The Art Newspaper Russia
Поиск

Спасти нерядовую Ропшу

Памятник из списка всемирного наследия ЮНЕСКО — дворцово-парковый ансамбль в поселке Ропша Ленинградской области в ближайшее время обретет инвестора и надежду на возрождение

По информации Министерства культуры РФ, в течение ближайших трех месяцев будет окончательно определена форма владения памятником при передаче его Публичному акционерному обществу «Нефтяная компания „Роснефть“». Сейчас, по словам заместителя министра культуры Олега Рыжкова, юристы обсуждают механизм передачи, юридическую схему для минимизации сопутствующих расходов инвестора, что поможет ему максимально вложить средства в сохранение памятника истории и культуры. И в самое ближайшее время специалисты приступят непосредственно к обследованию всего комплекса.

То военные, то пожар

Одному из самых роскошных дворцовых комплексов в пригороде Петербурга — Ропше в известном смысле повезло: во время Великой Отечественной ее разрушили значительно меньше, чем Петергоф или Царское Село, поскольку в главном дворце размещался немецкий госпиталь. После войны дворец отремонтировали, и его снова «оккупировали» военные: здесь располагались воинские части. Военные много сделали для восстановления построек и парка, но в конце 1970-х годов они ушли из Ропши, забрав с собой все, что можно было унести: полы, двери, оконные рамы. Усадьба разрушалась, о ней к тому времени практически забыли: полным ходом шло восстановление Петергофа, Царского Села, других исторических объектов — было не до Ропши, которая к тому же находилась в областном подчинении.

В 1981 году по решению Леноблисполкома комплекс передали НПО «Промрыбвод», который подписал охранные обязательства (Ропша к тому времени была включена в списки охраняемого культурно-исторического наследия всесоюзного масштаба). Но свои обязательства «Промрыбвод» не выполнил и вскоре вообще покинул место. Во дворце собирались начать реставрационные работы, но все планы нарушили несколько пожаров, случившиеся в нем в середине 1980-х и в 1990 году. К тому времени, когда в 1990 году «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» был включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, входившая в него Ропша оказалась в руинированном состоянии.

Царское это дело

Усадьба, устроенная Петром I в первые годы XVIII века на месте бывшей шведской мызы, в течение первого столетия своего существования несколько раз меняла хозяев, переходя из казны в частное владение. В 1801 году она окончательно вернулась под крыло царской семьи. За век к строительству зданий и обустройству парка в Ропше приложили руку выдающиеся архитекторы своего времени: Петр Еропкин, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Юрий Фельтен.

«Если грамотно подойти к восстановлению Ропши, может получиться элитная вещь, — считает Вадим Знаменов, президент Государственного музея-заповедника «Петергоф» (с 1965 года работал в ГМЗ «Петергоф», с 1974 по 2008 год возглавлял его, с 2009 года — президент ГМЗ «Петергоф», член президиума Российского комитета ИКОМ. — TANR). — Там есть минеральные воды, великолепные водоемы, роскошный парк. Ропшу любила императорская семья, в ее окрестностях охотился Николай II, туда очень часто ездили просвещенные петербуржцы, там иногда даже заседал Государственный совет. В Ропше можно разводить рыбу, восстановить оранжереи, которые когда-то поставляли фрукты к царскому столу. Можно восстановить и музеефицировать бумажную фабрику постройки Фельтена — это одна из самых первых российских фабрик. На кладбище стоит лютеранская кирха допетровского времени, очень интересный объект. Но все это требует обсуждения, времени и грамотного подхода».

С 2012 года дворцово-парковый ансамбль «Ропша» решением Министерства культуры России передан в оперативное управление ГМЗ «Петергоф». Теперь она единственный федеральный дворцово-парковый ансамбль, который расположен на территории двух субъектов РФ — Петербурга и Ленинградской области. Была идея создать туристический кластер, который объединил бы ансамбли и парки Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны и Ропши, но Ропша из этой объединительной идеи пока выпадает из-за своего плачевного состояния.

Аргументы за спасение

О том, что «Роснефть» заинтересовалась Ропшей, стало известно в конце октября 2016 года на Ежегодном инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге. Сообщение вселило надежду в реставраторов, музейщиков, градозащитников: до этого момента никто не предлагал на восстановление гибнущего памятника истории и культуры реальные средства.

«К сожалению, „Петергоф“, на мой взгляд, не способствовал сохранению Ропшинского дворца, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Мильчик, кандидат искусствоведения, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, в недавнем прошлом заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация». — В 2015 году по решению дирекции музея-заповедника ко дворцу в Ропше подогнали высотный кран и разрушили портик, находившийся в аварийном состоянии. Это ужасно. Существуют современные щадящие способы консервации, а „Петергоф“ действовал по-варварски. Ропша требует немедленного спасения!»

НИИ «Спецпроектреставрация» еще в начале 1970-х годов, а затем в середине 1980-х разработала несколько проектов реставрации Ропши. К сожалению, сейчас их невозможно использовать, поскольку дворцовый комплекс значительно разрушился с тех пор. По мнению Михаила Мильчика, нужен новый проект, который на 70% должен состоять из воссоздания, а не реставрации. Это печалит реставраторов, но другого пути, похоже, уже нет.

«Любой разрушенный памятник можно восстановить, а у нас часто пытаются дискредитировать восстановление, называя это новоделом, — считает Вадим Знаменов. — Но вот Варшава восстала буквально из пепла, хотя была разрушена нацистами до основания, и сейчас королевский дворец, полностью воссозданный, — один из самых посещаемых туристами объектов».

Специалисты считают, что часть построек усадьбы инвестор вполне мог бы использовать для своих личных нужд и представительских функций, а часть — сделать общедоступной музейной зоной. Сохранились точные замеры всех построек, в архивах есть фотографии усадьбы с конца XIX века. Ее воссоздание — это долгая и непростая, но вполне выполнимая работа. По мнению Михаила Мильчика, по самым скромным подсчетам, она займет лет десять.

Не спугните!

Официальные инстанции пока очень осторожны в своих комментариях и оценках перспективы участия «Роснефти» в спасении Ропши. В ответ на запрос пресс-служба Министерства культуры ответила: «Сейчас никакой конкретики дать не можем. Форма владения при передаче Ропшинского дворца „Роснефти“ пока не определена. Условия, срок и юридический механизм передачи активно прорабатываются, однако всеобъемлющего соглашения с „Роснефтью“ в настоящее время нет». Сама «Роснефть» вообще не откликнулась на наш запрос о комментарии.

«Комплекс Ропши надо спасать, это сейчас все понимают, — сказал корреспонденту TANR Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры, член президиума ИКОМ России. — Обязательным условием является качественная реставрация. В целом это перспективный момент, но детально о перспективах можно говорить только после подписания договора. Сейчас все осторожны в оценках — чтобы не сорвалось».

Просмотры: 2070
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru