The Art Newspaper Russia
Поиск

Юрий Репин вернулся в родные «Пенаты»

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Юрия Репина (1877–1954), единственного из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В Музее-усадьбе «Пенаты» проходит выставка его работ

Редкая возможность увидеть картины сына Ильи Ефимовича Репина Юрия есть сейчас у всех посетителей знаменитой усадьбы «Пенаты», расположенной в пригороде Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. Юрий — единственный из четверых детей Ильи Репина, кто продолжил дело отца и стал художником. В этом году исполнилось 140 лет со дня его рождения, выставка в «Пенатах» приурочена к юбилею художника. И к ней впервые выпущен подробный каталог работ Юрия Репина.

Живший и творивший в тени своего выдающегося отца, Юрий Репин тем не менее выработал и сохранил свою, заметно отличающуюся манеру письма и особый почерк. Второй ребенок от первого брака, Юрий в детстве тяжело болел, что отразилось на состоянии его здоровья и впоследствии. «Юра как ребенок!» — говорили о нем родные и друзья. Сын с трудом учился в реальном училище, и Илья Ефимович забрал его оттуда. Сначала увез на полгода в Италию, потом в Париж, а вернувшись в Россию, решил обучить сына рисованию. Мальчик учился дома под руководством отца, затем в частной Тенишевской школе, а потом поступил на Высшие художественно-педагогические курсы при Академии художеств. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников.

В 1904 году он женился на Прасковье Александровой. Вскоре у них появляются сыновья-погодки Гай и Дий, семья переселяется в специально построенный для нее дом — на одном участке земли с отцовскими «Пенатами». Вплоть до эмиграции в 1939 году вся жизнь Юрия Репина связана с этой усадьбой на берегу Финского залива.

Он много работает. За годы жизни в «Пенатах» им написано большое количество батальных сцен, портретов членов семьи, особенно жены Паши и детей, друзей-художников. Он увлекается охотой, создает целую серию охотничьих сцен, пейзажей. В 1920-е годы заметной темой его работ становятся религиозные сюжеты, библейские притчи.

С конца 1920-х в жизни Юрия Репина одно за другим происходит несколько трагических событий, кардинальным образом повлиявших на его дальнейшую жизнь. В 1929 году умерла любимая жена, на следующий год скончался отец, Илья Ефимович Репин, еще через полтора года — сестра Надежда. Отца хоронят на территории усадьбы, а жена и сестра Юрия покоятся на кладбище Линтульского монастыря. Одним из основных его занятий теперь становятся пешие походы к могилам, и эту дорогу он неоднократно запечатлевает в своих работах.

В отцовском доме в «Пенатах» живет Вера, старшая сестра Юрия, он сам остается в своем доме. В середине 1930-х годов его младший сын Дий нелегально переходит границу, отправляется в Ленинград и пропадает. Больше о судьбе сына Юрию ничего не удается узнать. Старший сын, Гай, судя по медицинским справкам «слепой и хромой», живет и лечится сначала в Праге, потом в Регенсбурге.

По воспоминаниям современников, Юрий Репин в те годы стал чем-то вроде деревенского сумасшедшего: он постоянно молился, не следил за своим внешним видом, вырыл землянку в горе, ожидал в ней восхода солнца и делал зарисовки. Жил в большой бедности и рисовал на чем придется — очень много картин того периода выполнены на фанере или линолеуме. Основной темой его работ 1930-х годов становятся библейские притчи о казни, воскресении и вознесении Христа. «Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, — рассказывает заведующая Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Поэтому и для заглавия каталога мы взяли фразу из его дневников: „Я не искал себе славы, я прославлял того, кто послал меня“».

В конце 1939 года Юрий с Верой уезжают из «Пенатов» и вскоре поселяются в Хельсинки. Юрий оставил в доме практически все свои картины и большую часть работ отца. В 1940 году творческое наследие отца и сына Репиных, остававшееся в «Пенатах», переехало в фонды советской Академии художеств. Вера Ильинична скончалась в 1948 году, Юрий трагически погиб в 1954-м. По одной версии, он случайно выпал из окна, по другой — покончил с собой. Оба похоронены под одним крестом на кладбище в Хельсинки.

Творческое наследие Юрия Репина долгие годы официальными советскими искусствоведами считалось незначительным и странным. Но первая же выставка его работ к 100-летию со дня рождения в 1977 году вызвала огромный интерес и специалистов, и широкой публики. Теперь все произведения Юрия Репина из запасников АХ хранятся в «Пенатах».

На открытой сейчас выставке представлены работы Юрия Ильича, которые показывают творческий путь художника: от академических портретов, импрессионистических пейзажей до религиозной и мистической живописи. Впервые широкому зрителю представлены такие его полотна, как портрет художника Исаака Бродского (1909) из частной коллекции, картина «Мальчик с удочкой» (1933), незаконченные работы «Голова Христа» и «Видение Анастасии Братской» (конец 1930-х).

Заслуга возрождения имени Юрия Репина принадлежит Елене Кириллиной. Именно она вернула в «Пенаты» его работы, стала первым исследователем его архивов. Статья в каталоге к выставке написана ею в 2007 году — к сожалению, тогда она не была опубликована, а до нынешней выставки Елена Владимировна не дожила. Так что каталог стал своеобразным памятником и художнику, и исследователю его творчества.

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»
Юрий Репин
До 31 июля

Просмотры: 3522
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
6
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
7
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
8
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
9
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
10
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru