The Art Newspaper Russia
Поиск

Продажи искусства: посчитали — прослезились

Опубликованные весной этого года противоречащие друг другу отчеты двух экономистов, специализирующихся на сфере арт-рынка, спровоцировали споры о методологии и результатах

Рой Лихтенштейн. «Плачущая девушка». 1963 / Courtesy of Christie's

Рой Лихтенштейн. «Плачущая девушка». 1963 / Courtesy of Christie's

Ярмарка классического искусства TEFAF (The European Fine Art Fair) ежегодно заказывает подробное исследование состояния художественного рынка. Толстый том с цифрами и графиками, характеризующими положение дел на арт-рынке за прошлый год, — один из основных источников информации для аналитиков всего мира. В этом году организаторы ярмарки сменили автора исследования — им стала Рейчел Паунелл. Экономист, доктор Клэр Макэндрю, занимавшаяся этим прежде, перешла в команду ярмарки искусства ХХ века Art Basel и представила свой отчет, подготовленный при поддержке UBS, на Art Basel Hong Kong. Опубликованные с разницей в несколько недель конкурирующие отчеты содержат противоречащие друг другу цифры и принципиально разную оценку ситуации. Мы предлагаем вам выдержки из отчетов и мнения некоторых участников арт-рынка о методиках и результатах исследований.

Сложность определения объемов арт-рынка широко известна. Согласно отчету TEFAF, в 2016 году объем аукционных и частных продаж в мире достиг $45 млрд, что на 1,7% больше, чем в 2015 году. Однако в выполненном по заказу Art Basel и UBS отчете Клэр Макэндрю объем того же рынка оценивается в $56,6 млрд, что на 11% меньше, чем годом ранее.

Авторы обоих отчетов стараются включить в свои исследования легальных дилеров древностей и произведений искусства со всего мира, а не только из общепризнанных художественных центров; обе работы позиционируются как представляющие точную, если не строго научную, оценку рынка. Откуда же столько противоречий?

По словам специализирующегося на рынке искусства предпринимателя Магнуса Реша, основная проблема — это «огромный пробел в данных», связанный с непрозрачностью сферы частных продаж, составляющих более половины объема рынка — до 62,5%, согласно подсчетам Рейчел Паунелл.

Стремясь сузить определение такого понятия, как «дилер древностей и произведений искусства», Паунелл, новая методология которой почти на треть уменьшила объемы рынка, опиралась на различные источники, в том числе на официальную статистику и финансовые базы данных (такие как Orbis). Однако, по мнению Реша (он проводит собственный опрос 8 тыс. галерей в США, Великобритании и Германии), официальные данные «крайне ненадежны», а Orbis отслеживает лишь компании с оборотом от £6,5 млн, то есть его информация искажена в пользу крупных игроков.

Оба отчета также частично основаны на сведениях, полученных из анонимных опросников для галерей, отличавшихся по объему и сложности. Из 7 тыс. дилеров, которых попыталась опросить Паунелл, ответы были получены от 5%. Макэндрю получила ответы от 17% из 6,5 тыс. дилеров, а в прошлом году, когда она составляла отчет для TEFAF, ответили 14%. Реш, получивший для своего «Мирового отчета о художественных галереях», опубликованного в марте издательством Phaidоn, ответы от 16% опрошенных, называет это «высоким показателем по сравнению с другими онлайн-опросами в исследовательских кругах».

Арт-экономист Роман Кройсль считает, что было бы полезнее узнать, кто именно отвечает на вопросы от лица галерей и кто утверждает эти цифры. «Необходимо, чтобы год за годом на вопросы отвечали одни и те же люди из одних и тех же галерей», — говорит он. Кройсль уверен, что участвовать в опросе должны все представленные на TEFAF и Art Basel дилеры, а его результаты нужно публиковать онлайн, пусть и анонимно.

Если аукционные продажи в 2016 году упали, то дилерские выросли — на 3%, по подсчетам Макэндрю, или на 20%, по версии Паунелл. Аналогичного мнения придерживается исполнительный директор лондонского арт-консультанта Beaumont Nathan Том Майу, который говорит, что в 2016 году частные продажи начали завоевывать популярность. «В периоды экономического спада такие сделки воспринимаются как менее рискованные», — объясняет он. При этом Майу охарактеризовал текущие оценки частного рынка как «в лучшем случае субъективные, а следовательно, не такие надежные, как оценки открытых сегментов рынка».

По мнению коллекционера и финансиста Алена Серве, одна из опасностей заключается в том, что представители других, не художественных отраслей, например потенциальные инвесторы в искусство, полагаются на общие показатели этих отчетов, игнорируя различия между сегментами и их объемом, что может привести к слишком оптимистичным прогнозам.

В конце концов, полагает директор нью-йоркской консалтинговой компании Levin Art Group Тодд Левин, этот рынок следует оценивать не количественно, а в первую очередь качественно. «Вот почему две работы Пикассо, написанные в один и тот же период и на одну и ту же тему, могут продаваться за разные суммы, — говорит он и вспоминает старый афоризм: — Статистику можно заставить говорить, о чем хочешь. А на таком непрозрачном рынке — тем более».

Материалы по теме
Просмотры: 2920
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
3
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
4
Объявлен шорт-лист IX Ежегодной премии The Art Newspaper Russia
Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Лауреаты будут названы на торжественной церемонии весной 2021 года в Москве в Гостином Дворе.
26 января 2021
5
Искусство в галереях
Самое время со всеми мерами предосторожности прогуляться по новым, только что открывшимся выставкам в московских галереях. Представляем проекты, которые стоит посмотреть.
20 января 2021
6
Полиция нашла украденного «Спасителя мира» в неаполитанской квартире
Копия картины Леонардо, проданной за $450 млн, была похищена в прошлом году из музея при церкви Сан-Доменико Маджоре.
21 января 2021
7
Анна Пумпянская: «Мы пошли по пути осмысления уральского искусства внутри глобальных контекстов»
В Екатеринбурге появилась влиятельная в международном масштабе институция, которая занимается современным искусством. Как это произошло, рассказывает Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA, возглавляющая представительство галереи в Женеве.
21 января 2021
8
Венок усадьбам: поэты и жертвы
Как изучали историю русской усадьбы в ХХ веке? Драматургия выставки «Возвращение в усадьбу» в музее «Новый Иерусалим» подтолкнула нас к повествованию об энтузиастах советской эпохи, изучавших усадебную культуру и поплатившихся за свой интерес.
20 января 2021
9
На 96-м году жизни умерла Елена Мурина
Вместе с мужем, профессором Дмитрием Владимировичем Сарабьяновым, Елена Борисовна Мурина являла пример невероятно гармоничного союза, а также человеческой отзывчивости и участия.
22 января 2021
10
Археологи обнаружили древнейшее наскальное изображение животного
Ученые полагают, что возраст найденного в пещере в Индонезии рисунка бородавчатой свиньи составляет не менее 45,5 тыс. лет.
20 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru