The Art Newspaper Russia
Поиск

Картины на слух

Изобразительное искусство и музыка все чаще объединяются, ощутив взаимную выгоду от такого междисциплинарного союза. В Третьяковской галерее с 28 мая по 4 июня во второй раз проходит международный фестиваль камерной музыки Vivarte

На протяжении шести вечеров в зале Врубеля в Лаврушинском переулке звучат композиции Моцарта, Шуберта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича в исполнении российских и зарубежных музыкантов под руководством виолончелиста, заслуженного артиста России Бориса Андрианова. В рамках фестиваля в России 29 мая впервые был исполнен концерт для альта и струнного оркестра латвийского композитора Петериса Васкса, написанный для Максима Рысанова, а 30 мая состоялась мировая премьера квартета Сергея Ахунова Belle Époque, написанного специально для Vivarte. По словам автора, «тематика и характер музыки изначально определены самим пространством Третьяковки».

Все выбранные для фестиваля полотна были подарены галерее в разные годы коллекционерами, меценатами или наследниками художников. «Этот фестиваль — возможность пригласить в музейные залы публику, которая обычно не ходит на концерты классики, в первую очередь молодежь, ведь завершением фестиваля стали музыкальный променад и джем-сейшен», — рассказала TANR организатор Vivarte Ивета Манашерова.

Симфонические и джазовые концерты, моноспектакли, литературные чтения проходят сразу на нескольких площадках музея: в зале Врубеля основного здания в Лаврушинском, в Новой Третьяковке на Крымском Валу, а также в малых музеях-мастерских. «Полгода назад в рамках программы „Ваш ХХ век“ Александр Филиппенко читал „Колымские рассказы“ Варлама Шаламова в зале, где висит полотно „Сталин и Ворошилов в Кремле“ Александра Герасимова и стояла скульптура Леонида Сокова „Ленин и Джакометти“. Также невозможно забыть концерт великого Олега Каравайчука, который он дал летом 2015 года сразу после открытия нашего двора в Новой Третьяковке. Это было его последнее выступление», — вспоминает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

К знаменитым «Декабрьским вечерам», проходящим в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина уже более 30 лет, добавились новые форматы. Юлия де Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ, напомнила, что в Пушкинском «музыка давно стала важной частью концепции музея». «Если в музее проходит крупная выставка, наш отдел готовит к ней лекцию или цикл лекций, которые дополняют экспозицию. Это не просто рассказ о том или ином художнике — это мультимедийный проект, в который музыка интегрирована самым тесным образом. На этот год у нас запланировано пять таких выставок. „Лицом к будущему“ и „Капричос“ Гойя и Дали недавно завершились с большим успехом». Отдельный раздел музыкальной работы ГМИИ связан с мемориальной квартирой Святослава Рихтера, ставшей филиалом музея. В этом году здесь проводят цикл «Годы странствий», посвященный Франции и Италии, где часто бывал пианист.

В Еврейском музее и центре толерантности прошли декабрьские джазовые концерты в новом формате концерта-лекции, а в феврале к финисажу выставки Герхарда Рихтера был организован большой концерт произведений любимого композитора художника — Арво Пярта. В этом сезоне планируется расширить музыкальную программу, представив новые музыкально-визуальные форматы, рассказала директор отдела образовательных программ музея Лия Чечик.

В Музее современного искусства «Гараж» музыка либо работает как чувственный ключ к культурному коду той или иной эпохи, либо раскрывает контекст выставки. Так, еще в старом, бахметьевском «Гараже» на выставке Марка Ротко исполняли опусы американского классика Мортона Фелдмана. Позже, с момента переезда в Парк Горького, музыка стала предметом самостоятельного исследования. «Проекты „Потрогай музыку“ (лето 2012 года), „Арт-эксперимент. 32 вопроса от Кейджа“ (зима 2015 года) и „Утренний мир Йоко Оно“ (июнь 2015 года) были посвящены анализу зрительских реакций, исследовали уровень открытости аудиторий и готовности соучаствовать в перформативных действиях», — говорит куратор публичной программы «Гаража» Анастасия Митюшина.

Летом 2012 года здесь была запущена серия концертов «Музыка вне стен», разработанная вместе с Дмитрием Власиком для знакомства с первоосновами современной музыки. Именно в «Гараже» впервые в России прозвучала «Персефасса» Яниса Ксенакиса. «Музыка обладает потенциалом синтеза, объединяя разные аудитории и взаимодействуя с поп-культурой. Так, приурочив к 90-летию Джона Колтрейна фестиваль „Звук. Свет. Форма“, „Гараж“ не только вспомнил о прошлом своего здания как редкой для Москвы 1960–1970-х джаз- и бит-площадки, но и вытащил сюда поколение, бывшее когда-то авангардом — студентов физмата 1960-х, иначе не пришедших бы сегодня в музей современного искусства», — объясняет Митюшина. Серия концертов Mosaic Music, запущенная в 2016 году, продолжилась майским концертом мультиинструменталиста Джека Гаррета.

Просмотры: 2049
Популярные материалы
1
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Собрания московских коллекционеров французской живописи Морозовых встретились на выставке в Государственном Эрмитаже
21 июня 2019
2
Револьвер, из которого застрелился ван Гог, продан за €162 тыс.
«Самое знаменитое оружие в истории искусства» было найдено в 1960 году в поле неподалеку от места, где художник прожил последние недели своей жизни.
20 июня 2019
3
Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли
Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке.
20 июня 2019
4
Приставы не нашли в ИРРИ арестованных картин
Музей намерен возобновить работу в случае отзыва определения Арбитражного суда об аресте здания Института русского реалистического искусства и картин по иску «Промсвязьбанка» к прежним владельцам.
19 июня 2019
5
Выкса пополнила свое собрание современного искусства
В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас
20 июня 2019
6
Караваджо или нет?
Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились.
20 июня 2019
7
Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского
Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ.
21 июня 2019
8
Международная конференция «Русский авангард в межнациональном контексте» пройдет в Москве
На конференции, посвященной памяти писателя и историка Николая Харджиева, представят третий том «Архива Харджиева», изданный РГАЛИ и фондом IN ARTIBUS.
20 июня 2019
9
Вопрос о включении ГЦСИ в состав Пушкинского музея будет решен до конца недели
Сотрудники Государственного центра современного искусства направили соответствующее обращение в Минкультуры РФ.
25 июня 2019
10
Выставка Маркуса Мартиновича пройдет на «Флаконе»
Куратор Катя Бочавар представит работы 12-летнего художника с аутизмом в виде трехчастной тотальной инсталляции.
20 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru