The Art Newspaper Russia
Поиск

Занозистый художник

Между каталогом и альбомом: необычный метод художника Андрея Красулина, вдохновляющегося поэзией Осипа Мандельштама и Александра Введенского, потребовал небанального издательского подхода

В выходных данных коломенский Музей органической культуры называет эту книгу «изданием к выставке», минуя более точное определение — альбом или каталог. Вернее всего было бы назвать этот том, под завязку набитый статьями, фотографиями, выписками и стихами, репортажем с вернисажа и с большой ретроспективы художника Андрея Красулина (р. 1934), занявшей не только практически все помещения музея, обладающего работами Михаила Матюшина и Елены Гуро, но и весь примузейный участок. Именно на нем разбросали пространственные инсталляции и объекты ленд-арта, мобили и мандалы, а также построили занозистый барак для экспонирования красулинского проекта «Бронза о Мандельштаме». С ним, многосоставным, абстрактно-скульптурным, художник участвовал в конкурсе на уличный памятник поэту. Но понятно же, что эти странные работы, перпендикулярные всем нашим представлениям о монументальном искусстве, слишком радикальны для оформления Москвы. Место им в музее, таком нестандартном и странном, каким является и сам Андрей Красулин, не вписывающийся ни в одно из жанровых и стилистических определений. Вот и книга о его большой выставке вышла такой же необычной и особенной. Лучшие умы ищут в ней максимально точные слова для описания работ художника, находящего метафизику и феерическую красоту в самых, казалось бы, обыденных предметах.

Куратор ретроспективы Ирина Аликина говорит о «раскрытии состояния пространства», композитор Владимир Мартынов — о «палеолитических макаронах» и «периферическом взгляде шамана» («Минимализм, „бедное искусство“, периферическое, или „боковое“, зрение. Это нечто большее, чем искусство. Это метод жизни. Это сама жизнь»).

Описывая «Бронзу о Мандельштаме», выставленную в кривом бараке с узким проходом на манер археологических объектов — под стеклом в подсвеченной изнутри подземной витрине, по которой посетители ходят как ни в чем не бывало, Виталий Пацюков объясняет: «В этот момент я действительно ощутил… как возникает ткань, как она рождается, как мы сами погружаемся в новую вещественность…»

Все эти определения кажутся странными и затемненными только вне произведений Красулина, достигшего ныне возраста и состояния патриарха. Неслучайно лучше всего его картины, рисунки, скульптуры, ассамбляжи и инсталляции иллюстрируются стихами, которые художник начитывал для выставочного видео. Трехмерные строки Мандельштама сопровождали посетителей коломенского музея. В эффектном, любовно изданном репортажном томе, помимо них, помещена еще и «Элегия» Александра Введенского, описывающая победный ход смерти. Именно под нее, как вспоминают в книге, Красулин, «певец и всадник бедный», держащий равнение на смерть, выстраивал в залах Музея органической культуры свою главную выставку.

Просмотры: 2317
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
4
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
5
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
6
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
7
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
8
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
9
В Русском музее вслушиваются в эхо ленинградского экспрессионизма
На выставке представлено более 200 работ 60 художников из петербургских музеев и частных собраний.
11 февраля 2020
10
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru