The Art Newspaper Russia
Поиск

Картина, которую никто не видел 90 лет

Уже очень скоро посетители Русского музея смогут увидеть масштабное полотно Вильгельма Котарбинского «Оргия», почти 100 лет хранившееся в свернутом виде и поэтому серьезно пострадавшее

В конце года Государственный Русский музей откроет выставку «Пленники Вечного города», посвященную творчеству Генриха Семирадского и колонии русских художников, живших в Риме во второй половине XIX века. Работая над реставрационной подготовкой этой временной экспозиции, специалисты вернули к жизни самое крупное произведение Вильгельма Котарбинского — картину «Оргия» (3х5 м).

Заклеенное с лицевой стороны оберточной бумагой, оно с января 1927 года хранилось в фондах в скатанном виде. Сотрудники музея в процессе реставрации и сами впервые увидели эту вещь Котарбинского, до сих пор в их распоряжении была только черно-белая фотография картины начала ХХ века.

«Смотрите, от хранения на валу на полотне появились очаги отслоения: красочный слой приклеился к бумаге, а связи с остальными слоями у него не произошло, — Марат Дашкин, художник-реставратор станковой живописи первой категории, показывает небольшие проплешины, возникшие на картине после 90 лет хранения рулоном. — Мы, приступая к работе, боялись, что потери будут существенными. Но оказалось не так страшно, все утраты — локальные. Мы знаем, где какой цвет был, все сохранилось, никаких внедрений от себя мы не делаем. Красочный слой поврежден незначительно, но работа предстоит еще огромная».

Вильгельм Котарбинский — российский художник польского происхождения, один из представителей стиля модерн в живописи. Особенно известен как участник росписи Владимирского собора в Киеве и модный салонный живописец, автор картин на мифологические темы в духе мистицизма.

Его двоюродный брат Милош Котарбинский тоже был художником, окончившим Академию художеств в Петербурге. Вильгельм Котарбинский окончил Академию Святого Луки в Риме. Там же познакомился с братьями Сведомскими, которые пригласили его в Киев принять участие в росписи Владимирского собора (вместе с Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и другими художниками). Живя в Киеве, Вильгельм Котарбинской много работал в жанре декоративной живописи. В частности, он написал панно для Музея западной живописи в Киеве, который располагался в особняке Ханенко (теперь это Национальный музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко).

Именно в эти годы Котарбинский становится известен и своими крупными станковыми работами, такими как «Оргия» или «Битва кентавров с амазонками». В конце XIX века его полотно «Оргия» было приобретено Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Как рассказала Наталья Романова, художник-реставратор высшей категории, в архивах музея сохранились документы 1920-х годов, относящиеся к этой работе Котарбинского, где говорится, что при осмотре картины были обнаружены «признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев, которые носят угрожающий характер». Тогда-то реставраторы и решили в виде временной меры укрепления проклеить полотно осетровым клеем и закрыть бумагой. Поэтому первым делом их современным коллегам пришлось снимать слой плотной бумаги, которой закрыли лицевую сторону картины, после того как нанесли на нее толстый слой рыбьего клея.

К сожалению, эта мера не спасла красочный слой: для укрепления клей нужно было вгонять между слоями краски, а не просто наносить сверху. Теперь специалисты исправляют ошибки предшественников.

«Мы вручную, послойно истончаем бумагу, чтобы выявить изображение и конфигурацию утрат, — объясняет Марат Дашкин. — Но, как только ослабляется сцепление бумаги, под ней расслабляется красочный слой и появляются пузыри. Мы инъектируем в них осетровый клей, высушиваем, одновременно прижимая к остальным слоям краски, соединяя все разрозненные красочные слои».

После снятия бумаги и укрепления реставраторы перевернут полотно и будут работать с обратной стороной. Затем натянут картину на подрамник, и начнется второй этап — художественная реставрация. Уже заказана новая рама, и после экспонирования на выставке работа останется в ней навсегда.

На выставке «Пленники Вечного города» посетители увидят три произведения Вильгельма Котарбинского: «Оргию» и пейзаж «Сумерки» из собрания ГРМ и «Девушку с голубями» из Третьяковки.

«Котарбинский станет настоящим открытием выставки, ведь его работу никто не видел больше 90 лет, — говорит Павел Климов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Хотя он живописец не первого плана, но это интересный, эффектный художник. „Оргия“ из всех его станковых работ самая значительная. Изучали Котарбинского мало, и выставка, надеемся, вызовет желание изучить его творчество детальнее».

Просмотры: 23346
Популярные материалы
1
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
2
Рем Колхас представил проект реконструкции Новой Третьяковки
Новую Третьяковку на Крымском Валу планируют реконструировать поэтапно, а экспозицию современного искусства временно выставят в Лаврушинском переулке.
20 февраля 2018
3
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Режиссер Уэс Андерсон стал куратором
Вместе со своей девушкой, писательницей и дизайнером Джуман Малуф, он готовит выставку в венском Музее истории искусств. Детали экспозиции не раскрываются.
21 февраля 2018
6
Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности
Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце.
19 февраля 2018
7
Экспертов не подпустили к авангарду в Генте
Комиссия, которая должна была установить аутентичность произведений русского авангарда из коллекции Фонда Дилегем, снятых с показа в Музее изящных искусств в Генте, не смогла начать работу.
20 февраля 2018
8
Носки из музеев мира, или Низко о высоком
Пушкинский музей запустил линейку носков по мотивам шедевров из своей коллекции. По этому случаю мы показываем новинки и вспоминаем опыт коллег.
20 февраля 2018
9
Ввоз и вывоз произведений искусства: новые правила
Приняты изменения в ряд законодательных актов, касающихся оборота культурных ценностей, в том числе в федеральный закон о вывозе и ввозе. Часть закона о ввозе уже действует, раздел о вывозе вступит в силу 30 марта.
21 февраля 2018
10
Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»
Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика».
19 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru