The Art Newspaper Russia
Поиск

Сhristie’s показал русское искусство в Москве

На предаукционной выставке Christie’s в Москве представлены топ-лоты русских торгов, которые состоятся в Лондоне 5 июня. Эстимейты на живопись, графику и прикладное искусство заметно ниже, чем были несколько лет назад

На этот раз выставка в московском офисе Christie’s в Романовом переулке получилась камерной, но разнообразной: портрет кисти Бориса Григорьева, коллекция эскизов театральных костюмов Льва Бакста, старинное русское серебро, брошь Фаберже, агитфарфор и «военные тарелки» Императорского фарфорового завода. Все привезенные в Москву произведения можно будет приобрести на аукционе русского искусства в Лондоне 5 июня.

Единственная живописная работа в небольшой экспозиции — портрет мальчика, созданный Борисом Григорьевым в начале 1930-х годов. Известно, что портрет был написан в тот период, когда художник жил в семье модели, и с тех пор работа переходила по наследству. Сейчас картина впервые выставлена на продажу, и ее предварительная оценка составляет £100–150 тыс.

Выставка Christie’s в Москве — это уникальная возможность увидеть шесть театральных работ Льва Бакста, которые не выставлялись почти 30 лет и знакомы даже не всем специалистам. Графические листы происходят из коллекции американского предпринимателя, бывшего владельца популярной в 1960-х марки готовой женской одежды Jonathan Logan, филантропа и покровителя искусств Ричарда Дж. Шварца (1939−2016), скончавшегося осенью прошлого года. Его главной страстью было американское искусство, на протяжении многих десятилетий он был членом попечительских советов нескольких ведущих музеев США. Как рассказал глава международного отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, единственным русским художником, чьи работы попали к Шварцу, был Лев Бакст. Коллекционер неохотно показывал свое собрание, поэтому эти эскизы надолго выпали из поля зрения искусствоведов и публики. После смерти Шварца его семья пожелала выставить коллекцию на продажу и обратилась в аукционный дом. Основная ее часть будет продана на торгах американского искусства Christie’s 23 мая в Нью-Йорке, а графика Бакста — на русском аукционе в Лондоне. Это эскизы костюмов к нескольким театральным постановкам, в частности к водевилю «Москва», поставленному антрепризой Марии Кузнецовой-Бенуа в 1922 году в парижском театре «Фемина». Здесь художнику удается создать образ в лучших традициях стиля a la russe: дама изображена в богато украшенном мехами и расшитым золотыми и серебряными нитями наряде, на юбке — золотой петушок; костюм дополняют набивная шаль и традиционный русский кокошник. Выполненный карандашом, акварелью и гуашью рисунок оценен в £80–120 тыс. Самый дорогой лист из этого сета — эскиз костюма Креонта 1904 года к одной из ранних постановок, над которой работал Бакст, — балету «Антигона» по мотивам трагедии Софокла для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Лидии Яворской (эстимейт £100–120 тыс.). Наиболее выразительными представляются три рисунка к балету на сюжет комедии «Шутницы» (фр. Les Femmes de Bonne Humeur) 1917 года (музыка Доменико Скарлатти, хореография Льва Мясина). Образы Никколо, Баттиста и Сильвестра — это уже не просто эскизы костюмов, а настоящие характерные персонажи, созданные художником. Серия оценена в диапазоне от £50 тыс. до £80 тыс. за лист. Наконец, последний из этой коллекции — очаровательный эскиз костюма французской куклы для «Волшебной лавки» Джоаккино Россини 1919 года (эстимейт £50–70 тыс.).

Одна из витрин на выставке отведена агитационному фарфору. В частности, здесь можно увидеть тарелку Государственного фарфорового завода «Комиссар» с надписью «Улица Урицкого», выполненную по эскизу Александры Щекотихиной-Потоцкой в 1921 году. Точно такая есть в собрании Русского музея, а эстимейт более чем скромный — £10–15 тыс.

Пожалуй, ни одна московская выставка топ-лотов русских торгов не обходилась без изделий Фаберже. Эта экспозиция не стала исключением: украшенная эмалью «гильоше» золотая брошь в виде божьей коровки создана ювелиром Михаилом Перхиным, ведущим мастером фирмы Карла Фаберже. Предмет из коллекции знатной дамы уже продавался на Christie’s в 2000 году, на этот раз брошь выставлена на торги с эстимейтом £20–30 тыс.

В разделе декоративно-прикладного искусства также стоит обратить внимание на фарфоровые тарелки на военные темы эпохи Александра II, которые пользуются стабильным спросом, хотя цены на них и снизились (нынешние эстимейты — £12–18 тыс.), и традиционно недооцененное коллекционерами, но очень качественное старинное русское серебро: два серебряных ковша, один — времен правления великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, будущего Петра Великого (эстимейт £35–45 тыс.), и другой — эпохи Екатерины Великой (эстимейт £25–35 тыс.). Все представленные произведения собраны Алексеем Тизенгаузеном и специалистами его отдела в разных частях света: в США, Италии, Франции и Скандинавии.

Говоря о топ-лотах аукциона русского искусства 5 июня, привезенных в Москву, Алексей Тизенгаузен подчеркивал, что эстимейты в этот раз значительно ниже, чем были несколько лет назад, поэтому именно сейчас у коллекционеров появилась уникальная возможность купить недорого великолепные, ранее недоступные вещи. «Это лучший момент собирать русское искусство», — отметил он.

Выставка открыта до 28 апреля.

Материалы по теме
Просмотры: 3333
Популярные материалы
1
Реставраторы готовы спасти пострадавшую картину из нукусского музея
Полотном «Баба с ведрами» авангардиста Александра Шевченко, залитым водой, займутся специалисты ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем временем международный фонд друзей нукусского музея продолжает конфронтацию с его руководством.
10 августа 2018
2
Пожар уничтожил деревянную Успенскую церковь — символ Кондопоги
Власти Карелии предполагают, что восстановить один из самых знаменитых храмов Русского Севера поможет подготовленная к его реставрации документация.
10 августа 2018
3
Прокуратура Касселя прекратила расследование по делу о растрате средств Documenta
Прокурор не обнаружил признаков финансовых злоупотреблений. Исполнительный директор выставки Аннетте Куленкампф поддержала это решение.
13 августа 2018
4
В берлинском Фонде Ольбрихта проходит выставка-размышление о времени
Два десятка художников пытаются уловить время и определить, как мы его воспринимаем.
13 августа 2018
5
Как помочь памятникам деревянного зодчества Русского Севера
Пожар в церкви Успения в Кондопоге в очередной раз привлек внимание к наследию Русского Севера, которому угрожает гибель не только от огня, но и от отсутствия должного ухода.
13 августа 2018
6
В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова
Расследование привело экспертов в царскую семью.
14 августа 2018
7
Пикник в Novikov Group
В хозяйстве «Агроном» Аркадия Новикова прошел пикник, во время которого гости могли насладиться вкусными летними блюдами и познакомиться с местом, где выращивают продукты для ресторанов Novikov Group.
13 августа 2018
8
Космическая одиссея по-французски
Марка Christian Louboutin представила новую коллекцию осень — зима — 2018, вдохновленную стилем 60–70-х годов прошлого века.
13 августа 2018
9
«Наш паровоз вперед лети!»: Nemoskva проедет по Транссибу
Инициатива, в которой участвуют 60 экспертов из разных стран, стартовала 13 августа в Москве и завершится 8 сентября во Владивостоке. В программе — передвижная выставка, лекции и дискуссии в 12 городах.
14 августа 2018
10
В Мадриде посвятили выставку русскому дадаизму
Центральная тема здесь — связи и контакты русских художников Ильи Зданевича, Эль Лисицкого, Сергея Шаршуна и других с единомышленниками в Берлине и Париже.
14 августа 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru