18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер А. Р. Пенк

Неоэкспрессионист, один из «Новых диких», живописец, график, скульптор и джазовый барабанщик скончался 2 мая в Цюрихе. Ему было 77 лет

Ральф Винклер (таково настоящее имя художника) родился 5 октября 1939 года в Дрездене и стал свидетелем бомбардировки, уничтожившей город в феврале 1945 года.

А.Р.Пенк никогда не обучался живописи систематически, но посещал художественную школу, а после, в 1953–1954 годах, — Дрезденскую академию художеств, где встретил известных в будущем неоэкспрессионистов Йорга Иммендорфа, Георга Базелица, Маркуса Люперца.

Псевдоним А.Р.Пенк Винклер взял в память о геологе и географе Альбрехте Пенке, который разделил на четыре эпохи ледниковый период. В разные годы художник называл себя также Майк Хаммер, Мики Спиллейн, Теодор Маркс или просто Y.

Понимая, что впереди не ждет ничего хорошего, А.Р.Пенк пытается построить карьеру в Восточной Германии и в 1966 году становится кандидатом в члены Союза художников, однако всегда находится под подозрением у властей. Использование псевдонимов отчасти облегчило проникновение работ художника из ГДР на запад Германии. Первая персональная выставка А.Р.Пенка проходит в галерее Михаэля Вернера в Кельне в 1969 году. Показанные на ней картины и скульптуры из серии «Стандарт» привлекли внимание публики.

В это же время восточногерманские власти начинают преследовать художника как диссидента: так, в 1977 году часть его работ конфискуется при обыске тайной полицией Штази.

В 1975 году Пенку присуждается западноберлинская художественная Премия Вилля Громана. В 1980 году А.Р.Пенка выдворяют из ГДР. Художник переехал в Дюссельдорф, где стал одной из главных фигур набирающего популярность движения «Новые дикие».

В 1981 году художник удостаивается в Базеле Премии имени Рембрандта. В середине 1980-х искусство А.Р.Пенка становится необычайно популярным в Нью-Йорке, который переживает увлечение граффити. Его работы огромных размеров отличает безошибочно узнаваемая изобразительная система — человеческая фигура сведена здесь к знаку, как в наскальной живописи, откуда художник берет также фигуры треугольника и круга. Однако А.Р.Пенк не сводит образы к влиянию первобытного искусства или граффити, располагая свою художественную манеру на границе фигуративного искусства и абстракции.

В 1984-м А.Р.Пенк выставляется в павильоне Германии на Венецианской биеннале. Четырежды участвует в Documenta.

В 1985 году художник завоевывает Художественную премию Ахена. В 1988 году Пенку присваивают звание профессора Академии искусств Дюссельдорфа.

В 2007 году прошла большая ретроспектива художника во франкфуртском Ширн Кунстхалле. Как джазовый ударник Пенк выпустил несколько пластинок, был сооснователем фри-джазовой группы Triple Trip Touch и участвовал в трио со знаменитым контрабасистом Петером Ковальдом.

За свою долгую жизнь А.Р.Пенк жил в Лондоне, Дублине, Берлине, Нью-Йорке и скончался в Цюрихе.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+