18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Технологиями — по подделкам

№56
Материал из газеты

Совместный проект британских, германских и российских специалистов поможет боротьсяс подделками работ Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова

Важный музейный и исследовательский проект, посвященный творчеству Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, разработанный британским фондом изучения русского авангарда RARP (Russian Avant-garde Research Project) совместно с Музеем Людвига в Кельне и Государственной Третьяковской галереей, вошел в свою главную стадию.

Проект состоит из трех частей. Первая — это комплексное технико-технологическое исследование живописных произведений Гончаровой и Ларионова, хранящихся в Музее Людвига, и составление по результатам исследования эталонной базы. Вторая часть — оцифровка архива Гончаровой и Ларионова, хранящегося в Третьяковке, создание к нему максимально полного и подробного научного комментария и размещение его в Интернете. Третья — составление «репертуара продаж» работ двух художников по результатам аукционов, проходивших в США в период с 1945 по 1980 год. Именно тогда на арт-рынок могло попасть значительное число подделок.

Главная цель — предотвратить распространение фальшивок, приписываемых Гончаровой и Ларионову. А для борьбы с подделками в первую очередь нужны серьезное изучение провенанса и технико-технологические исследования. Именно поэтому к проекту привлечены ведущие специалисты и фирмы, в частности Art Analysis & Research (Лондон — Нью-Йорк).

Музей Людвига в Кельне владеет интересной коллекцией произведений Гончаровой и Ларионова, созданных с 1905 по 1916 год: 12 полотен маслом, 1 гуашь и 1 темпера. Работы имеют безупречный провенанс и уже проходили технологические исследования, но сейчас их изучают с использованием самых передовых технологий. «Это совместная работа английских и немецких реставраторов. Англичане предоставляют технику, которой нет у немецких коллег, — рассказал искусствовед и главный куратор RARP Константин Акинша. — Мы создадим технологический эталон для определения подлинности и представим все данные и результаты на специальном сайте. Мы очень надеемся, что в дальнейшем к проекту присоединятся другие музеи».

По словам Евгении Илюхиной, заместителя заведующего отделом графики Третьяковской галереи, хранителя фонда Гончаровой и Ларионова, оцифровку архива художников музей начал с писем. «Их переписку между собой и с огромным числом русских, французских, итальянских, английских корреспондентов мы выложим прежде всего, — говорит она. — Письма наполнены интересными мыслями об искусстве, рассуждениями о современниках, их можно публиковать без купюр. Еще есть комментарии Ларионова о работе в театре, статьи Ларионова и Гончаровой, западных журналистов».

Планируется, что значительную часть этого фонда музей выложит на сайт к выставке Михаила Ларионова, которая откроется в Третьяковке в сентябре 2018 года. Кроме того, Третьяковская галерея создает огромный корпус комментариев, примечаний и целую серию гиперссылок, с помощью которых можно будет узнать биографию интересующего человека и познакомиться с историей создания и бытования картин.

«Главное, чего я жду от этих исследований, — чтобы удалось сделать каталог-резоне и чтобы появились признанные во всем мире эксперты и экспертные центры по творчеству Гончаровой и Ларионова, — рассказал Петр Авен, коллекционер и один из попечителей RARP. — Я уверен, что проект реально поможет бороться с подделками работ этих двух художников».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+