The Art Newspaper Russia
Поиск

Спасти нерядовую Ропшу

Памятник из списка всемирного наследия ЮНЕСКО — дворцово-парковый ансамбль в поселке Ропша Ленинградской области в ближайшее время обретет инвестора и надежду на возрождение

По информации Министерства культуры РФ, в течение ближайших трех месяцев будет окончательно определена форма владения памятником при передаче его Публичному акционерному обществу «Нефтяная компания „Роснефть“». Сейчас, по словам заместителя министра культуры Олега Рыжкова, юристы обсуждают механизм передачи, юридическую схему для минимизации сопутствующих расходов инвестора, что поможет ему максимально вложить средства в сохранение памятника истории и культуры. И в самое ближайшее время специалисты приступят непосредственно к обследованию всего комплекса.

То военные, то пожар

Одному из самых роскошных дворцовых комплексов в пригороде Петербурга — Ропше в известном смысле повезло: во время Великой Отечественной ее разрушили значительно меньше, чем Петергоф или Царское Село, поскольку в главном дворце размещался немецкий госпиталь. После войны дворец отремонтировали, и его снова «оккупировали» военные: здесь располагались воинские части. Военные много сделали для восстановления построек и парка, но в конце 1970-х годов они ушли из Ропши, забрав с собой все, что можно было унести: полы, двери, оконные рамы. Усадьба разрушалась, о ней к тому времени практически забыли: полным ходом шло восстановление Петергофа, Царского Села, других исторических объектов — было не до Ропши, которая к тому же находилась в областном подчинении.

В 1981 году по решению Леноблисполкома комплекс передали НПО «Промрыбвод», который подписал охранные обязательства (Ропша к тому времени была включена в списки охраняемого культурно-исторического наследия всесоюзного масштаба). Но свои обязательства «Промрыбвод» не выполнил и вскоре вообще покинул место. Во дворце собирались начать реставрационные работы, но все планы нарушили несколько пожаров, случившиеся в нем в середине 1980-х и в 1990 году. К тому времени, когда в 1990 году «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» был включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, входившая в него Ропша оказалась в руинированном состоянии.

Царское это дело

Усадьба, устроенная Петром I в первые годы XVIII века на месте бывшей шведской мызы, в течение первого столетия своего существования несколько раз меняла хозяев, переходя из казны в частное владение. В 1801 году она окончательно вернулась под крыло царской семьи. За век к строительству зданий и обустройству парка в Ропше приложили руку выдающиеся архитекторы своего времени: Петр Еропкин, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Юрий Фельтен.

«Если грамотно подойти к восстановлению Ропши, может получиться элитная вещь, — считает Вадим Знаменов, президент Государственного музея-заповедника «Петергоф» (с 1965 года работал в ГМЗ «Петергоф», с 1974 по 2008 год возглавлял его, с 2009 года — президент ГМЗ «Петергоф», член президиума Российского комитета ИКОМ. — TANR). — Там есть минеральные воды, великолепные водоемы, роскошный парк. Ропшу любила императорская семья, в ее окрестностях охотился Николай II, туда очень часто ездили просвещенные петербуржцы, там иногда даже заседал Государственный совет. В Ропше можно разводить рыбу, восстановить оранжереи, которые когда-то поставляли фрукты к царскому столу. Можно восстановить и музеефицировать бумажную фабрику постройки Фельтена — это одна из самых первых российских фабрик. На кладбище стоит лютеранская кирха допетровского времени, очень интересный объект. Но все это требует обсуждения, времени и грамотного подхода».

С 2012 года дворцово-парковый ансамбль «Ропша» решением Министерства культуры России передан в оперативное управление ГМЗ «Петергоф». Теперь она единственный федеральный дворцово-парковый ансамбль, который расположен на территории двух субъектов РФ — Петербурга и Ленинградской области. Была идея создать туристический кластер, который объединил бы ансамбли и парки Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны и Ропши, но Ропша из этой объединительной идеи пока выпадает из-за своего плачевного состояния.

Аргументы за спасение

О том, что «Роснефть» заинтересовалась Ропшей, стало известно в конце октября 2016 года на Ежегодном инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге. Сообщение вселило надежду в реставраторов, музейщиков, градозащитников: до этого момента никто не предлагал на восстановление гибнущего памятника истории и культуры реальные средства.

«К сожалению, „Петергоф“, на мой взгляд, не способствовал сохранению Ропшинского дворца, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Мильчик, кандидат искусствоведения, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, в недавнем прошлом заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация». — В 2015 году по решению дирекции музея-заповедника ко дворцу в Ропше подогнали высотный кран и разрушили портик, находившийся в аварийном состоянии. Это ужасно. Существуют современные щадящие способы консервации, а „Петергоф“ действовал по-варварски. Ропша требует немедленного спасения!»

НИИ «Спецпроектреставрация» еще в начале 1970-х годов, а затем в середине 1980-х разработала несколько проектов реставрации Ропши. К сожалению, сейчас их невозможно использовать, поскольку дворцовый комплекс значительно разрушился с тех пор. По мнению Михаила Мильчика, нужен новый проект, который на 70% должен состоять из воссоздания, а не реставрации. Это печалит реставраторов, но другого пути, похоже, уже нет.

«Любой разрушенный памятник можно восстановить, а у нас часто пытаются дискредитировать восстановление, называя это новоделом, — считает Вадим Знаменов. — Но вот Варшава восстала буквально из пепла, хотя была разрушена нацистами до основания, и сейчас королевский дворец, полностью воссозданный, — один из самых посещаемых туристами объектов».

Специалисты считают, что часть построек усадьбы инвестор вполне мог бы использовать для своих личных нужд и представительских функций, а часть — сделать общедоступной музейной зоной. Сохранились точные замеры всех построек, в архивах есть фотографии усадьбы с конца XIX века. Ее воссоздание — это долгая и непростая, но вполне выполнимая работа. По мнению Михаила Мильчика, по самым скромным подсчетам, она займет лет десять.

Не спугните!

Официальные инстанции пока очень осторожны в своих комментариях и оценках перспективы участия «Роснефти» в спасении Ропши. В ответ на запрос пресс-служба Министерства культуры ответила: «Сейчас никакой конкретики дать не можем. Форма владения при передаче Ропшинского дворца „Роснефти“ пока не определена. Условия, срок и юридический механизм передачи активно прорабатываются, однако всеобъемлющего соглашения с „Роснефтью“ в настоящее время нет». Сама «Роснефть» вообще не откликнулась на наш запрос о комментарии.

«Комплекс Ропши надо спасать, это сейчас все понимают, — сказал корреспонденту TANR Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры, член президиума ИКОМ России. — Обязательным условием является качественная реставрация. В целом это перспективный момент, но детально о перспективах можно говорить только после подписания договора. Сейчас все осторожны в оценках — чтобы не сорвалось».

Просмотры: 1829
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru