The Art Newspaper Russia
Поиск

Технологиями — по подделкам

Совместный проект британских, германских и российских специалистов поможет бороться с подделками работ Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова

Важный музейный и исследовательский проект, посвященный творчеству Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, разработанный британским фондом изучения русского авангарда RARP (Russian Avant-garde Research Project) совместно с Музеем Людвига в Кельне и Государственной Третьяковской галереей, вошел в свою главную стадию.

Проект состоит из трех частей. Первая — это комплексное технико-технологическое исследование живописных произведений Гончаровой и Ларионова, хранящихся в Музее Людвига, и составление по результатам исследования эталонной базы. Вторая часть — оцифровка архива Гончаровой и Ларионова, хранящегося в Третьяковке, создание к нему максимально полного и подробного научного комментария и размещение его в Интернете. Третья — составление «репертуара продаж» работ двух художников по результатам аукционов, проходивших в США в период с 1945 по 1980 год. Именно тогда на арт-рынок могло попасть значительное число подделок.

Главная цель — предотвратить распространение фальшивок, приписываемых Гончаровой и Ларионову. А для борьбы с подделками в первую очередь нужны серьезное изучение провенанса и технико-технологические исследования. Именно поэтому к проекту привлечены ведущие специалисты и фирмы, в частности Art Analysis & Research (Лондон — Нью-Йорк).

Музей Людвига в Кельне владеет интересной коллекцией произведений Гончаровой и Ларионова, созданных с 1905 по 1916 год: 12 полотен маслом, 1 гуашь и 1 темпера. Работы имеют безупречный провенанс и уже проходили технологические исследования, но сейчас их изучают с использованием самых передовых технологий. «Это совместная работа английских и немецких реставраторов. Англичане предоставляют технику, которой нет у немецких коллег, — рассказал искусствовед и главный куратор RARP Константин Акинша. — Мы создадим технологический эталон для определения подлинности и представим все данные и результаты на специальном сайте. Мы очень надеемся, что в дальнейшем к проекту присоединятся другие музеи».

По словам Евгении Илюхиной, заместителя заведующего отделом графики Третьяковской галереи, хранителя фонда Гончаровой и Ларионова, оцифровку архива художников музей начал с писем. «Их переписку между собой и с огромным числом русских, французских, итальянских, английских корреспондентов мы выложим прежде всего, — говорит она. — Письма наполнены интересными мыслями об искусстве, рассуждениями о современниках, их можно публиковать без купюр. Еще есть комментарии Ларионова о работе в театре, статьи Ларионова и Гончаровой, западных журналистов».

Планируется, что значительную часть этого фонда музей выложит на сайт к выставке Михаила Ларионова, которая откроется в Третьяковке в сентябре 2018 года. Кроме того, Третьяковская галерея создает огромный корпус комментариев, примечаний и целую серию гиперссылок, с помощью которых можно будет узнать биографию интересующего человека и познакомиться с историей создания и бытования картин.

«Главное, чего я жду от этих исследований, — чтобы удалось сделать каталог-резоне и чтобы появились признанные во всем мире эксперты и экспертные центры по творчеству Гончаровой и Ларионова, — рассказал Петр Авен, коллекционер и один из попечителей RARP. — Я уверен, что проект реально поможет бороться с подделками работ этих двух художников».

Просмотры: 3137
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru