The Art Newspaper Russia
Поиск

Несуществующие границы

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объясняет, почему музей национального искусства проводит выставки зарубежных художников

Почему Третьяковская галерея проводит выставки зарубежных художников и не размывает ли это концепцию главного музея национального искусства России? Перед тем как ответить на этот вопрос, постараюсь сформулировать общие принципы, на которые музей, на мой взгляд, может опираться, решая, проводить ли ту или иную выставку. «Оттепель», которая продлится в Новой Третьяковке до 11 июня, и выставка Джорджо де Кирико, которую мы откроем 20 апреля, — удачные для этого примеры.

Думаю, самый главный критерий — понимание, что та или иная фигура или художественный феномен необычайно важны именно сегодня и нам есть что сказать о них нового. Мы должны посмотреть на художника с современной точки зрения, увидеть в нем то, чего не видели 10, 20, 30 лет назад. Вероятно, не стоит тратить время на проект, если что-то подобное публике уже предлагали недавно. Например, в ближайшее десятилетие мы точно не планируем показывать Серова еще раз. Кроме того, мы хорошо понимаем, как действует человеческое сознание: узнавать новое интереснее, чем вникать в подробности уже известного. Серьезных выставок про оттепель в России не было, и то, что несколько музеев, не сговариваясь, обратились к этому материалу, говорит о чем-то важном. Назрел момент посмотреть на этот период по-новому, и мы действительно увидели в нем то, чего не находили раньше. Например, как увлечение наукой отразилось на абстрактной живописи, ставшей крайне актуальным и точным отражением времени.

Отвечает обозначенным критериям новизны и актуальности и выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Пара живописных произведений, один рисунок в Пушкинском музее — вот, пожалуй, и все, что есть в России. Таким образом, перед нами важный для всего мирового искусства и почти непредставленный в российских коллекциях художник, чье творчество будет открытием для нашего зрителя. И еще один существенный момент. В каталоге грядущей выставки есть блестящий текст нашего куратора Татьяны Горячевой, в котором рассмотрены контакты де Кирико с русскими диаспорами в Риме и Париже, а также его влияние на русских художников, в том числе Казимира Малевича, Александра Дейнеку, Анну Лепорскую, Василия Рождественского и Александра Шевченко. Воспользуюсь этой ремаркой о диалоге русских и западноевропейских художников, чтобы вернуться к вопросу, с которого мы начали: почему Третьяковская галерея проводит выставки зарубежных художников?

Все мы хорошо знаем о Павле Михайловиче Третьякове и гораздо меньше о его брате Сергее Михайловиче — московском городском голове и коллекционере, собиравшем именно западноевропейское искусство. Уже в 1892 году в переданной в дар Москве галерее братьев Третьяковых современное на тот момент русское искусство показывалось в контексте западноевропейских художественных явлений. После 1917 года возобладал принцип жесткого деления коллекций на русские и западноевропейские. Работы, приобретенные в свое время Сергеем Михайловичем, и западная часть влившегося в 1910 году в состав Третьяковки собрания Михаила Абрамовича Морозова были после революции переданы в Музей нового западного искусства, а позднее стали частью собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Сегодня, когда идет интенсивная работа над созданием дома-музея братьев Третьяковых в Голутвинском переулке, я очень рада нашим договоренностям с Пушкинским музеем, который предоставит для экспонирования там ряд важнейших произведений из своего собрания, принадлежавших в свое время Сергею Михайловичу Третьякову.

Просмотры: 6374
Популярные материалы
1
Выставки зимы, которые дождались нас после локдауна
Напоминаем, куда в Москве стоит отправиться всем, кто соскучился по музейным выставкам.
21 января 2021
2
Не ведитесь: фейковые новости о музеях
Самые шокирующие, глупые и смешные художественные фейкньюс последних лет.
22 января 2021
3
В Третьяковке показывают Фалька, каким он был
Выставка Роберта Фалька в Третьяковской галерее — первая и долгожданная большая ретроспектива классика отечественного искусства. Она дает возможность увидеть, как менялся художник, и по-настоящему понять его.
22 января 2021
4
Объявлен шорт-лист IX Ежегодной премии The Art Newspaper Russia
Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Лауреаты будут названы на торжественной церемонии весной 2021 года в Москве в Гостином Дворе.
26 января 2021
5
Полиция нашла украденного «Спасителя мира» в неаполитанской квартире
Копия картины Леонардо, проданной за $450 млн, была похищена в прошлом году из музея при церкви Сан-Доменико Маджоре.
21 января 2021
6
Анна Пумпянская: «Мы пошли по пути осмысления уральского искусства внутри глобальных контекстов»
В Екатеринбурге появилась влиятельная в международном масштабе институция, которая занимается современным искусством. Как это произошло, рассказывает Анна Пумпянская, арт-директор Sinara SA, возглавляющая представительство галереи в Женеве.
21 января 2021
7
На 96-м году жизни умерла Елена Мурина
Вместе с мужем, профессором Дмитрием Владимировичем Сарабьяновым, Елена Борисовна Мурина являла пример невероятно гармоничного союза, а также человеческой отзывчивости и участия.
22 января 2021
8
Ярмарка BRAFA идет к вам!
С 27 по 31 января «гастроли» брюссельской ярмарки искусства пройдут в галереях Брюсселя, Парижа, Лондона, Амстердама, Милана, Нью-Йорка, Москвы и других городов.
25 января 2021
9
Керамика на все времена
Музей-заповедник «Царицыно» подготовил крупную выставку «Керамика. Парадоксы». Она начинается с больших имен — Пикассо, Леже, Врубель — и заканчивается работами современных керамистов, возрождающих древние техники.
25 января 2021
10
«Славянская эпопея» Альфонса Мухи наконец-то обрела дом
Монументальный цикл из 20 полотен будет экспонироваться в квартале Саварин в центре Праги, в доме по проекту Томаса Хизервика.
26 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru