The Art Newspaper Russia
Поиск

«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

Уникальная икона XII века может переместиться из постоянной экспозиции Русского музея в церковь Михайловского замка

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы компаний «Сапсан» (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет. По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века. В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“»  никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина. — Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян. — Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты. И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ. Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону. Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

Просмотры: 3961
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
6
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
7
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
8
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
9
Граффити-художник JR и архитектор Лиз Диллер попали в список самых влиятельных людей года Time
В числе политиков, ученых и кинозвезд оказалось несколько представителей арт-сообщества.
20 апреля 2018
10
Пропаганда здоровых образов советской жизни
Русский музей подготовил к чемпионату мира по футболу крупнейшую выставку о спорте.
23 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru