18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Передача Исаакия не затрагивает права и интересы петербуржцев

С такой формулировкой Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отказался рассматривать иск группы горожан о признании незаконным решения о передаче Исаакиевского собора в руки РПЦ

Главное основание для прекращения дела, по мнению судьи Татьяны Матусяк: решение о передаче Исаакия никак не затрагивает непосредственные права и интересы заявителей. Это уже второй отказ в рассмотрении иска петербуржцев, протестующих против фактической ликвидации одного из самых крупных музеев города. Первый иск, поданный в Василеостровский районный суд, был отклонен на том же основании, отказ уже подтвержден апелляционной инстанцией. Но если в первом иске граждане ссылались только на нарушение своих прав на свободный доступ к культурному наследию, то во втором иске говорилось о нарушении процедуры передачи собора.

В частности, сама церковь не подавала официального заявления о своих правах на здание, как того требует закон. Тем не менее Комитет имущественных отношений (КИО) Администрации Санкт-Петербурга издал 30 декабря 2016 года распоряжение № 160-Р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А», согласно которому музей «Исаакиевский собор» в течение 24 месяцев должен заключить с РПЦ договор о передаче музейных коллекций и выполнить ряд других мероприятий. После утверждения этого документа Министерство культуры РФ должно подготовить распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — третий в городе по посещаемости после Эрмитажа и Русского музея. Исаакий сам зарабатывает на свое содержание и реставрацию и ежегодно платит городу десятки миллионов рублей налогов. С конца 1990-х годов в соборе ежедневно, утром и вечером, проходят церковные службы. В случае передачи собора РПЦ доходы от музейной деятельности перестанут поступать в бюджет, а все расходы на содержание здания, являющегося охраняемым памятником культуры федерального значения, в том числе на дорогостоящую реставрацию, лягут исключительно на бюджет города, который лишится налогов от музейной деятельности (РПЦ как общественная организация освобождена от уплаты налогов).

Кроме того, опасность грозит и музейной коллекции. Как рассказал на заседании Смольнинского суда представитель музея, начальник юридического отдела Никодим Сидоров, «если произойдет передача, музей будет ликвидирован».

«Исаакий — объект федерального значения, сам собор — предмет показа. У нас заключен договор между музеем и Минкультом о совместном использовании музейных объектов, — сказал господин Сидоров. — И заметная часть коллекции, 62 предмета являются неотъемлемыми элементами интерьера: это живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Они являются частью и собора и музея. Их, согласно закону №73-ФЗ, изъять из музейного фонда невозможно, но фактически это произойдет, если собор передадут церкви».

Сейчас, как сообщил представитель музея, по устному распоряжению Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга сотрудники проводят опись музейных предметов, подлежащих перевозке из здания. На состоявшемся 14 марта совещании Комитета по культуре директор музея Николай Буров попросил предоставить письменные распоряжения и приказы о переводе музейной коллекции и о дальнейшей судьбе музея, но услышал, что таких документов нет. Тем не менее музей фактически готовится к ликвидации, дальнейшая судьба его коллекции и сотрудников пока не решена и не обсуждалась ни на каком уровне.

На вопрос судьи Татьяны Матусяк, будет ли сам музей, его сотрудники оспаривать в суде нарушение их прав, представитель музея ответил, что, скорее всего, будут.

В день, когда проходило судебное заседание, глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега публично сообщила, что пока от церкви не поступало заявления на передачу ей Исаакия. Но как только опись музейной коллекции собора будет составлена, РПЦ подаст такое заявление.

Как стало известно TANR, в Смольнинский районный суд Петербурга поступил новый коллективный иск, оспаривающий то же распоряжение КИО. В качестве заинтересованного лица истцы сразу указали губернатора Полтавченко.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+