The Art Newspaper Russia
Поиск

Продажи искусства: посчитали — прослезились

Опубликованные весной этого года противоречащие друг другу отчеты двух экономистов, специализирующихся на сфере арт-рынка, спровоцировали споры о методологии и результатах

Рой Лихтенштейн. «Плачущая девушка». 1963 / Courtesy of Christie's

Рой Лихтенштейн. «Плачущая девушка». 1963 / Courtesy of Christie's

Ярмарка классического искусства TEFAF (The European Fine Art Fair) ежегодно заказывает подробное исследование состояния художественного рынка. Толстый том с цифрами и графиками, характеризующими положение дел на арт-рынке за прошлый год, — один из основных источников информации для аналитиков всего мира. В этом году организаторы ярмарки сменили автора исследования — им стала Рейчел Паунелл. Экономист, доктор Клэр Макэндрю, занимавшаяся этим прежде, перешла в команду ярмарки искусства ХХ века Art Basel и представила свой отчет, подготовленный при поддержке UBS, на Art Basel Hong Kong. Опубликованные с разницей в несколько недель конкурирующие отчеты содержат противоречащие друг другу цифры и принципиально разную оценку ситуации. Мы предлагаем вам выдержки из отчетов и мнения некоторых участников арт-рынка о методиках и результатах исследований.

Сложность определения объемов арт-рынка широко известна. Согласно отчету TEFAF, в 2016 году объем аукционных и частных продаж в мире достиг $45 млрд, что на 1,7% больше, чем в 2015 году. Однако в выполненном по заказу Art Basel и UBS отчете Клэр Макэндрю объем того же рынка оценивается в $56,6 млрд, что на 11% меньше, чем годом ранее.

Авторы обоих отчетов стараются включить в свои исследования легальных дилеров древностей и произведений искусства со всего мира, а не только из общепризнанных художественных центров; обе работы позиционируются как представляющие точную, если не строго научную, оценку рынка. Откуда же столько противоречий?

По словам специализирующегося на рынке искусства предпринимателя Магнуса Реша, основная проблема — это «огромный пробел в данных», связанный с непрозрачностью сферы частных продаж, составляющих более половины объема рынка — до 62,5%, согласно подсчетам Рейчел Паунелл.

Стремясь сузить определение такого понятия, как «дилер древностей и произведений искусства», Паунелл, новая методология которой почти на треть уменьшила объемы рынка, опиралась на различные источники, в том числе на официальную статистику и финансовые базы данных (такие как Orbis). Однако, по мнению Реша (он проводит собственный опрос 8 тыс. галерей в США, Великобритании и Германии), официальные данные «крайне ненадежны», а Orbis отслеживает лишь компании с оборотом от £6,5 млн, то есть его информация искажена в пользу крупных игроков.

Оба отчета также частично основаны на сведениях, полученных из анонимных опросников для галерей, отличавшихся по объему и сложности. Из 7 тыс. дилеров, которых попыталась опросить Паунелл, ответы были получены от 5%. Макэндрю получила ответы от 17% из 6,5 тыс. дилеров, а в прошлом году, когда она составляла отчет для TEFAF, ответили 14%. Реш, получивший для своего «Мирового отчета о художественных галереях», опубликованного в марте издательством Phaidоn, ответы от 16% опрошенных, называет это «высоким показателем по сравнению с другими онлайн-опросами в исследовательских кругах».

Арт-экономист Роман Кройсль считает, что было бы полезнее узнать, кто именно отвечает на вопросы от лица галерей и кто утверждает эти цифры. «Необходимо, чтобы год за годом на вопросы отвечали одни и те же люди из одних и тех же галерей», — говорит он. Кройсль уверен, что участвовать в опросе должны все представленные на TEFAF и Art Basel дилеры, а его результаты нужно публиковать онлайн, пусть и анонимно.

Если аукционные продажи в 2016 году упали, то дилерские выросли — на 3%, по подсчетам Макэндрю, или на 20%, по версии Паунелл. Аналогичного мнения придерживается исполнительный директор лондонского арт-консультанта Beaumont Nathan Том Майу, который говорит, что в 2016 году частные продажи начали завоевывать популярность. «В периоды экономического спада такие сделки воспринимаются как менее рискованные», — объясняет он. При этом Майу охарактеризовал текущие оценки частного рынка как «в лучшем случае субъективные, а следовательно, не такие надежные, как оценки открытых сегментов рынка».

По мнению коллекционера и финансиста Алена Серве, одна из опасностей заключается в том, что представители других, не художественных отраслей, например потенциальные инвесторы в искусство, полагаются на общие показатели этих отчетов, игнорируя различия между сегментами и их объемом, что может привести к слишком оптимистичным прогнозам.

В конце концов, полагает директор нью-йоркской консалтинговой компании Levin Art Group Тодд Левин, этот рынок следует оценивать не количественно, а в первую очередь качественно. «Вот почему две работы Пикассо, написанные в один и тот же период и на одну и ту же тему, могут продаваться за разные суммы, — говорит он и вспоминает старый афоризм: — Статистику можно заставить говорить, о чем хочешь. А на таком непрозрачном рынке — тем более».

Материалы по теме
Просмотры: 2833
Популярные материалы
1
Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства
История с меняющимся цветом стен, наводнением, бомбардировкой и поисками кровати, связанная с шедевром Винсента ван Гога «Спальня в Арле».
16 октября 2020
2
«Новая этика» добралась до фотографии
Преподаватели британских университетов размышляют, исключать ли из программы признанных мэтров, запятнавших свою репутацию, а агентство Magnum вынуждено пересмотреть архив.
15 октября 2020
3
Тула: музейный бум
Если вы думаете ехать в город только ради Музея оружия и чаепития из тульского самовара с тульским пряником — вы просто не в курсе новостей.
16 октября 2020
4
Никто не едет в Баден-Баден
Литературные анекдоты от псевдо-Хармса — история не только вербальная, но и визуальная. И к тому же отнюдь не анонимная.
16 октября 2020
5
Стоит ли ждать возобновления ярмарок в 2021 году
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 октября 2020
6
Загадочную цивилизацию этрусков показывают на выставке в Неаполе
В Национальном археологическом музее Неаполя выставили 600 экспонатов, треть из которых публика может увидеть впервые.
14 октября 2020
7
Московские музеи временно отменяют продажу билетов в кассах
В столице из-за пандемии коронавируса вводятся электронные билеты во все учреждения, подведомственные Департаменту культуры Москвы.
15 октября 2020
8
Найденные в Египте саркофаги войдут в коллекцию Большого Египетского музея
По словам министра древностей Египта, обнаружение 59 саркофагов и статуэток в Саккаре — только начало больших открытий
15 октября 2020
9
Instagram 10 лет: как приложение совершило переворот на арт-рынке
Instagram, который называют «новым большим арт-дилером», часто используется для привлечения внимания к торгам и помогает художникам и галереям продвигать свой бренд на международном уровне.
16 октября 2020
10
Важнейшее из искусств около важнейшей из трасс
Близится к завершению реставрация знаменитого кинотеатра «Художественный». Он остается кинотеатром.
15 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru