The Art Newspaper Russia
Поиск

Юрий Репин вернулся в родные «Пенаты»

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Юрия Репина (1877–1954), единственного из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В Музее-усадьбе «Пенаты» проходит выставка его работ

Редкая возможность увидеть картины сына Ильи Ефимовича Репина Юрия есть сейчас у всех посетителей знаменитой усадьбы «Пенаты», расположенной в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Юрий — единственный из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения, выставка в «Пенатах» приурочена к юбилею художника. И к ней впервые выпущен подробный каталог работ Юрия Репина.

Живший и творивший в тени своего выдающегося отца, Юрий Репин тем не менее выработал и сохранил свою, заметно отличающуюся манеру письма и особый почерк. Второй ребенок от первого брака, Юрий в детстве тяжело болел, что отразилось на состоянии его здоровья и впоследствии. «Юра как ребенок!» — говорили о нем родные и друзья. Сын с трудом учился в реальном училище, и Илья Ефимович забрал его оттуда. Сначала увез на полгода в Италию, потом в Париж, а вернувшись в Россию, решил обучить сына рисованию. Мальчик учился дома под руководством отца, затем в частной Тенишевской школе, а потом поступил на Высшие художественно-педагогические курсы при Академии художеств. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников.

В 1904 году он женился на Прасковье Александровой. Вскоре у них появляются сыновья-погодки Гай и Дий, семья переселяется в специально построенный для нее дом — на одном участке земли с отцовскими «Пенатами». Вплоть до эмиграции в 1939 году вся жизнь Юрия Репина связана с этой усадьбой на берегу Финского залива.

Он много работает. За годы жизни в «Пенатах» им написано большое количество батальных сцен, портретов членов семьи, особенно жены Паши и детей, друзей-художников. Он увлекается охотой, создает целую серию охотничьих сцен, пейзажей. В 1920-е годы заметной темой его работ становятся религиозные сюжеты, библейские притчи.

С конца 1920-х в жизни Юрия Репина одно за другим происходит несколько трагических событий, кардинальным образом повлиявших на его дальнейшую жизнь. В 1929 году умерла любимая жена, на следующий год скончался отец, Илья Ефимович Репин, еще через полтора года — сестра Надежда. Отца хоронят на территории усадьбы, а жена и сестра Юрия покоятся на кладбище Линтульского монастыря. Одним из основных его занятий теперь становятся пешие походы к могилам, и эту дорогу он неоднократно запечатлевает в своих работах.

В отцовском доме в «Пенатах» живет Вера, старшая сестра Юрия, он сам остается в своем доме. В середине 1930-х годов его младший сын Дий нелегально переходит границу, отправляется в Ленинград и пропадает. Больше о судьбе сына Юрию ничего не удается узнать. Старший сын, Гай, судя по медицинским справкам «слепой и хромой», живет и лечится сначала в Праге, потом в Регенсбурге.

По воспоминаниям современников, Юрий Репин в те годы стал чем-то вроде деревенского сумасшедшего: он постоянно молился, не следил за своим внешним видом, вырыл землянку в горе, ожидал в ней восхода солнца и делал зарисовки. Жил в большой бедности и рисовал на чем придется — очень много картин того периода выполнены на фанере или линолеуме. Основной темой его работ 1930-х годов становятся библейские притчи о казни, воскресении и вознесении Христа. «Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, — рассказывает заведующая Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Поэтому и для заглавия каталога мы взяли фразу из его дневников: „Я не искал себе славы, я прославлял того, кто послал меня“».

В конце 1939 года Юрий с Верой уезжают из «Пенатов» и вскоре поселяются в Хельсинки. Юрий оставил в доме практически все свои картины и большую часть работ отца. В 1940 году творческое наследие отца и сына Репиных, остававшееся в «Пенатах», переехало в фонды советской Академии художеств. Вера Ильинична скончалась в 1948 году, Юрий трагически погиб в 1954-м. По одной версии, он случайно выпал из окна, по другой — покончил с собой. Оба похоронены под одним крестом на кладбище в Хельсинки.

Творческое наследие Юрия Репина долгие годы официальными советскими искусствоведами считалось незначительным и странным. Но первая же выставка его работ к 100-летию со дня рождения в 1977 году вызвала огромный интерес и специалистов, и широкой публики. Теперь все произведения Юрия Репина из запасников АХ хранятся в «Пенатах».

На открытой сейчас выставке представлены работы Юрия Ильича, которые показывают творческий путь художника: от академических портретов, импрессионистических пейзажей до религиозной и мистической живописи. Впервые широкому зрителю представлены такие его полотна, как портрет художника Исаака Бродского (1909) из частной коллекции, картина «Мальчик с удочкой» (1933), незаконченные работы «Голова Христа» и «Видение Анастасии Братской» (конец 1930-х).

Заслуга возрождения имени Юрия Репина принадлежит Елене Кириллиной. Именно она вернула в «Пенаты» его работы, стала первым исследователем его архивов. Статья в каталоге к выставке написана ею в 2007 году — к сожалению, тогда она не была опубликована, а до нынешней выставки Елена Владимировна не дожила. Так что каталог стал своеобразным памятником и художнику, и исследователю его творчества.

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»
Юрий Репин
До 31 июля

Просмотры: 1681
Популярные материалы
1
Поможем друг другу
Директор Третьяковки Зельфира Трегулова — о том, зачем программа лояльности «Друг Третьяковской галереи» нужна не только посетителям, но и самому музею.
15 сентября 2017
2
Картину Василия Кандинского привезут в Москву на один день
Топ-лот ноябрьского аукциона импрессионизма и модернизма Christie's покажут в фонде IN ARTIBUS.
15 сентября 2017
3
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
4
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
От дома — к музею
Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?
15 сентября 2017
8
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru