаний, а также скульптуры, значки, медали и жетоны: от дореволюционных наград — именных серебряных портсигаров фирмы Фаберже и кубков работы братьев Грачевых — до советского агитационного фарфора, от хрустальных и гжельских ваз до «античной» колесницы, которая выезжала на арену «Лужников» во время церемонии открытия Олимпиады-80. Помимо рассказа об истории спортивной борьбы и побед, музей дает прекрасную возможность увидеть изменение моды на спортивные призы, тенденции, которые были актуальны для дизайна в этой сфере. Кроме того, у музея есть серьезная коллекция плакатов и афиш, агитирующих за здоровый образ жизни и посвященных соревнованиям.

Сейчас экспонаты находятся в открытом хранении в здании генеральной дирекции и в помещениях отдельных сооружений спорткомплекса. В планах — создать специальную выставочную зону на Большой спортивной арене (в рамках реализации экскурсионно-туристического маршрута по «Лужникам»), а также организовывать специальные выставочные проекты.

По словам заместителя директора по коммуникациям ОАО «Олимпийский комплекс „Лужники“» Юлии Журкиной, очень важно сберечь наследие старейшего спорткомплекса страны, а также сохранить исторический архитектурный облик «Лужников», фонари работы Михаила Минкуса на аллее Славы. (Архитектор Михаил Минкус спроектировал эти парадные фонари для площадей и улиц Москвы в 1947 году, к празднованию 800-летия столицы. На территории спорткомплекса такие фонари установили в 1956 году. Сейчас аллея Славы в «Лужниках» — единственное в Москве место, где они остались в оригинальном виде.) «Коллекция — это то, что участвует в формировании атмосферы спорткомплекса, делает его не бездушным спортивным объектом, а местом с богатейшей историей, повышает его статус и добавляет эмоциональной ценности», — отметила Журкина.

ЮниКредит Банк

Собрание ЮниКредит Банка стало формироваться около 1993 года в связи с, казалось бы, совершенно прозаическим поводом: у банка появилось новое здание на Пречистенской набережной и архитекторы посоветовали тогдашнему руководству украсить стены офиса произведениями искусства. Для выбора художественного направления будущей коллекции проводились консультации с несколькими искусствоведами — в итоге была принята концепция, предложенная Александром Балашовым, который по сей день остается куратором собрания.

Выбор темы и периода коллекции — советского искусства 1920–1930-х годов — обусловлен рядом мотивов. ЮниКредит Банк видит свою задачу в возвращении искусства, которое на протяжении всего ХХ столетия оставалось своего рода terra incognita, в поле зрения наших современников.

Сегодня художественное собрание банка — это более 100 работ, среди которых произведения Ростислава Барто, Александра Древина, Леонида Зусмана, Бориса Смирнова-Русецкого, Антонины Софроновой, Роберта Фалька, Даниила Черкеса, Леонида Чупятова, а также редкий «Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем» Надежды Удальцовой, вариант которого хранится в Государственной Третьяковской галерее. В коллекции представлены как вещи 1920–1930-х годов, так и произведения участников художественного процесса того периода, созданные в более позднее время.

[[img4]]

Благодаря сотрудничеству с потомками некоторых художников, банку удалось создать в составе коллекции группы картин Александры Кольцовой-Бычковой, Федора Семенова-Амурского, Бориса Чернышева и Арсения Шульца. Кроме того, в собрании находится одна из главных работ Меера Айзенштадта — скульптура «Посвящение Кранаху» (гипсовый оригинал хранится в депозитарии, а бронзовая копия выставлена в головном офисе).

«Художественное собрание — это уже неотъемлемая часть банка, ему практически столько же лет, сколько нашему банку. Создание коллекции никогда не было бизнес-проектом, это, скорее, форма социальной ответственности. Мы рады, что, помимо оказания финансовых услуг, можем открывать нашим клиентам и партнерам имена авторов того периода, знакомить их с неизвестными работами, рассказывать о них — это ведь часть истории культуры, искусства нашей страны», — говорит Лаура Андронова, начальник управления корпоративного имиджа и коммуникаций ЮниКредит Банка.

Сегодня картины не только украшают стены главного офиса, как было задумано в начале 1990-х, и экспонируются в дополнительных. ЮниКредит Банк неоднократно демонстрировал свою коллекцию на выставках в России.

Челябинский трубопрокатный завод

В залах московского Мультимедиа Арт Музея на выставке «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода» до 22 октября можно увидеть работы из собрания, не просто напрямую связанного с металлургией, но и в деталях — художественными средствами — представляющего ее производственную специфику. Инициатором создания такой коллекции стал акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров, он же определяет политику пополнения собрания.

«Коллекция начала складываться и обретать свое лицо еще в 1990-е годы, — рассказывает Комаров. — В то время, разглядывая рисунки художника Александра Лабаса, я приметил легко узнаваемые специалистами сюжеты из „металлургической жизни“. Тогда и возникла идея составить своеобразную живописную летопись советского сталелитейного дела, которая в результате вылилась в коллекцию работ признанных мастеров XX века».

Сегодня коллекция насчитывает свыше 450 живописных полотен и графических работ художников 1920–1980-х годов. При составлении собрания особое внимание уделялось сюжетам, где тема металлургии отражена наиболее полно и разносторонне: горячий цех, тонкости производственного процесса, портретные зарисовки металлургов. Среди художников, представленных в коллекции, известные широкой публике имена: Николай Дормидонтов, Екатерина Зернова, Петр Котов, Александр Лабас, Аристарх Лентулов, Павел Соколов-Скаля, Моисей Фейгин и многие другие.

Коллекция постоянно размещается в офисах группы ЧТПЗ в Челябинске и Москве, а выставка в МАММ стала первым опытом показа собрания широкой публике (до этого были лишь небольшие экспозиции в компании «РОСНАНО» и других).

Газпромбанк

«Современное искусство и бизнес, как ни странно, во многом схожи, — говорит Марина Ситнина, корпоративный директор коллекции Газпромбанка, — ведь в основе их развития лежат креативные и инновационные идеи. Собирая современное нам искусство и художников, мы надеемся не только способствовать развитию инновационных моделей мышления, необходимых для новых технологических решений, научного прогресса и модернизации, но и отразить определенный срез времени, дать тем, кто придет нам на смену, возможность лучше понять наше „сегодня“».

Срез времени, который представляет банковская коллекция, — с начала 1990-х годов по сегодняшний день, и это первое в стране корпоративное собрание, посвященное искусству «новой России». Именно такую концепцию одобрило правление банка, принимая решение о создании корпоративной художественной коллекции, которая начала формироваться с 2012 года.

На сегодняшний день в собрании Газпромбанка, курирует которое Тереза Мавика, более 800 единиц хранения и свыше 70 имен. Оно включает в себя работы как признанных мастеров вроде Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского, так и молодых художников, среди которых Арсений Жиляев, Дарья Иринчеева, Таус Махачева, Александра Пирогова, Сергей Сапожников. Банк пополняет собрание произведениями всех жанров и техник: от живописи до мультимедийных проектов и инсталляций. Если есть возможность, то приобретаются не отдельные работы, а цельные проекты, и, кроме того, Газпромбанк инициирует создание художниками новых произведений — специально для коллекции.

Объем и состав коллекции предъявляют требования к формату хранения, поэтому в 2016 году Газпромбанк открыл специальное фондохранилище, соответствующее самым высоким международным музейным стандартам безопасного хранения произведений искусства, оно оборудовано современной климатической установкой, системами безопасности, пожаротушения и развески. Для учета и управления коллекцией банк использует цифровой программный комплекс Collector Systems.

Публично выставлять все собрание, включая масштабные инсталляции, пока не представляется возможным, поэтому избранные работы демонстрируются в клиентских и офисных зонах Газпромбанка, а основная часть коллекции находится в фондохранилище.

Зато банк не ограничивает свою выставочную активность на внешних площадках в России и за рубежом. Произведения из его собрания уже участвовали в более чем 50 музейных и других выставочных проектах, российских и международных арт-форумах. В планах на 2018 год — проведение международных выставок, посвященных искусству современной России, где будут представлены работы только из корпоративной коллекции Газпромбанка.

Просмотры: 4213
Популярные материалы
1
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
2
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
3
ГМИИ им. Пушкина может открыть филиал на Пресне
Под него планируется здание бывшего хлебозавода имени В.П.Зотова, построенное в 1931 году.
19 октября 2017
4
Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»
Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки.
19 октября 2017
5
Дмитрий Аске: «На мое творчество повлияли Lego, компьютерные игры и советские мозаики»
Художник, создатель портала Vltamarine.ru пригласил в свою мастерскую, чтобы рассказать о подготовке к большой выставке «Сквозь туман» в галерее RuArts, а также о развитии уличного искусства в России и мире и о том, почему не надо переносить граффити на холсты.
19 октября 2017
6
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
7
В Париже в 44-й раз проходит ярмарка FIAC
Крупнейшая во Франции ярмарка современного искусства принимает в Гран-пале 192 галереи из 29 стран, выставивших на продажу около тысячи произведений искусства. На основной площадке FIAC по просьбе TANR побывала Мария Сидельникова.
20 октября 2017
8
Павильон Александра Бродского появился за 101-м км — в Лондоне
Проект к 100-летию революции «101-й километр. Далее — везде» архитектор создал совместно с «Пушкинским домом».
18 октября 2017
9
Коллекцию Иосифа Бакштейна музеефицировали
В Московском музее современного искусства 23 октября открывается выставка современного искусства из частной коллекции куратора, основателя и многолетнего комиссара Московской международной биеннале, директора ИПСИ Иосифа Бакштейна.
23 октября 2017
10
Директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф уходит со своего поста из-за конфликта интересов
Причина отставки — невозможность совмещать ведение бизнеса в сфере арт-консалтинга и руководство одним из самых престижных музеев мира.
18 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru