18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золото скифов из Эрмитажа привезут на выставку в Лондон

Выставка предметов из собрания Государственного Эрмитажа «Скифы: воины древней Сибири» 14 сентября откроется в Британском музее в Лондоне

Из Государственного Эрмитажа в Лондон отправится более 850 предметов, относящихся к истории древнего народа скифов, жившего в VIII веке до н. э. — IV веке н. э. В выставке принимают участие экспонаты трех отделов музея: отдела археологии Восточной Европы и Сибири, отдела античного мира и отдела истории русской культуры, который предоставил акварели XVIII века, изображающие находки из Сибирской коллекции, и гравюры с видами Санкт-Петербурга времен первых археологических открытий. Кроме того, на лондонской выставке будет несколько экспонатов из казахстанских и британских музеев, в том числе ряд предметов из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее.

В Эрмитаже собрана одна из богатейших коллекций предметов, представляющих цивилизацию скифов во всем ее многообразии. В декабре 2010 года в залах музея была открыта после реконструкции постоянная экспозиция «Древняя Сибирь. Пятый Пазырыкский курган». Среди вещей, которые увидят посетители Британского музея, — оружие, ткани, изделия из дерева, кожи, металла, в том числе золота. Выставка планировалась несколько лет, к ее открытию подготовлен научный каталог. Основу выставочной экспозиции составили предметы из знаменитой Сибирской коллекции Петра I, самой первой археологической коллекции в России, а также экспонаты из царских скифских курганов Северного Причерноморья: Солоха, Куль-Оба, Чертомлык, раскопанных в XIX веке. Но самая значительная часть экспозиции — находки, обнаруженные современными археологическими экспедициями Эрмитажа в Центральной Азии и Сибири. Это материалы кургана Аржан-2 в Туве и Бугры на Алтае.

Как рассказала TANR куратор выставки Светлана Панкова, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Сибири и Европы, Британский музей хотел показать не только эпоху скифов, но и то, что было в Восточной Сибири до и после их появления. Именно поэтому, например, в Лондон едет погребальный сруб из могильника Оглахты в Хакассии, который выставлялся в Эрмитаже в 1970-х годах, но вот уже почти полвека в разобранном состоянии остается в фондах. Оглахты — хорошо сохранившийся могильник, материалы исследования которого еще не опубликованы полностью и мало известны даже в научных кругах. Из этого памятника Эрмитаж отправляет в Лондон группу экспонатов, которые расскажут, что было в Сибири после скифов, когда туда пришли новые племена и народы. Для сравнения на выставке будет представлена погребальная колода из скифского могильника в Горном Алтае.

Эту выставку из Эрмитажа уже называют «нашим ответом Британскому музею». В декабре 2014-го — январе 2015 года в атриуме Эрмитажа была выставлена одна из знаменитых скульптур Парфенона из коллекции британского дипломата лорда Элгина — фигура речного бога Илиссоса, которая никогда ранее не покидала стен Британского музея. Но, по мнению Светланы Панковой, говорить об ответной выставке не стоит: «Просто у нас давние и очень тесные отношения с Британским музеем, что всегда подчеркивает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский».

Бесспорно, особое внимание посетителей привлекут золотые предметы из Сибирской коллекция Петра I (ее составляют находки, добытые в начале XVIII века «бугровщиками» — грабителями курганов (бугров) на территории Западной Сибири). Это почти полтора десятка золотых нагрудных украшений, браслетов, сосудов и украшений конской сбруи.

Но пришедшие на выставку в Британский музей увидят не только находки более чем 100-летней давности, но и результаты недавних экспедиций под руководством Константина Чугунова в Сибири, Туве и на Алтае. Как рассказала Панкова, львиную долю экспонатов составляют предметы из самых известных курганов в Горном Алтае и Туве: Аржан-2 и Пазырык (пазырыкская культура — археологическая культура железного века VI–III веков до н. э., основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае). Это изделия из металла, войлока, дерева, кожи с мехом, сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты. Будут представлены и фрагменты кожи с отчетливо видимой на них татуировкой.

Но самый знаменитый предмет из Пазырыка — древнейший из известных и хорошо сохранившийся узелковый ворсовый ковер — в Лондон не поедет из-за особых условий хранения. «Кроме того, это общая практика: уникальные, единичные вещи, аналогов которым нет в мире, как правило, остаются в постоянной экспозиции, — поясняет Светлана Панкова. — Тем более что сегодня в мире и так неспокойно. Может, когда-нибудь возникнут условия для переезда таких хрупких предметов — сейчас этого, увы, нет».

Вокруг предстоящей выставки в Британском музее уже идет активная дискуссия, в частности, о том, сможет ли Эрмитаж теперь, после включения Крыма в состав России, привезти в Лондон предметы скифской культуры, найденные на территории современной Украины.

«Некоторые из золотых предметов действительно были найдены на территории нынешней Украины, — подтвердила корреспонденту TANR Мариам Дадамаева, ученый секретарь Государственного Эрмитажа. — Но все они были найдены еще в XIX или в начале XX века археологами Императорской археологической комиссии, работавшей с 1859 по 1917 год». По мнению Панковой, разговоры вокруг «скифского золота» — рекламный шум, потому что некоторые находки из царских скифских курганов Северного Причерноморья — Солохи, Куль-Обы, Чертомлыка — были обнаружены еще в 30-х годах XIX века и переданы в императорскую коллекцию.

Выставка в Британском музее откроется 14 сентября 2017 года и продлится по январь 2018 года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+