The Art Newspaper Russia
Поиск

Картина, которую никто не видел 90 лет

Уже очень скоро посетители Русского музея смогут увидеть масштабное полотно Вильгельма Котарбинского «Оргия», почти 100 лет хранившееся в свернутом виде и поэтому серьезно пострадавшее

В конце года Государственный Русский музей откроет выставку «Пленники Вечного города», посвященную творчеству Генриха Семирадского и колонии русских художников, живших в Риме во второй половине XIX века. Работая над реставрационной подготовкой этой временной экспозиции, специалисты вернули к жизни самое крупное произведение Вильгельма Котарбинского — картину «Оргия» (3х5 м).

Заклеенное с лицевой стороны оберточной бумагой, оно с января 1927 года хранилось в фондах в скатанном виде. Сотрудники музея в процессе реставрации и сами впервые увидели эту вещь Котарбинского, до сих пор в их распоряжении была только черно-белая фотография картины начала ХХ века.

«Смотрите, от хранения на валу на полотне появились очаги отслоения: красочный слой приклеился к бумаге, а связи с остальными слоями у него не произошло, — Марат Дашкин, художник-реставратор станковой живописи первой категории, показывает небольшие проплешины, возникшие на картине после 90 лет хранения рулоном. — Мы, приступая к работе, боялись, что потери будут существенными. Но оказалось не так страшно, все утраты — локальные. Мы знаем, где какой цвет был, все сохранилось, никаких внедрений от себя мы не делаем. Красочный слой поврежден незначительно, но работа предстоит еще огромная».

Вильгельм Котарбинский — российский художник польского происхождения, один из представителей стиля модерн в живописи. Особенно известен как участник росписи Владимирского собора в Киеве и модный салонный живописец, автор картин на мифологические темы в духе мистицизма.

Его двоюродный брат Милош Котарбинский тоже был художником, окончившим Академию художеств в Петербурге. Вильгельм Котарбинский окончил Академию святого Луки в Риме. Там же познакомился с братьями Сведомскими, которые пригласили его в Киев принять участие в росписи Владимирского собора (вместе с Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и другими художниками). Живя в Киеве, Вильгельм Котарбинской много работал в жанре декоративной живописи. В частности, он написал панно для Музея западной живописи в Киеве, который располагался в особняке Ханенко (теперь это Национальный музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко).

Именно в эти годы Котарбинский становится известен и своими крупными станковыми работами, такими как «Оргия» или «Битва кентавров с амазонками». В конце XIX века его полотно «Оргия» было приобретено Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Как рассказала Наталья Романова, художник-реставратор высшей категории, в архивах музея сохранились документы 1920-х годов, относящиеся к этой работе Котарбинского, где говорится, что при осмотре картины были обнаружены «признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев, которые носят угрожающий характер». Тогда-то реставраторы и решили в виде временной меры укрепления проклеить полотно осетровым клеем и закрыть бумагой. Поэтому первым делом их современным коллегам пришлось снимать слой плотной бумаги, которой закрыли лицевую сторону картины, после того как нанесли на нее толстый слой рыбьего клея.

К сожалению, эта мера не спасла красочный слой: для укрепления клей нужно было вгонять между слоями краски, а не просто наносить сверху. Теперь специалисты исправляют ошибки предшественников.

«Мы вручную, послойно истончаем бумагу, чтобы выявить изображение и конфигурацию утрат, — объясняет Марат Дашкин. — Но, как только ослабляется сцепление бумаги, под ней расслабляется красочный слой и появляются пузыри. Мы инъектируем в них осетровый клей, высушиваем, одновременно прижимая к остальным слоям краски, соединяя все разрозненные красочные слои».

После снятия бумаги и укрепления реставраторы перевернут полотно и будут работать с обратной стороной. Затем натянут картину на подрамник, и начнется второй этап — художественная реставрация. Уже заказана новая рама, и после экспонирования на выставке работа останется в ней навсегда.

На выставке «Пленники Вечного города» посетители увидят три произведения Вильгельма Котарбинского: «Оргию» и пейзаж «Сумерки» из собрания ГРМ и «Девушку с голубями» из Третьяковки.

«Котарбинский станет настоящим открытием выставки, ведь его работу никто не видел больше 90 лет, — говорит Павел Климов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Хотя он живописец не первого плана, но это интересный, эффектный художник. „Оргия“ из всех его станковых работ самая значительная. Изучали Котарбинского мало, и выставка, надеемся, вызовет желание изучить его творчество детальнее».

Просмотры: 24899
Популярные материалы
1
Дэвид Хокни — самый дорогой живой художник
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Бассейн с двумя фигурами» продан за $90,3 млн.
16 ноября 2018
2
Михаил Шемякин: «Я просто имею наглость рисовать...»
В Московском музее современного искусства открывается выставка Михаила Шемякина. 75-летний художник рассказал о том, что на ней можно будет увидеть, и о своих взглядах на творчество, образование и сегодняшнюю Россию.
19 ноября 2018
3
Москвичам прокрутили «Динамо»
Завершена реконструкция знаменитого стадиона — некогда главной футбольной арены СССР. Стадион считался памятником архитектуры, но это ему не помогло.
15 ноября 2018
4
Русское искусство вписали в овал
Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства.
16 ноября 2018
5
Топ-10 архитектурных шедевров для главного из искусств
Музей кино уже год как на ВДНХ. А Киноцентр на Красной Пресне, долгие годы бывший его домом и известный сейчас как кинотеатр «Соловей», снесут. Показываем самые интересные музейные проекты для кино и медиаискусства — будущие и уже осуществленные.
16 ноября 2018
6
Как Ольга Хохлова пыталась призвать к порядку Пикассо
На выставке в Пушкинском музее, посвященной отношениям легендарной пары, собрано более 200 экспонатов: живопись, графика, фотографии, мебель и даже фильмы, снятые художником. Многое показывается впервые после открытия семейного архива наследниками.
19 ноября 2018
7
В павильоне России на биеннале в Венеции представят групповую выставку
Состав художников и тему национальной экспозиции, которую покажут на 58-й биеннале современного искусства в Венеции, объявят позже.
14 ноября 2018
8
Рейксмузеум впервые объединит на одной выставке всего Рембрандта из своего собрания
Проект в честь 350-летия со дня смерти художника представит редкую возможность увидеть рисунки и гравюры Рембрандта всех периодов его творчества в сопровождении признанных шедевров — «Ночного дозора» и «Еврейской невесты».
14 ноября 2018
9
Нина Лобанова-Ростовская: «Если бы у нас было больше денег, наша коллекция была бы хуже»
Собрание театральных эскизов — дело жизни Никиты и Нины Лобановых-Ростовских — оказалось в Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Почему они решили с ним расстаться, рассказала Нина Лобанова-Ростовская.
16 ноября 2018
10
Новые рекорды для трех гигантов американского искусства ХХ века поставлены в Нью-Йорке
На аукционе Christie’s картина Эдварда Хоппера «Рагу по-китайски» продана за $91,9 млн, «Женщина и пейзаж» Виллема де Кунинга ушла за $68,9 млн, «Композиция с красными мазками» Джексона Поллока — за $55,4 млн.
14 ноября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru