The Art Newspaper Russia
Поиск

Завершена реставрация придворной церкви Большого Меншиковского дворца

Журналистам показали отреставрированный церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Для посетителей его откроют в следующем году

Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме был построен Александром Меншиковым как придворная церковь и освящен в 1727 году. Впервые с конца XIX века этот уникальный памятник прошел серьезную, научно обоснованную реставрацию. Работы начались в 2000 году, когда Ораниенбаум еще был самостоятельным музеем, и продолжились после 2007 года, когда музейно-парковый ансамбль вошел в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф». Сейчас корпус полностью приведен в экспозиционное состояние. Завершена реставрация интерьеров, хотя еще продолжается воссоздание живописного убранства. «Когда мы приступали к работе, — рассказала журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», — нам казалось, что воссоздание объекта такого рода невозможно». Она также уточнила, что для посетителей церковный павильон откроют в следующем году.

Редкая по красоте и изяществу отделки небольшая церковь пережила за свою 290-летнюю историю немало трагических моментов. Она оставалась действующей до 1921 года, пока весь комплекс Большого Меншиковского дворца не передали гидрографическому отделу Балтийского флота. В церкви были устроены мастерские: пространство разделили на несколько этажей, уникальный иконостас разобрали и вместе со снятой со стен живописью перевезли в подвалы Петергофа, где все это погибло во время войны. Внутренняя отделка церкви частично сохранилась, но 39 живописных полотен, иконы и сам иконостас были утрачены, о них напоминали только черно-белые фотографии и описания в старинных документах.

Внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз по прихоти очередных владельцев. Неизменным оставалось только главное украшение — резной, золоченый и серебреный иконостас работы московской мастерской Ивана Зарудного (сохранилось два подлинных иконостаса Зарудного — в Петропавловском соборе Петербурга и в Преображенском соборе в Таллине). Что касается остального, то при Меншикове купол и верхний ярус стен были полностью расписаны. При великом князе Петре Петровиче церковь реконструировал по своему проекту Франческо Растрелли: роспись убрали, на стенах храма появились лепные киоты под живописные иконы на холстах. Окончательный вариант оформления сложился к концу XVIII века. Весь лепной декор стен: гирлянды, рокайли, головки херувимов, выполненные Антонио Ринальди — служил обрамлением для 39 живописных полотен. Запрестольный образ был выполнен художником Алексеем Травиным.

Специалисты ГМЗ «Петергоф» провели огромную научную работу: нашли большое количество ранее неизвестных документов, фотографий, установили, что в Эрмитаже хранятся две подлинные иконы из Ораниенбаума, правда в очень ветхом состоянии. Мастера Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина под руководством профессора Юрия Боброва сделали точные копии исторических икон и воссоздали настенные полотна в стилистике эпохи.

Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», рассказал, что в процессе разбора перекрытий павильона были найдены подлинные элементы интерьера, выполненные Ринальди. «Мы их законсервировали и открыли для обозрения по всем канонам Венецианской хартии. В некоторых местах, где лепка утрачена, сохранился контурный рисунок — судя по совершенно потрясающей графике, выполненный рукой самого скульптора», — уточнил он.

Материалы по теме
Просмотры: 1623
Популярные материалы
1
Выход в регионы — наш долг
Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию.
13 октября 2017
2
Российский антикварный салон: последний раз на старом месте
Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже.
16 октября 2017
3
Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок.
16 октября 2017
4
Три выставки недели
Неизвестный венгерский авангард в Мультимедиа Арт Музее, нащокинский дом в миниатюре в Музее А.С.Пушкина, московская графика отечественных мастеров в Новой Третьяковке.
13 октября 2017
5
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
6
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
7
Павленский играет с огнем во Франции
В ночь на понедельник художник поджег Банк Франции. Будет ли ему предъявлено обвинение, пока неизвестно.
16 октября 2017
8
В Риме открылась выставка икон из России
В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием.
16 октября 2017
9
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
10
Тайная любовь Родена к скульптурам Парфенона стала явной
Выставка Британского музея будет посвящена одержимости французского скульптора древнегреческими формами.
13 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru