The Art Newspaper Russia
Поиск

Картина, которую никто не видел 90 лет

Уже очень скоро посетители Русского музея смогут увидеть масштабное полотно Вильгельма Котарбинского «Оргия», почти 100 лет хранившееся в свернутом виде и поэтому серьезно пострадавшее

В конце года Государственный Русский музей откроет выставку «Пленники Вечного города», посвященную творчеству Генриха Семирадского и колонии русских художников, живших в Риме во второй половине XIX века. Работая над реставрационной подготовкой этой временной экспозиции, специалисты вернули к жизни самое крупное произведение Вильгельма Котарбинского — картину «Оргия» (3х5 м).

Заклеенное с лицевой стороны оберточной бумагой, оно с января 1927 года хранилось в фондах в скатанном виде. Сотрудники музея в процессе реставрации и сами впервые увидели эту вещь Котарбинского, до сих пор в их распоряжении была только черно-белая фотография картины начала ХХ века.

«Смотрите, от хранения на валу на полотне появились очаги отслоения: красочный слой приклеился к бумаге, а связи с остальными слоями у него не произошло, — Марат Дашкин, художник-реставратор станковой живописи первой категории, показывает небольшие проплешины, возникшие на картине после 90 лет хранения рулоном. — Мы, приступая к работе, боялись, что потери будут существенными. Но оказалось не так страшно, все утраты — локальные. Мы знаем, где какой цвет был, все сохранилось, никаких внедрений от себя мы не делаем. Красочный слой поврежден незначительно, но работа предстоит еще огромная».

Вильгельм Котарбинский — российский художник польского происхождения, один из представителей стиля модерн в живописи. Особенно известен как участник росписи Владимирского собора в Киеве и модный салонный живописец, автор картин на мифологические темы в духе мистицизма.

Его двоюродный брат Милош Котарбинский тоже был художником, окончившим Академию художеств в Петербурге. Вильгельм Котарбинский окончил Академию Святого Луки в Риме. Там же познакомился с братьями Сведомскими, которые пригласили его в Киев принять участие в росписи Владимирского собора (вместе с Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и другими художниками). Живя в Киеве, Вильгельм Котарбинской много работал в жанре декоративной живописи. В частности, он написал панно для Музея западной живописи в Киеве, который располагался в особняке Ханенко (теперь это Национальный музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко).

Именно в эти годы Котарбинский становится известен и своими крупными станковыми работами, такими как «Оргия» или «Битва кентавров с амазонками». В конце XIX века его полотно «Оргия» было приобретено Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Как рассказала Наталья Романова, художник-реставратор высшей категории, в архивах музея сохранились документы 1920-х годов, относящиеся к этой работе Котарбинского, где говорится, что при осмотре картины были обнаружены «признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних слоев, которые носят угрожающий характер». Тогда-то реставраторы и решили в виде временной меры укрепления проклеить полотно осетровым клеем и закрыть бумагой. Поэтому первым делом их современным коллегам пришлось снимать слой плотной бумаги, которой закрыли лицевую сторону картины, после того как нанесли на нее толстый слой рыбьего клея.

К сожалению, эта мера не спасла красочный слой: для укрепления клей нужно было вгонять между слоями краски, а не просто наносить сверху. Теперь специалисты исправляют ошибки предшественников.

«Мы вручную, послойно истончаем бумагу, чтобы выявить изображение и конфигурацию утрат, — объясняет Марат Дашкин. — Но, как только ослабляется сцепление бумаги, под ней расслабляется красочный слой и появляются пузыри. Мы инъектируем в них осетровый клей, высушиваем, одновременно прижимая к остальным слоям краски, соединяя все разрозненные красочные слои».

После снятия бумаги и укрепления реставраторы перевернут полотно и будут работать с обратной стороной. Затем натянут картину на подрамник, и начнется второй этап — художественная реставрация. Уже заказана новая рама, и после экспонирования на выставке работа останется в ней навсегда.

На выставке «Пленники Вечного города» посетители увидят три произведения Вильгельма Котарбинского: «Оргию» и пейзаж «Сумерки» из собрания ГРМ и «Девушку с голубями» из Третьяковки.

«Котарбинский станет настоящим открытием выставки, ведь его работу никто не видел больше 90 лет, — говорит Павел Климов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. — Хотя он живописец не первого плана, но это интересный, эффектный художник. „Оргия“ из всех его станковых работ самая значительная. Изучали Котарбинского мало, и выставка, надеемся, вызовет желание изучить его творчество детальнее».

Просмотры: 20560
Популярные материалы
1
Поможем друг другу
Директор Третьяковки Зельфира Трегулова — о том, зачем программа лояльности «Друг Третьяковской галереи» нужна не только посетителям, но и самому музею.
15 сентября 2017
2
Картину Василия Кандинского привезут в Москву на один день
Топ-лот ноябрьского аукциона импрессионизма и модернизма Christie's покажут в фонде IN ARTIBUS.
15 сентября 2017
3
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
4
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
От дома — к музею
Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?
15 сентября 2017
8
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru