The Art Newspaper Russia
Поиск

2016 год принес арт-рынку нестабильность

Падение продаж заставило аукционные дома менять стратегию, Brexit и волна терактов ударили по ярмаркам, онлайн-платформы громко заявляют о себе — что еще лихорадило арт-рынок в уходящем году

Уходящий год оказался непростым для рынка искусства. Аукционным домам пришлось серьезно скорректировать стратегию работы, а также привыкнуть к тому, что коллекционеры стараются избегать необдуманных покупок и предпочитают инвестировать только в надежные активы. Тем временем онлайн-платформы по продаже искусства расширяют свое присутствие на рынке. Мы составили список самых заметных событий и трендов на художественном рынке в 2016 году.

Резкое падение продаж

По сравнению с предыдущим годом, когда аукционные дома добились головокружительных результатов, которые многие аналитики арт-рынка справедливо посчитали неустойчивыми, суммарные продажи в этом году были значительно хуже. Нестабильность на финансовых рынках, падение цен на нефть и неустойчивая политическая ситуация на Ближнем Востоке и в США привели к тому, что владельцы произведений искусства стали действовать очень осторожно, теперь они готовы продавать их только в случае крайней необходимости. В результате аукционные дома повысили свои комиссионные и изменили их структуру, чтобы увеличить маржу и выжать больше прибыли из среднего и верхнего сегментов рынка. Christie’s и Sotheby’s, кроме того, сократили гарантии на топ-лоты, служащие эффективным, но дорогим способом привлечь на торги шедевры. Из обеих фирм ушло и было уволено значительное число сотрудников. В отличие от них, Phillips, наоборот, стал чаще использовать гарантии и продолжил нанимать персонал. Успешные ноябрьские аукционы импрессионизма, модернизма, послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке вернули рынку уверенность.

Серьезные перемены в Sotheby’s

На протяжении всего года Sotheby’s находился в центре внимания. Началось с сенсационной покупки аукционным домом консалтингового агентства Art Agency, Partners (AAP), которым руководит бывшая сотрудница Christie’s Эми Каппеллаццо совместно с Адамом Чинном и Алланом Шварцманом. Сделка в $85 млн обеспечила Sotheby’s обширной базой потенциальных клиентов и продемонстрировала его интерес к расширению круга своих услуг и включению в их число консалтинга и брокерской деятельности. В июле крупнейшая в Китае компания по страхованию жизни, возглавляемая Чэнь Дуншэном, купила 13,5% акций Sotheby’s и стала самым крупным индивидуальным инвестором аукционного дома.

Последствия Brexit и терроризма

Многие считают, что арт-рынок не зависит напрямую от финансовых кризисов и изменений в экономике, однако в этом году все было иначе. Когда в июне Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза, у игроков арт-рынка это событие вызвало серьезную тревогу, в том числе относительно дальнейшей политики в области налогов на импорт, НДС и прав художников на перепродажу произведений искусства. В то же время посещаемость таких крупных европейских художественных ярмарок, как Art Brussels и TEFAF, в 2016 году заметно снизилась, поскольку многие американские коллекционеры предпочли остаться дома из-за прокатившейся по Европе волны терактов. Запуск заокеанской версии ярмарки TEFAF в Нью-Йорке вкупе со все более насыщенным мировым календарем художественных ярмарок вынуждает организаторов ярмарок и галеристов в Европе работать вдвое активнее, чтобы сохранить свой бизнес. Наконец, последствия шока и раскола в американском обществе, вызванного победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, еще только предстоит оценить.

Споры об онлайн-платформах

Широко обсуждаемые результаты отчета Hiscox рисуют положение дел в сфере онлайн-торговли искусством в розовом свете: согласно представленным данным, в 2015 году этот рынок вырос на 24% до $3,3 млрд. Однако процветание ярмарок и других художественных мероприятий (например, тех, что проводит в таких городах, как Буэнос-Айрес, группа MCH, которой принадлежит Art Basel) и кажущийся неудержимым бурный рост крупнейших галерей (здесь можно привести в пример лос-анджелесскую Hauser Wirth & Schimmel или лондонскую Almine Rech) наводят на мысли о том, что у онлайн-модели есть свои ограничения, о которых ее поборники предпочитают не распространяться. В конце концов, художественный мир по-прежнему остается рынком, который держится на опыте и репутации конкретных людей.

Охота на наследие выдающихся художников

В этом году покупатели искусства были менее оптимистичны. Многие из них предпочитали не приобретать произведения молодых и модных художников, цены на которые пошатнулись с появлением первых симптомов неустойчивости рынка. Променяв бешеную прибыль на стабильность, покупатели теперь делают ставку на художников прошлого, в том числе недооцененных. Почувствовав эти перемены, галереи воспользовались случаем и начали охоту за наследием покойных мастеров, которые кажутся им коммерчески перспективными. Среди недавних приобретений — наследие Аршиля Горки, теперь принадлежащее Hauser & Wirth, и корпус работ Ли Краснер, доставшийся Paul Kasmin Gallery.

Сложности на рынке антиквариата

Торговля антиквариатом переживает трудные времена. Как показали декабрьские аукционы дизайна, спрос на современную мебель, мебель в стиле модерн и витражи Тиффани по-прежнему растет, а вот рынок европейского антиквариата продолжает проседать и, по некоторым оценкам, уже снизился на 50%. О резком падении свидетельствует тот факт, что если в 2007 году Sotheby’s выручил в этом сегменте $120 млн, то в этом году его суммарная выручка снизилась до $20,5 млн. Вкусы, как и образ жизни, коренным образом изменились. Клиенты больше не хотят обустраивать у себя дома отдельные столовые и рабочие кабинеты, что избавляет их от необходимости приобретать соответствующую мебель определенной эпохи. То, что осталось от этого рынка, живет не за счет знатоков-коллекционеров, а за счет декораторов, которые выбирают максимум 10 антикварных предметов на 20 комнат, то есть затраты на покупку антиквариата составляют не более 10% бюджета декоратора. Есть опасения, что через некоторое время некому будет объяснить клиентам, как распознать отличный набор стульев в стиле «чиппендейл», и нельзя будет найти реставраторов и позолотчиков, способных отреставрировать их.

Просмотры: 1896
Популярные материалы
1
Самые ожидаемые выставки 2017 года в мире
Абу-Даби, Берлин, Венеция, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Сан-Франциско — чем удивят зрителей ведущие музеи мира.
19 января 2017
2
Московская биеннале современного искусства возвращается в Манеж
Куратором основного проекта, который пройдет в ЦВЗ «Манеж», станет Юко Хасегава, а темой биеннале, которая откроется 15 сентября, — «Заоблачные леса».
23 января 2017
3
Объявлены художники павильона России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства
Комиссар павильона России Семен Михайловский объявил, что представлять отечественное искусство в этом году будут Гриша Брускин, Саша Пирогова и дуэт Recycle. Темой российского павильона станет «театр жизни и смерти»
21 января 2017
4
Топ-10 музейных приобретений 2016 года
В прошлом году новые экспонаты музеи получали в дар, покупали за собственные деньги, а также прибегали к краудфандингу, чтобы собрать с миру по нитке на пополнение коллекций.
17 января 2017
5
Кафтан — современник Петра I обрел вторую жизнь
В Эрмитаже завершилась реставрация предметов одежды, поднятых со дна Балтийского моря во время археологических исследований торгового судна, затонувшего в Выборгском заливе в 1724 году.
20 января 2017
6
Новым директором Тейт станет Мария Бэлшоу
Бывший руководитель двух манчестерских художественных музеев займет директорское кресло в Тейт с 1 июня, сменив на этом посту сэра Николаса Сероту.
17 января 2017
7
Что случилось в мире искусства 19 января
Подробности передачи Исаакиевского собора РПЦ, будущее Музея современного искусства Антверпена, лекции фестиваля «Оттепель», защита Испанской лестницы в Риме и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
19 января 2017
8
Ученые Петербурга против передачи РПЦ Исаакиевского собора
Санкт-Петербургский союз ученых заявил, что передача РПЦ памятника истории, культуры и архитектуры — Исаакиевского собора противоречит Конституции и нанесет ущерб научной деятельности музея.
18 января 2017
9
Что случилось в мире искусства 18 января
Запрет митинга против передачи Исаакиевского собора РПЦ, очередная подделка, выявленная Sotheby’s, обжалование решения суда по cкифскому золоту, отжимания на алтаре и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
18 января 2017
10
Три выставки недели
Французский фотограф Филипп Шансель в Мультимедиа Арт Музее, метаморфозы отечественного портрета за 100 лет на ВДНХ, мастер городских видов XIX века Василий Садовников в Музее истории Санкт-Петербурга.
20 января 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru