The Art Newspaper Russia
Поиск

Разрушение легенд и возрождение шедевров Нико Пиросмани

Фабричная клеенка на парусиновой основе в сочетании с качественными красками обеспечила сохранность многих работ грузинского художника, а ошибки неумелой ранней непрофессиональной реставрации удалось исправить

В2018 году в Грузии будут отмечать 100-летие со дня смерти Нико Пиросмани, но уже сегодня ведется мониторинг сохранности его работ и их восстановление.

В феврале 2017 года завершилась реставрация двух картин из музея Пиросмани в его родном селе Мирзаани. Всего в этом музее хранится 14 произведений художника, два из них — «Царица Тамара» и «Шота Руставели» (1913–1914) — особенно нуждались во внимании специалистов.

Реставрацию провели в рамках проекта «Возрождение Пиросмани», стартовавшего прошлой осенью под протекцией Министерства культуры Грузии и при финансовой поддержке банка TBC. Над спасением картин работали сотрудники Национального музея Грузии, через руки которых прошли десятки произведений художника.

Нана Манагадзе, специалист реставрационной мастерской Национального музея Грузии, рассказала, что реставраторам пришлось бороться не только с естественным старением и разрушением картин, но и с результатами предыдущей реставрации.

Картины из музея Мирзаани написаны на картоне, но позже дублированы на фанеру, да так крепко, что подлинный слой с трудом сняли. Сделано много неумелых вставок, плохих тонировок — сведений об этой ранней реставрации не сохранилось, но очевидно: работал непрофессионал. Теперь картон продублировали на холст, расчистили, укрепили красочный слой, сняли верхний потемневший слой лака.

Кропотливая и сложная работа заняла чуть более трех месяцев. Это сравнительно немного. Так, в январе 2017 года в экспозицию Национальной галереи Грузии вернулись «Свири», над возрождением которых также работала Нана Манагадзе. Реставрация этой сильно поврежденной картины заняла год. «Свири», хранившиеся в фондах с 1978 года, написаны на линолеуме, который Пиросмани использовал нечасто. Они были разделены на два фрагмента разной толщины, имели массу утрат.

«Мониторинг состояния произведений Пиросмани каждый музей проводит самостоятельно, — пояснила Манагадзе. — В Национальном музее есть специальная комната, где хранятся картины, ожидающие реставрации. Но, помимо этого, в музее в Мирзаани в 2015 году мы отреставрировали еще две картины Пиросмани — „Женщину с пасхальными яйцами“ и второй портрет Шота Руставели. Сейчас в музее нет работ в аварийном состоянии, но в экспозиции можно невооруженным глазом увидеть картины, которым необходимо внимание специалистов».

«Охота в Индии», еще одно произведение Пиросмани, оставалась в мастерской четыре года, а в целом процесс ее восстановления и изучения занял целых десять лет. Она попала в Национальный музей еще в 1930 году с отсутствующим фрагментом — фигуру мужчины, служившую самостоятельной картиной, обнаружили десятилетия спустя.

У многих картин Пиросмани непростая судьба: их находили разорванными на куски, свернутыми, разрезанными.
Художник Ладо Гудиашвили пишет в воспоминаниях о том, как они с поэтом Симоном Чиковани случайно обнаружили один такой картон. Сегодня он хранится в музее Пиросмани в Мирзаани и называется «На гумне. Вечер».

«Он [Чиковани] предложил подняться на чердак. Там царил невообразимый хаос. Случайно Симон задел ногой большой кусок картона. Мы его приподняли, под ним оказалась еще пара таких же кусков. Присмотрелись, и что же вы думаете? Когда мы соединили эти куски, то перед нами оказалась картина Пиросмани». Работу собрали воедино, позже Чиковани передал ее в музей.

Среди наследия Пиросмани известно лишь несколько ранних композиций, выполненных на холсте. Большая же часть — это картон и знаменитая клеенка. По легенде Пиросмани чуть ли не снимал со столов духанов обычную клеенку и писал прямо на ней на глазах у изумленной публики.

Однако на самом деле художник относился к своему труду серьезно: он использовал не бытовую клеенку, а техническую — плотную, однородную, изготавливаемую фабричным способом на парусиновой основе, с грунтованной поверхностью. На нее хорошо ложилась краска.

Как отмечает Манагадзе, клеенка по степени сохранности, конечно, уступает холсту, но при соблюдении условий хранения оказывается прочным материалом.

«Главная проблема клеенки — в том, что при пересыхании она начинает трескаться и рассыпаться, — говорит реставратор, — поэтому в помещениях, где хранятся такие работы, необходимо поддерживать достаточную влажность».

Самодельные краски — еще одна распространенная легенда о Пиросмани. И такой период действительно был в его творчестве: художник покупал сухие пигменты и самостоятельно разводил их олифой, но написанных подобными красками картин немного. В основном Пиросмани использовал качественные фабричные краски.

В сочетании с клеенкой они обеспечили большинству его работ неплохую сохранность.

Материалы по теме
Просмотры: 6533
Популярные материалы
1
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
2
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
3
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
4
«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября
Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов.
14 октября 2019
5
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
6
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
7
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
8
Маурицио Каттелан: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни»
Выставка Маурицио Каттелана, известного своими провокационными работами, открылась в неожиданном месте — в британском дворце Бленхейм, поместье герцогов Мальборо. Еще более неожиданным стало похищение с выставки одной из работ — золотого унитаза.
14 октября 2019
9
В Вене Караваджо и Бернини вступают в диалог
На выставке в Музее истории искусств представлено 70 произведений живописи и скульптуры, включая неизвестные публике бронзовые головы работы Бернини, когда-то украшавшие его карету.
15 октября 2019
10
Кандинский и искусственный интеллект: выставки российского искусства открылись в Саудовской Аравии
Они проходят в Культурном центре имени короля Фахда в рамках программы «Культура России в Эр-Рияде»
15 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru