The Art Newspaper Russia
Поиск

Комиксы гекзаметром: Георгий Литичевский в Государственном музее современного искусства в Салониках

В Греции завершилась выставка «Гипотетические танцы» Георгия Литичевского. На финисаже, где герой вечера танцевал с крокодилом, побывала главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова

Ярко-зеленый тряпичный крокодил в натуральную величину — один из экспонатов выставки «Гипотетические танцы». Она осуществлена при поддержке Artika, Александра Рытова и Stella Art Foundation, Galerie Iragui, Алексея Зеленова. Это пока единственная ретроспектива российского первопроходца в деле внедрения эстетики комикса в большое искусство. Выставка включала в себя несколько десятков работ художника разных лет и сотни разнообразных персонажей, от мамонтов и крокодилов до Екатерины II и Сергея Есенина.

Среди экспонатов — рисунки, сделанные Георгием Литичевским еще на университетской скамье (будущий комиксмен штудировал в МГУ историю Античности и древнегреческий, который спустя годы пригодился в общении с жителями Салоник — города, очень лояльного к эстетике комиксов и граффити, которыми покрыты даже памятники ЮНЕСКО). Ранние работы Литичевского происходят из личной коллекции директора Государственного музея современного искусства Марии Цанцаноглу, которая в юности подружилась в Москве с авангардистами эпохи перестройки. Мария специализировалась на русском футуризме, а в конце 1990-х возглавила музей в Салониках, куда была передана вторая часть знаменитой коллекции русского авангарда Георгия Костаки. Греческое государство выкупило у наследников коллекционера около полутора тысяч работ и большой архив — то, что осталось после того, как Костаки передал в дар Третьяковской галерее значительную часть своего собрания.

По убеждению Марии Цанцаноглу, музей, где хранится такое сокровище, должен показывать и то развитие, которое идеи авангарда получили в современном искусстве. Благодаря ее стараниям в Салониках хорошо знакомы с нынешним русским искусством. Помимо выставок в музее, ей удалось установить в самом городе два объекта паблик-арта: металлическую пилу с кремлевскими зубцами Андрея Филиппова и монумент в порту — почтовый ящик Хаима Сокола. Москва, заметим, такими современными памятниками похвастать не может.

Георгий Литичевский также не чужд монументальному формату. Специально к выставке он изготовил живописное, в гамме гжели и Ива Кляйна, панно «Гигантобатрахомиохория» — такое же длинное, как его название. Оно означает «танец гигантских мышей и лягушек» и отсылает как к гигантомахии — скульптурному фризу Пергамского алтаря, так и к анонимной пародийной «Войне лягушек и мышей» («Батрахомиомахия»), гекзаметром издевавшейся над излишним пафосом государственной мифологии, и, конечно, к комедиям Аристофана.

Аристофановский подход к искусству и жизни свойственен Литичевскому, недаром избравшему легкомысленный жанр картин-комиксов. Эрудиты и интеллектуалы, бывает, выглядят беззаботными шутниками. Так, веселые картинки Литичевского просто напичканы всяческой философией, а его героями часто становятся современные мыслители, как, например, радикальный сторонник возврата к природе Джон Зерзан, которому художник посвятил не только комикс, но и серьезную статью в вышедшем к выставке трехъязычном каталоге.

По замыслу автора выставки все конфликты и противоречия легко решаются в танце. Художник, танцуя и буквально (в нескольких видео), и фигурально, сводит вместе самых немыслимых героев. На его картинах пляшут не только девушки-искусствоведы и Айседора Дункан, Ленин и Калиостро, но и Вирусы с Антивирусами, и Медведилы, и чудесный Левитантан (в котором черты бельгийского Тинтина-Тантана соединились с обликом певца русской природы).

Георгий Литичевский с 1993 года входит в редколлегию «Художественного журнала» Виктора Мизиано, самого высоколобого российского издания об искусстве, и в каждом из сотни вышедших номеров есть его комикс на злобу художественного дня. По этим комиксам студенты могут изучать как быт и нравы, так и идейную подоплеку современного арт-сообщества. Вот, например, цитата из комикса про шахматы: «Белые фигуры — это эстетика, а черные — это „социальщина“!»

Посетители выставки на двух этажах музея могли ознакомиться с некоторыми из этих комиксов в витринах — стены же заняли большие картины, представляющие ударные моменты истории, и целые свитки, как Opus сomicum, альтернативный вариант русской истории. Напоследок художник побаловал зрителей перформансом. Под аккомпанемент молодой рок-группы из Салоник он распотрошил крокодила, который оказался набит бумагой. Всем было выдано по клочку, чтобы зрители написали свое заветное слово, а затем бумажки вновь очутились в чреве крокодила, которого художник взвалил на плечи и станцевал с ним пару кругов, гипотетически создавая новое произведение из обрывков чужих мыслей.


Просмотры: 2714
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru