The Art Newspaper Russia
Поиск

Разрушение легенд и возрождение шедевров Нико Пиросмани

Фабричная клеенка на парусиновой основе в сочетании с качественными красками обеспечила сохранность многих работ грузинского художника, а ошибки неумелой ранней непрофессиональной реставрации удалось исправить

В2018 году в Грузии будут отмечать 100-летие со дня смерти Нико Пиросмани, но уже сегодня ведется мониторинг сохранности его работ и их восстановление.

В феврале 2017 года завершилась реставрация двух картин из музея Пиросмани в его родном селе Мирзаани. Всего в этом музее хранится 14 произведений художника, два из них — «Царица Тамара» и «Шота Руставели» (1913–1914) — особенно нуждались во внимании специалистов.

Реставрацию провели в рамках проекта «Возрождение Пиросмани», стартовавшего прошлой осенью под протекцией Министерства культуры Грузии и при финансовой поддержке банка TBC. Над спасением картин работали сотрудники Национального музея Грузии, через руки которых прошли десятки произведений художника.

Нана Манагадзе, специалист реставрационной мастерской Национального музея Грузии, рассказала, что реставраторам пришлось бороться не только с естественным старением и разрушением картин, но и с результатами предыдущей реставрации.

Картины из музея Мирзаани написаны на картоне, но позже дублированы на фанеру, да так крепко, что подлинный слой с трудом сняли. Сделано много неумелых вставок, плохих тонировок — сведений об этой ранней реставрации не сохранилось, но очевидно: работал непрофессионал. Теперь картон продублировали на холст, расчистили, укрепили красочный слой, сняли верхний потемневший слой лака.

Кропотливая и сложная работа заняла чуть более трех месяцев. Это сравнительно немного. Так, в январе 2017 года в экспозицию Национальной галереи Грузии вернулись «Свири», над возрождением которых также работала Нана Манагадзе. Реставрация этой сильно поврежденной картины заняла год. «Свири», хранившиеся в фондах с 1978 года, написаны на линолеуме, который Пиросмани использовал нечасто. Они были разделены на два фрагмента разной толщины, имели массу утрат.

«Мониторинг состояния произведений Пиросмани каждый музей проводит самостоятельно, — пояснила Манагадзе. — В Национальном музее есть специальная комната, где хранятся картины, ожидающие реставрации. Но, помимо этого, в музее в Мирзаани в 2015 году мы отреставрировали еще две картины Пиросмани — „Женщину с пасхальными яйцами“ и второй портрет Шота Руставели. Сейчас в музее нет работ в аварийном состоянии, но в экспозиции можно невооруженным глазом увидеть картины, которым необходимо внимание специалистов».

«Охота в Индии», еще одно произведение Пиросмани, оставалась в мастерской четыре года, а в целом процесс ее восстановления и изучения занял целых десять лет. Она попала в Национальный музей еще в 1930 году с отсутствующим фрагментом — фигуру мужчины, служившую самостоятельной картиной, обнаружили десятилетия спустя.

У многих картин Пиросмани непростая судьба: их находили разорванными на куски, свернутыми, разрезанными.
Художник Ладо Гудиашвили пишет в воспоминаниях о том, как они с поэтом Симоном Чиковани случайно обнаружили один такой картон. Сегодня он хранится в музее Пиросмани в Мирзаани и называется «На гумне. Вечер».

«Он [Чиковани] предложил подняться на чердак. Там царил невообразимый хаос. Случайно Симон задел ногой большой кусок картона. Мы его приподняли, под ним оказалась еще пара таких же кусков. Присмотрелись, и что же вы думаете? Когда мы соединили эти куски, то перед нами оказалась картина Пиросмани». Работу собрали воедино, позже Чиковани передал ее в музей.

Среди наследия Пиросмани известно лишь несколько ранних композиций, выполненных на холсте. Большая же часть — это картон и знаменитая клеенка. По легенде Пиросмани чуть ли не снимал со столов духанов обычную клеенку и писал прямо на ней на глазах у изумленной публики.

Однако на самом деле художник относился к своему труду серьезно: он использовал не бытовую клеенку, а техническую — плотную, однородную, изготавливаемую фабричным способом на парусиновой основе, с грунтованной поверхностью. На нее хорошо ложилась краска.

Как отмечает Манагадзе, клеенка по степени сохранности, конечно, уступает холсту, но при соблюдении условий хранения оказывается прочным материалом.

«Главная проблема клеенки — в том, что при пересыхании она начинает трескаться и рассыпаться, — говорит реставратор, — поэтому в помещениях, где хранятся такие работы, необходимо поддерживать достаточную влажность».

Самодельные краски — еще одна распространенная легенда о Пиросмани. И такой период действительно был в его творчестве: художник покупал сухие пигменты и самостоятельно разводил их олифой, но написанных подобными красками картин немного. В основном Пиросмани использовал качественные фабричные краски.

В сочетании с клеенкой они обеспечили большинству его работ неплохую сохранность.

Просмотры: 4687
Популярные материалы
1
Крупно, дорого и со значением: репортаж с ярмарки Art Basel
Марк Ротко за $36 млн, публичное обнажение и тоска по социализму — на ярмарке Art Basel в этом году смешалось все и вся. Впрочем, как и всегда.
15 июня 2018
2
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
3
Юрген Теллер: «Не все хотят ощущать, как стареют их тела»
К игре сборной Германии на чемпионате мира по футболу — 2018 TANR публикует интервью с ее большим фанатом — фотографом и художником Юргеном Теллером, рассказавшим также о силе власти над моделью и о своем отношении к «бодипозитиву».
15 июня 2018
4
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
5
Шедевры из коллекции лондонской Галереи Курто отправляются в парижский Фонд Louis Vuitton
Произведения Мане, ван Гога и Сезанна вернутся во Францию впервые за последние 60 лет.
15 июня 2018
6
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
7
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
8
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
9
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
10
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru