18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер исследователь русского авангарда Василий Ракитин

Не стало выдающегося искусствоведа, биографа Георгия Костаки и одного из инициаторов создания издательства RA (Русский авангард)

Искусствовед Василий Иванович Ракитин скончался 24 января 2017 года на 78-м году жизни.

Выпускник искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ (1962), он был одним из первых исследователей, кто еще в 1960-е занялся изучением русского авангарда. Важную роль в этом сыграло тесное общением с легендарным коллекционером Георгием Костаки, с которым Ракитин сотрудничал как научный консультант.

После перестройки, когда авангардистов стали показывать в российских музеях, Василий Ракитин подготовил несколько знаковых выставок отечественного искусства начала ХХ века. В частности, именно он был куратором и научным консультантом знаковой выставки 1992 года «Великая утопия» в Третьяковской галерее. В том же году вместе с Андреем Сарабьяновым они задумали издательский проект «Русский авангард» (RA), ставший впоследствии одним из главных профильных издательств в России. Для RA Василий Ракитин написал серию монографий, посвященных ранее забытым именам русского авангарда — Николаю Суетину, Ильи Чашнику, а также Василию Чекрыгину.

Кроме того, Василий Иванович подготовил несколько выставок Марка Шагала в Европе и написал о нем книгу, вышедшую в издательстве «Искусство – XXI век» в 2010 году. Василий Ракитин был одним из авторов-составителей (совместно с Андреем Сарабьяновым) четырехтомной «Энциклопедии русского авангарда». На сайте этого издания опубликован некролог, написанный другом и коллегой Андреем Сарабьяновым.

«В этой области он сделал очень много. Наверно, так много, как никто. Казалось, что он знал всё. Если у него не было ответа на какой-то вопрос по русскому авангарду, значит, ответа на этот вопрос не было вообще. Василий Иванович писал статьи, книги, курировал и формировал выставки, делал экспертизы.

В профессиональных делах он был скромен, знаниями не кичился, к чужим ошибкам относился с пониманием и юмором, а свои признавал с удовольствием. Должностей и степеней он не имел, но заслуживал. Нам еще предстоит осмыслить масштаб его деятельности, его литературный дар, проницательность его оценок и мнений», — пишет Сарабьянов.

Последним опубликованным при жизни Ракитина изданием стала его книга «Коллекционер» (Москва, «Искусство — XXI век», 2015), которую сам искусствовед определял как расширенный вариант автобиографии Костаки.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+