The Art Newspaper Russia
Поиск

Жан-Юбер Мартен готовит беспрецедентный проект в ГМИИ

В 2020 году, когда главное здание музея закроется на реконструкцию, французский куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы

Жан-Юбер Мартен. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Жан-Юбер Мартен. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили новый проект Жан-Юбер Мартена, беспрецедентный по размаху и замыслу. Задуманный вместе с московским музеем, он состоится в начале 2020 года под названием «Древние украли все наши идеи» (цитата из Марка Твена).

Жан-Юбера Мартена вряд ли надо представлять. Его яркие, порой экстравагантные выставочные проекты, максимально расширяющие границы того, что принято считать искусством, вызывают одновременно восхищение и критику как у прессы, так и у зрителя, каждый раз становясь заметным событием, куда ломится публика. Таким событием была и недавняя выставка «Карамболь» в Гран-пале в Париже. Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, под сильным впечатлением от этой экспозиции она предложила Мартену что-то подобное сделать и в Москве.

Мартен связан с Россией большими знаковыми проектами. В легендарных уже «Москва — Париж» (1979) и «Париж — Москва» (1981) он выступал сокуратором, а в 2009 году был куратором основного проекта III Московской биеннале современного искусства, поэтому с воодушевлением подхватил идею Лошак.

Но почему этот проект нужно обсуждать настолько заранее, почти за три года до выставки?

Во-первых, к 2020 году главное здание музея закроется на реконструкцию, и куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы, где останутся только цветаевские слепки, которые предполагается включить в экспозицию. Во-вторых, Мартену предстоит посетить множество столичных и провинциальных музеев для подбора экспонатов, причем музеев непрофильных и самых что ни на есть экзотических, если учесть, что речь идет о выставке в художественном музее. Это Геологический музей, Зоологический музей, Дарвиновский музей, петербургская Кунсткамера и другие этнографические музеи. Дело в том, что главная кураторская идея Мартена — свести в одном пространстве разные эпохи, культуры и цивилизации, произведения искусства и самые неожиданные артефакты.

«Мы все привыкли к тому, что выставки в музее делаются по историческому принципу, по правилам истории искусства, выработанным еще в XIX веке. Мне же хочется, чтобы зритель испытал эмоции, смотрел и размышлял, как это происходит в театре или на концерте. Мы же не приходим туда за информацией!» — говорит куратор. Именно с этой целью артефакты, подобранные в непрофильных собраниях, будут соседствовать с произведениями искусства разных эпох (живопись, графика, скульптура) из самого ГМИИ и других художественных музеев — как российских, так и западных.

Но это вовсе не значит, поясняет Мартен, что экспозиция станет чем-то вроде кабинета древностей и раритетов, которыми увлекались коллекционеры Европы и России прошлых веков. Все эти предметы из разных культур, цивилизаций и эпох: произведения искусства и артефакты из Африки и Океании, исламское и западноевропейское искусство — выстроят в четко продуманную драматургию, составленную пока что приблизительно из 30 самых разных визуально разворачивающихся историй. Это, например, пять чувств, переданных с помощью аллегорических (и не очень) произведений искусства, это война и смерть, красота и уродство, особенности карнавальной культуры и даже знаковые (то есть документальные) истории самого ГМИИ — от знаменитой выставки картин из Дрезденской галереи в 1955 году до «Декабрьских вечеров», идея проведения которых принадлежит Ирине Антоновой, фигура которой уникальна уже сама по себе.

Материалы по теме
Просмотры: 7913
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru