The Art Newspaper Russia
Поиск

Каталог коллекции нонконформистов Наталии Опалевой рассказывает не только о Звереве

Книга "Не только Ренессанс", представляющая каталог коллекции директора и основателя Музея АЗ, украшена воспоминаниями поэта Владимира Алейникова

Яркая, праздничная даже, книга большого формата представляет собой каталог коллекции генерального директора и основателя московского Музея АЗ (Анатолия Зверева) Наталии Опалевой. Это не значит, что альбом посвящен работам Анатолия Зверева (1931–1986), — в собрании Опалевой целый букет главных художников-нонконформистов 1960-х. Ольга Зайцева, автор вступительной статьи, хочет взглянуть на деятелей «второго авангарда» по-особенному — для чего предлагает относиться к неофициальному искусству в СССР как к проявлению «советского Ренессанса».

Раз уж речь заходит о Возрождении, значит, эпоха, ему предшествующая, автоматически назначается Средними веками — со всеми вытекающими  коннотациями. «Вернемся к понятию, которое мы предлагаем для универсального описания такого рода художественного эксперимента, — „ренессанс“. Помимо принципа собирания красоты, высочайшего уровня технического мастерства и значимой роли художника в обществе ренессанс предлагает свежий взгляд на старые вещи, нежную ностальгическую дистанцию по отношению к золотому веку и гуманистический пафос, представляющий человека венцом творения. Характерным примером такого ренессансного искусства можно считать наследие Анатолия Зверева, хорошо владевшего техниками и стилями прошлого, сохранявшего ироническую дистанцию по отношению как к художественным задачам, так и к реальности».

Но так как в основу альбома положен алфавитный принцип (каждому художнику посвящен отдельный раздел с небольшим вступлением), то до Зверева очередь доходит не сразу. Книга открывается работами не слишком известного художника и скульптора Петра Беленка (1938–1991), экспериментировавшего в направлении фото- и гиперреализма. Далее по алфавиту следуют также близкий гиперреализму Олег Васильев (1931–2013) и абстракционист Николай Вечтомов (1923–2007).

Следующий раздел посвящен геометрически выверенным работам Игоря Вулоха (1938–2012), и только после этого наступает царство Анатолия Зверева. Его творчеству в книге отдано максимальное количество разворотов.

Заметную часть коллекции Опалевой составляют ныне живущие классики нонконформизма Франциско Инфанте, Илья Кабаков и Вячеслав Калинин; алфавитный принцип компоновки материала позволяет сгруппировать их в единый мощный блок. Потом наступает черед метафизического Дмитрия Краснопевцева (1925–1995), сюрреалистического Льва Кропивницкого (1922–1994) и экспрессивной Лидии Мастерковой (1927–2008). В беглом очерке сложно представить всех мастеров неофициального советского искусства, попавших под роскошный переплет: их в книге около четырех десятков.

Особую прелесть ей сообщает «архивный раздел» — мемуарные заметки поэта Владимира Алейникова, написанные специально для этого издания. Он уже известен воспоминаниями о деятелях неофициальной советской культуры. Один из основателей поэтического объединения СМОГ, ставшего важным символом оттепели, Алейников издал в 2006 году объемный том мемуаров о временах, которые Ольга Зайцева и обозначает как «советский Ренессанс».

Алейников описывает художников прошлого века как возрожденческих гениев, чьи таланты поражают разнообразием. «Да, Василий Яковлевич [Ситников] был жизнелюбом. Стойкостью в любой ситуации, несгибаемостью своей он будто заряжал знакомых. Многообразие его дарований некоторых современников озадачивало. Знал он навигацию, судовождение. Строил модели парусных судов. Конструировал байдарки. Историю живописи знал получше иных профессоров. Любил и знал поэзию. Великолепно разбирался в иконописи. Свой дар педагога раскрыл полностью».

Про Владимира Яковлева: «Полуслепой, постоянно терявший очки с какими-то слишком уж большими диоптриями и потому предпочитавший обойтись без них, приближал он лицо к прикрепленному кнопками на мольберте ватманскому листу бумаги с быстрым, только ему одному и понятным наброском, несколькими штрихами уже определяющим сущность работы, — и словно чуял ее, видел всю ее внутренним взором». Про Илью Кабакова: «Он напоминал благодушного сказочного духа, в линялой рубашке с закатанными рукавами, невысокий, но весь какой-то ладный, с пластичными движениями, с взлохмаченными волосами, с лучезарной улыбкой».

Поэтический взгляд на нонконформистов (стиль Владимира Алейникова метафоричен и высокопарен) возводит их на пьедестал и отдаляет от актуальной реальности. Делает легендарными. Как и положено мастерам подлинно музейного уровня. 

Каталог выиграл конкурс "Книга года - 2917" в номинации "ART-книга".

Просмотры: 1146
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Самые интересные выставки 2018 года: от Баскиа и Данa Во до Майкла Джексона и Берты Моризо
Выставки, которые стоит посетить в наступившем году в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других городах мира.
11 января 2018
4
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
5
Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается
В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия.
11 января 2018
6
Двенадцать ню и другие шедевры Модильяни можно увидеть в Лондоне
Кураторы выставки в Тейт сделали все возможное, чтобы ни одна из 100 работ не вызывала сомнений в подлинности.
11 января 2018
7
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
8
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
9
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
10
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru