18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Почему я еще не самый дорогой?» Денис Белькевич отвечает художникам. Пример 7. Восемь на восемь. Часть 1

Что делать начинающему художнику, чтобы его стоимость неуклонно росла? Как мэтру российского рынка войти в круг лидеров продаж не только в нетрезвой компании на вечеринках Miami Art Basel? Что понимать под стоимостью искусства и как она устанавливается? Еженедельно мы будем брать для разбора российских художников, как признанных, так и молодых, и стараться понять причины их текущего положения на рынке.

Сразу определим правила игры. Мы просветим карьеру художника на предмет составляющих его рыночной стоимости: ступень развития карьеры, наличие работ в значимых частных коллекциях и публичных музеях, информационная активность (наличие интернет-сайта, блогов и внимания СМИ), количество и периодичность выставок, участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Но в первую очередь мы будем судить о художнике по результатам аукционных продаж как единственном публичном источнике цен.

Гендерное равенство на арт-рынке исторически нарушено. Женская сторона традиционно остается в стороне от кардинальных перемен в художественном процессе, что отражается и на аукционных продажах. На сегодняшний день самое дорогое произведение искусства, созданное женщиной, принадлежит француженке Берте Моризо (1841–1985) — работа «После завтрака» 1881 года продана на Christie’s в 2013 году за $10,9 млн. Первая в рейтинге русских художниц — Наталия Гончарова (1881–1962), чьи «Цветы» ушли в 2008 году за $10,8 млн. Среди ныне живущих мировое женское лидерство держит американка Кэйди Ноланд, в 1989 году продавшая на Sotheby’s скульптуру «Озвальд» за $6,6 млн, а российское — Ольга Булгакова с живописью «Сон о красной птице» 1988 года, приобретенной за €117 тыс.

В сумме среди авторов 5 тыс. самых дорогих публично проданных работ не более 5% женщин. И даже вооруженная пистолетом Фрида Кало не смогла бы изменить этого дисбаланса.

В преддверии 8 Марта мы решили посвятить наш материал молодым российским художницам. Первые восемь участниц пройдут небольшой экзамен на предмет свершившихся аукционных торгов, вторым восьми будет выдан аванс во второй части материала — субъективный прогноз, кто из них окажется на первых публичных торгах в течение 2014 года. Тогда же, через неделю, мы обратимся и к тем, и к другим с предложениями, как удержать и развить успех.

Итак, первая восьмерка. Молодые российские художницы, имеющие аукционный опыт.

Татьяна Ахметгалиева

Родилась в 1983 году в Кемерово. Окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (кафедра художественного текстиля), Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» (программа «Новые технологии в современном искусстве»). С 2008 по 2011 год имела 19 групповых и 3 персональные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Участник спецпроекта 54-й Венецианской биеннале «Рекламная пауза», 1-й, 2-й и 3-й Московской международной биеннале молодого искусства, 2-й и 3-й Московской биеннале современного искусства и 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге. Работы находятся в частных коллекциях России и Европы, в частности в собрании музея EMMA (Финляндия). Направление: нетрадиционные материалы, инсталляция. Живет и работает в Санкт-Петербурге и Москве. Официальный сайт: tanya-akhmetgalieva.com.

На 8 марта 2014 года была представлен 1 работой на 1 российском аукционе.

На первые торги московский дом Vladey выставил работу «Море дождей» из вязаной серии «Моя комната». Ткань, вышивка, нити, клубки — все это нашло покупателя за €7 тыс. при эстимейте €7–8 тыс.

Таисия Короткова

Родилась в 1980 году в Москве. Окончила Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова (2004), Институт проблем современного искусства (2003). Лауреат Премии Кандинского 2010 года в номинации «Молодой художник года. Проект года». С 2004 года имела 24 групповые и 9 персональных выставок в Великобритании, Германии, Испании, России, Финляндии и Чехии. Направление: живопись. Живет и работает в Москве.

На 8 марта 2014 года была представлена 3 работами на 1 зарубежном и 2 российских аукционах.

Единственную зарубежную продажу Таисии Коротковой осуществил Phillips de Pury, в 2011 году продав работу «Технология-4» из серии «Технология» за $4 тыс., аккуратно посреди эстимейта $3–5 тыс. Вслед за международным успехом на художницу нацелился московский аукционный дом Vladey: в мае 2013 года «№ 1» из известной по Phillips серии «Технология» была продана за €6,5 тыс., тем самым превысив оценочную стоимость €4–6 тыс., а в ноябре «№ 3» из той же серии отправилась к новому владельцу за €7 тыс. при неизменном эстимейте €4–6 тыс. Технология Владимира Овчаренко сработала.

Ольга Кройтор

Родилась в 1986 году в Москве. Окончила Московский педагогический государственный университет (художественно-графический факультет, 2008), Институт проблем современного искусства (2009), участница «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства (2007). С 2008 по 2011 год имела 19 групповых и 3 персональные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Направление: живопись, коллаж, перформанс. Живет и работает в Москве.

На 8 марта 2014 года была представлена 5 работами на 2 аукционах, оба дома российские.

Впервые вышла на торги московского аукционного дома «Эритаж» в 2012 году, результаты по работе «Вопросы без ответов (1) | Решение задачи (2)», с эстимейтом $1,5-2 тыс., не опубликованы. На вторые публичные торги, организованные домом Vladey в 2013 году, вышла с четырьмя лотами. Результат: один не продался, другой ушел ниже эстимейта (€0,6 тыс. при оценке €0,8–1 тыс.), третий был продан в пределах эстимейта (€0,9 тыс. при оценке €0,8–1 тыс.). Четвертый лот — коллаж «Ситуация № 8» — установил нынешний рекорд аукционных продаж художницы — €2,5 тыс., при этом не достигнув нижней границы эстимейта в €3–4 тыс.

Юлия Лебедева

Самая загадочная участница нашего обзора. Дата рождения неизвестна, достоверной информации об образовании нет. Персональная выставка состоялась в 2013 году в московском Мультимедиа Арт Музее в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013». В интервью ресурсу melonrich.ru куратор музея Екатерина Иноземцева рассказала, что Юлия — «профессиональный фотограф, стажировалась в студии Энни Лейбовиц». Поверим на слово куратору и перейдем к аукционной истории.

На 8 марта 2014 года была представлена 3 работами на 2 зарубежных аукционах.

Публичная история фотографий Юлии Лебедевой связана с одним аукционным домом — Phillips, который в 2012–2013 годах выставил три ее работы на двух торгах. На первом из них работы ушли при одинаковом эстимейте €5–7 тыс. за €6,7 тыс. и €7,5 тыс. Второй аукцион, в мае 2013 года, и рекорд не перебил, и планку снизил: €6,3 тыс. при тех же €5–7 тыс. Добавим, что одинаковый эстимейт всех трех работ не брал в расчет их параметры (размеры цветных фотографий/пигментной печати колебались от 30 х 45 см до 80 х 120 см). Либо же этими деталями не интересовались те, с чьей подачи они были выставлены на торги.

Валерия Нибиру

Родилась в 1981 году в Санкт-Петербурге. Окончила Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (художник-график анимационных фильмов). Один из организаторов фестиваля молодых дизайнеров в Петербурге. Работает с галереями Iragui и «Риджина» в Москве, «Галерея Марины Гисич» и Anna Nova в Петербурге. Дважды номинировалась на Премию Кандинского, была представлена на ярмарках «Арт Москва», Salon du Dessin Contemporain, Art Forum Berlin, Arco. Альбом «Безветрие» и несколько рисунков приобретены фондом Collection Florence & Daniel Guerlain. Направление: живопись, графика, инсталляции с интегрированной графикой. С 2005 года имела более 10 групповых и 6 персональных выставок в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

На 8 марта 2014 года была представлена 2 работами на 1 российском аукционе.

Аукционную историю Валерия Нибиру начала в конце 2013 года с московского дома Vladey. Первый из двух лотов, «Кот» из папье-маше, продан не был, второй — живопись «Слухи» (холст, масло) — был реализован за €1 тыс. Эстимейт обоих предметов был одинаков — €1,5–2 тыс.

Вероника Пономарева

Родилась в 1982 году в Москве. Направление: живопись, паблик-арт, фотография. Информации о художнице крайне мало, зато есть достаточное количество интервью, и в них — любопытная цитата: «Мои работы обычно большие — два на два метра. Их средняя стоимость колеблется в районе 10 тыс. долларов. Не стану лукавить, в столице я персона известная, мои картины хорошо продаются» (из интервью финансовому ресурсу banki.ru). Последнее упоминание о какой-либо активности датируется 2010 годом. Видимо, все картины распродались успешно.

Однако на 8 марта 2014 года представлена 1 работой на зарубежном аукционе.

Единственный публичный прецедент Вероники Пономаревой произошел на Phillips de Pury в Нью-Йорке в 2010 году. Работа без названия (2005, холст, масло, 200 х 155 см) продана по верхней границе эстимейта $4–6 тыс.

Екатерина Соколова

Родилась в Москве в семье художников. Окончила Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова (отделение графики). В Москве интересы художницы представляет Gaz gallery, в Нью-Йорке Alexandre Gertsman Сontemporary Аrt. Работы находятся в частных коллекциях в России и США. Участник ярмарки «Арт Москва» 2007, 2008, 2009 и 2010 годов. Направление: живопись. Живет и работает в Москве.

На 8 марта 2014 года была представлена 4 работами на 3 зарубежных аукционах и 1 российском аукционе.

Первыми для Кати Соколовой стали нью-йоркские торги Phillips de Pury в 2008 году. Тогда работа «Туфли «Кукушка» ушла за $12,5 тыс. при оценочной стоимости $10–15 тыс. Следующие два лота выставил в том же сезоне московский аукционный дом «Совком»: оба холста не были проданы, эстимейт составил 190–200 тыс. руб. Phillips de Pury подтвердил свое реноме успешных продаж малоизвестных российских художников еще дважды: в ноябре 2010 года работа «Розовый зад» нашла любителя прекрасного за $8,8 тыс. (эстимейт $10–15 тыс.), а в 2010 году, снизив оценочную стоимость тождественной по размеру работы до $5–7 тыс., аукционный дом выручил $6,3 тыс.

Марина Федорова

Родилась в 1981 году в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха (2000), Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (художник-график, 2006). С 2001 года имела более 40 групповых и персональных выставок в Генуе, Мадриде, Малаге, Мантуе, Москве, Париже, Риге, Санкт-Петербурге, Хельсинки. Участница международных ярмарок Art Stage Singapore, Art Paris, «Арт Москва». Работы находятся в собраниях российских и европейских музеев, в частности Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, Россия), Shoes Or No Shoes (Кортина, Бельгия), House of Art Marbella (Малага, Испания). Направление: живопись. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Официальный сайт: hmarinafedorova.com.

На 8 марта 2014 года была представлена 3 работами на 2 аукционах, оба дома зарубежные.

Единственная из героинь нашего материала, имевшая опыт работы исключительно с зарубежными домами, Марина Федорова вышла на торги парижского Pierre Berge & Associates с работой Lui 2006 года, реализовав ее по нижней границе эстимейта в €2,5–3 тыс. Годом спустя другой известный парижский аукцион, Millon — Cornette de Saint Cyr, выставил на торги работу 2009 года Sans Titre; продана не была, эстимейт составил €3–4 тыс. В том же сезоне Pierre Berge & Associates показал конкуренту по залежам Монмартра, как нужно работать: увеличил эстимейт до €4–6 тыс. и привычно реализовал ее по нижней границе.

Подведем небольшие итоги. Если отойти от результатов аукционных торгов, нам удалось собрать в единый праздничный пул самые показательные истории рынка. Здесь и художницы-однодневки, и однодневки с бюджетом, художницы, работающие в нескольких направлениях и техниках, а также те, кто идет по избранному единожды творческому пути. Наконец, мы видим тех, кто, живя вне столицы, без нее обходиться может, имея международные выставки и продажи, и тех, кто не может. Нетрадиционные материалы, потенциально очень сильная международная тема, также присутствуют в списке.

К чему это мы? К тому, что потенциально каждая из упомянутых здесь художниц достойна отдельного материала. В будущем, не сегодня. Сейчас на результаты аукционных продаж смотреть не нужно, вне зависимости от того, стоите за ними вы, ваш менеджмент или присутствовал реальный покупатель. Даже если работа проходит сквозь торги без вашего ведома, это нормальный элемент выведения на рынок. Поначалу. А все торги после, условно, пятого аукциона — это результат вашего творчества и децибелов, вызываемых вашим именем. Но, если вас заинтересовал вопрос, постарайтесь, чтобы к пятому аукциону у вас были:

плавно увеличивающийся от раза к разу эстимейт,
более 50% успешных продаж,
не менее двух публичных прецедентов в год,
единое направление и техника, в которых созданы выводимые на торги работы,
простой двуязычный сайт с удобной навигацией.

Тем не менее примите наши поздравления с первыми аукционными историями! Участницы следующего материала завистливо дышат вам в спину. Через неделю мы продолжим материал прогнозом, кто из молодых российских художниц имеет шансы появиться на публичных торгах уже в этом сезоне, а главное — с какими из их работ, созданных к настоящему моменту, каков будет эстимейт и как он строится у молодых художников.

А пока с праздником, дорогие девушки!

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+