18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советские плакаты: агитпроп для единоличника

№20
Материал из газеты

Коллекционирование плакатов у нас, несмотря на очевидность занятия, до сих пор в диковинку, а рынок не развит. Все ходовые примеры отечественных плакатов с аукционными достижениями — следствие моды на русский авангард, а все, что до и после него, рынку практически не известно и не интересно. Притом что это значительный потенциал, еще ожидающий своих энтузиастов

Интерес к коллекционированию советских плакатов — явление сравнительно недавнее и популярное в большей мере среди иностранцев. Приезжая в Советский Союз, профессиональные дилеры или просто любители покупали почти задаром советские плакаты, в основном киноафиши и политические постеры. Таким образом, почти все они быстро осели на Западе: в Европе и особенно в США, на самом большом в мире рынке плакатов. Именно в Америке сконцентрировано наибольшее количество галерей, в которых можно купить туристический, рекламный, кинематографический или политический плакат советской эпохи.

Справка

История мирового плаката

Официально история плаката начинается в конце XVIII века с изобретением литографии. Плакаты существовали и раньше, но массовой печати до середины XIX века не было. Первым, кто напечатал тираж плакатов, стал Жюль Шере, нарисовавший театральную афишу с изображением Сары Бернар. Постепенно производство плакатов стало набирать обороты — в 1881 году расклейка плакатов уже регламентировалась законом, а позднее французские власти ввели налог на плакат.
Расцвет плакатного искусства связывают с именем Анри Тулуз-Лотрека. Тогда же плакаты стали объектами коллекционирования. В 1881 году в Париже открылся первый магазин дилера Эдмона Саго, в каталоге которого значилось более 2 тыс. плакатов.

В 1890-х годах Альфонс Муха начал рисовать плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар в стиле ар-нуво. Этот стиль оставался одним из главенствующих в европейской плакатной живописи до начала Первой мировой войны.

Военные плакаты рисовать в стилистике ар-нуво было неприемлемо, требовался более простой и понятный стиль. Одним из самых известных европейских плакатов времен Первой мировой стал постер британца Альфреда Лита, изображавший известного военного деятеля, министра военных сил Великобритании Герберта Китченера, который призывал молодых людей вступить в ряды армии. Китченер, указывавший пальцем на смотрящего, стал прообразом знаменитого американского плаката Джеймса Монтгомери с Дядей Сэмом и плаката Дмитрия Моора Ты записался добровольцем?

В период между двумя войнами уже не было одного основного стиля для художников-плакатистов. В то время как в Европе вовсю царил ар-деко (еще в начале века плакаты в этом стиле рисовал итальянский художник Леонетто Капьелло, которого теперь называют прародителем современных рекламных плакатов), в революционной России рождается конструктивизм. Советские киноафиши Александра Родченко, братьев Стенберг, политические плакаты Эль Лисицкого и фотомонтажи Густава Клуциса стали известны за пределами СССР и до сих пор пользуются большой популярностью у западных коллекционеров. (Кстати, фотоколлаж, придуманный Родченко и популяризованный Клуцисом, многими тогдашними критиками воспринимался негативно. Подразумевалось, что фотоколлаж делает тот, кто не преуспел в художественном училище.)

После Второй мировой художественного разнообразия стало меньше: в некоторых странах пропаганда и просвещение начали осуществляться преимущественно средствами телевидения, а кроме того, популярность приобрел «интернациональный типографический стиль» (или «швейцарский дизайн»): простая и унифицированная структура, понятный шрифт и черно-белые фотографии вместо ярких иллюстраций. Исключением были американские плакаты, на которые сильно влиял поп-арт, и польские афиши театральных и балетных постановок.

«Госкино» и плакаты

В 1922 году для адаптации западных фильмов к российским реалиям было создано «Госкино» (позднее переименованное в «Совкино»). Иногда проходило до пяти лет, прежде чем американский фильм попадал на советские экраны, зачастую в сильно трансформированном виде. Чтобы картина прошла одобрение цензора, менялись не только ее название, но и фабула (ввиду того, что фильмы были немыми), а художникам-плакатистам предоставлялась большая свобода для творчества. Братья Стенберг вспоминали, что нередки были случаи, когда просмотр фильма был назначен на три-четыре часа дня, а готовый плакат нужно было сдать уже к началу следующего рабочего дня. Несмотря на то что тиражи достигали десятков тысяч, до наших дней дошли единицы плакатов. В Советском Cоюзе их никто не хранил, в отличие, например, от американской киноиндустрии, где они возвращались прокатчикам.

Фигуры рынка

Большинство советских плакатов продается не на аукционах, посвященных принтам, где все же выставляются работы художников, не плакатистов: Анри Матисса, Альфонса Мухи, Пабло Пикассо, Марка Шагала и других (хотя, например, литография Эль Лисицкого Клином красным бей белых была продана именно на аукционе принтов), а на букинистических аукционах (так делают российский аукционный дом «Гелос» или Sotheby’s) или на аукционах винтажных постеров (такие проводит Christie’s).

Больше всего галерей и аукционных домов, торгующих советскими плакатами, в США. Некоторые, например Chrisholm Larsson Gallery в Нью-Йорке или Vintage Poster в Калифорнии, имеют огромную коллекцию рекламных, туристических, политических постеров и киноафиш, но без громких имен или знаковых работ. А в галерее Weidman в Лос-Анджелесе, напротив, коллекция советских плакатов незначительная, зато обнаружился Лисицкий, Клином красным бей белых. «Плакат — демократичная форма искусства, — говорит Яков Лурье из Mercer & Middlesex Auctions. — Они изначально были направлены на более широкие массы, чем картины, да и стоят дешевле». Аукционный дом Mercer & Middlesex Auctions из Нью-Джерси проводит торги, посвященные только российским плакатам. Тематические аукционы проводит и нью-йоркская Swann Auction Galleries.

Крупные коллекции западных музеев и галерей включают в основном плакаты конструктивистов, киноафиши и военные постеры, оставляя почти без внимания более поздние периоды истории Советского Союза. Однако в некоторых музеях можно наткнуться на неожиданные подборки. Например, калифорнийский Wende Museum собрал коллекцию плакатов с 1970-х годов до развала СССР.

В России на советском плакате специализируется аукционный дом «Совком». На его торгах, кстати, можно купить не только плакат, но и его макет, подписанный в тираж, и эскиз плаката.

Некоторые коллекционеры предпочитают приобретать только оригинал плаката, с которого позже печатались и тиражировались копии, но, как правило, именно эти плакаты подделывают чаще остальных.

Когда речь заходит о культовых плакатах, то на торги может выставиться и фотография оригинала: так, в 2012 году аукцион Sotheby’s продал фотографию Выполним план великих работ Густава Клуциса за $15 тыс.

Еще…

Настоящий всплеск популярности советских плакатов пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х. После развала СССР многие дилеры без помех увозили их за границу, где галеристы с удовольствием покупали. Например, владельцы нью-йоркской галереи Chrisholm Larsson Gallery Роберт Крисхолм и Ларс Ларссон рассказывают, что в 1990 году познакомились с русской переводчицей, которая привозила им постеры из Москвы буквально пачками. За год галеристы купили у нее несколько тысяч плакатов!

«Если за оттиск давали $50, то это считалось очень дорого, — рассказывает главный редактор издательства «Контакт-Культура» Александр Шклярук. — Если платили $10–15, это было очень хорошо, потому что он никому не был нужен».

Постепенно интерес к советским плакатам достиг такой величины, что в марте 1994 года аукционный дом Sotheby’s организовал торги USSR in Construction (СССР на стройке), где в числе прочего был продан известный плакат Густава Клуциса Выполним план великих работ, классический пример конструктивистского монтажа. Плакат ушел с молотка за $18 тыс. Годом ранее такой же плакат приобрела (по неизвестной цене) Национальная галерея Канады, а в декабре 2012-го на аукционе Sotheby’s за $15 тыс. была продана фотография плаката.

В широкие западные массы знание о советском плакате принесла изданная в 1995 году книга американки Сюзан Пак, которая собрала коллекцию авангардных киноафиш 1920–1930-х годов. Затем в 2001 году российское издательство «Контакт-Культура» выпустило свой первый альбом с фотографиями Шедевры русского плаката, который начинался с дореволюционного плаката и заканчивался плакатом Сергея Булкина и Евгении Михеевой Выбор. «В 1990-е годы образовалась пауза, плакат исчез с улицы, он исчез из культурного контекста, так как исчез и сам СССР. В начале 2000-х ниша была свободной. Она и сейчас свободна, потому что единственное издательство, которое занимается изданием книг о плакатах, — это «Контакт-Культура», — говорит Александр Шклярук.

Постепенно на рынке появилось много тематических альбомов с фотографиями советских плакатов, которые стали настольными книгами галеристов и дилеров. Советское искусство заинтересовало не только коллекционеров, но и простых людей. В 2011 году известный нью-йоркский галерист Тони Шафрази организовал выставку советских авангардных киноафиш. В том же году Институт искусства Чикаго сделал выставку плакатов ТАСС, посвященных войне. А летом 2013 года некоммерческая галерея GRAD (Gallery of Russian Art & Design), специализирующаяся на русском искусстве, организовала выставку рекламных плакатов советского общества «Интурист». Зимой GRAD планирует провести выставку киноплакатов Владимира и Георгия Стенбергов, Михаила Длугача, Александра Родченко, Александра Наумова и других художников, а к годовщине начала Первой мировой войны показать лубочные плакаты этого периода Владимира Маяковского и Казимира Малевича.

Однако по мере того как плакаты скупали западные коллекционеры, цены на них росли и к 2000-м достигли таких высот, что непрофессиональные коллекционеры ушли с этого рынка, рассказывает Яков Лурье из американского аукционного дома Mercer & Middlesex Auction из Нью-Джерси, который специализируется только на советских плакатах.

«В 1990-х случайных покупателей было больше: тогда цены были ниже, а выбор — шире. Люди приезжали в Россию, покупали плакаты как сувенир, потом возвращались домой, читали про ту эпоху. Им это нравилось — и тогда кое-кто, может, покупал другие плакаты на eBay или у дилеров», — рассказывает Лурье. В результате многие из тех плакатов, которые сегодня выставляют на торги аукционные дома, происходят именно из коллекций западных покупателей. На недостаток предложения сетуют все участники рынка. После того как плакат срывали, его уничтожали, а не хранили для потомков. Из-за дефицита материала новый плакат часто печатали на старом, а некоторые было просто небезопасно хранить по политическим соображениям. Наибольший шанс найти плакат советской эпохи — заглянуть в собрание Российской государственной библиотеки, куда с тиражей отправляли по нескольку экземпляров.

По мнению некоторых экспертов, сейчас на рынке советских плакатов нарастает вторая волна спроса, но, в отличие от 1990-х годов, появляется все больше покупателей из России.

«Плакаты вызывают у зрителя ностальгию, а также позволяют понять, как развивались дизайнерские тенденции, — объясняет Софи Черчер, соруководитель отдела «Плакаты XIX–XX веков» аукционного дома Christie’s. — Они производят на зрителя мгновенный эффект, поскольку создавались для этого — чтобы резко отвлекать, провоцировать на действие или быстро передавать мысль».

Российские покупатели все больше интересуются киноплакатами, а иностранцы — политическими, отмечает дилер и коллекционер Кирилл Калинин, основатель компании AntikBar, которая специализируется на продаже оригинальных постеров. «Советский Союз только сейчас получает переоценку, — говорит он. — Сразу после развала слово «СССР» вызывало отрицательную реакцию, а для иностранца это сильный визуальный ряд. Кроме этого, в СССР была строгая цензура и системный подход к дизайну плаката, а значит, и уровень плаката был высокий».

Куратор небольшой коллекции советских агитационных плакатов, хранящихся в Колледже Свортмор в Пенсильвании, Вэнди Чмелевски рассказывает, что основные приобретения для нее были сделаны в конце 1920-х — 1930-х годах тремя американцами, посетившими Советский Союз с миссией квакеров, чей официальный филиал существовал в Москве и был закрыт советскими властями в числе последних иностранных религиозных организаций. По словам Чмелевски, миссионеры были «серьезными людьми и считали киноафиши фривольными», поэтому покупали только агитационные плакаты.

Иностранных коллекционеров сегодня интересуют плакаты в жанре конструктивизма, вне зависимости от тематики. Например, Клуцис или Эль Лисицкий создавали политические плакаты, братья Стенберг — киноафиши, а Родченко одинаково хорошо удавалось рекламировать советские соски и выход фильма Броненосец «Потемкин». Впрочем, эти имена интересуют не только иностранных коллекционеров. Если какому-нибудь аукционному дому удастся найти плакат любого из названных художников, то можно наверняка прогнозировать, что он уйдет с молотка по цене, в несколько раз превышающей эстимейт.

Справка

Портреты коллекционеров

Серго Григорян

Серго Григорян говорит, что его всегда привлекал именно политический плакат, потому что он интересовался историей. «Я с детства коллекционировал марки. В какой-то момент сосредоточился именно на советских марках. Вот только показать эту коллекцию было весьма сложно: она заинтересовала бы лишь специалистов, а для широкой публики мое увлечение было куда как менее захватывающим. С годами марки занимали меня все меньше; я искал что-то, что было бы интересно как исторический материал и не мне одному», — рассказывает Григорян.

Первое время о коллекции речи не было. «Я покупал то, что мне нравилось, и вешал на стену, пока мне не надоедало. Те, кто бывал у меня, видел плакаты, и их цепляло. Тогда я и решил создавать коллекцию», — вспоминает он.

Сейчас коллекционер больше интересуется плакатами периода Гражданской войны и антиамериканскими постерами, чем обычными агитационными. Особенно Григорян гордится Клином красным бей белых Эль Лисицкого, Родина-мать зовет Ираклия Тоидзе и Ты записался добровольцем? Дмитрия Моора. «Мне приятно, что в моей коллекции есть плакаты, которые все знают, например Не болтай! Нины Ватолиной или Сектант — кулацкий петрушка Михаила Черемных», — говорит коллекционер.

Свое собрание Серго Григорян хранит в Лондоне. Год назад он привозил около полусотни плакатов в Москву — для первой выставки его собрания в России, в московском Петровском пассаже (в Лондоне подобные выставки у Григоряна регулярны). «Я думаю сделать большую серьезную выставку, которая включила бы не только плакаты, но и другое искусство СССР: фильмы, фотографию, живопись и так далее. Это в планах, но пока у меня пробелы в коллекции, так что сначала надо заполнить их», — считает он.

Кирилл Калинин

Кирилл Калинин заинтересовался плакатом в 1993 году, когда посетил выставку Густава Клуциса в нью-йоркском MoMA. «Меня поразило то впечатление, которое производит плакат: яркие цвета, композиция. Я начал искать информацию о плакате и графическом дизайне того времени, приобрел несколько работ. В моей коллекции плакаты и печатная графика художников-конструктивистов, а также плакаты и реклама общества «Интурист» 1920–1930-х годов». Летом 2013 года лондонская галерея GRAD (Gallery of Russian Art & Design) провела выставку плакатов из коллекции Калинина See USSR (Посетите СССР). «Для многих англичан, которые пришли на выставку, плакаты «Интуриста» были небольшим шоком. Нашу страну в Британии больше знают по пропаганде: жестким, суровым лицам, призывающим с листа плаката к новым победам в труде и бою. А тут элегантные дамы, кабриолеты, несущиеся по горным дорогам, и такой знакомый им гламур 1930-х годов. Выставка была очень популярна и интересна тем, что показала две картинки СССР — дома и на экспорт», — рассказывает Калинин.
«Интерес к поиску и коллекционированию плакатов продолжал расти, и я решил стать дилером, — объясняет свой выбор занятий Кирилл. — Первым в моей коллекции был плакат «Интуриста» 1936 года. Меня поразило, что он выполнен в стиле ар-деко и с точки зрения дизайна не имеет ничего общего с СССР того времени. Вся рекламная продукция «Интуриста» 1930-х была полностью ориентирована на западных клиентов. Для меня эти плакаты представляют альтернативный взгляд на нашу страну тех лет».

В коллекции Калинина есть и известные широкой общественности вещи, например афиша к фильму Броненосец «Потемкин» в исполнении братьев Стенберг, и менее популярные ранние плакаты, в частности плакат IV Международной автомобильной выставки 1913 года в Санкт-Петербурге. «Эта выставка единственной из всех получила покровительство императора Николая II и была последней перед Первой мировой войной. Для меня этот плакат — символ дореволюционной России, пропавшей навсегда», — говорит Калинин. «Приходят к коллекционированию по-разному: кого-то «цепляет» дизайн, кому-то интересна определенная тематика. Это в основном энергичные, любознательные люди с многогранными интересами. Коллекционирование — это охота, азартный поиск недостающих и редких трофеев», — добавляет он. В 2010 году Кирилл Калинин основал компанию AntikBar в Лондоне, которая специализируется на продаже оригинальных плакатов (не только советских).

Валерий Жерлицын

Валерий Жерлицын — коллекционер во втором поколении: его родители собирали русских художников, а он продолжил семейную традицию, только живописью не ограничился. Свою коллекцию киноплакатов Жерлицын начал собирать после того, как в конце

1980-х годов купил в одном из московских антикварных магазинов коллекцию плакатов Михаила Длугача, крупного советского плакатиста 1920–1950-х. «Я просмотрел эти плакаты и понял, что они совершенно не уступают Стенбергам. Потом я познакомился с родственниками Длугача и стал уже коллекционировать в основном только его, хотя у меня есть и агитационные, и военные плакаты Советского Союза. А в этом году планирую выпустить альбом Длугача», — рассказывает он.

Сын Валерия, Филипп, тоже коллекционирует киноплакаты, но английского производства. Это афиши определенного формата к фильмам, получившим премию «Оскар», полнометражным мультфильмам, культовым голливудским картинам (например, о Джеймсе Бонде или Индиане Джонсе) и русским фильмам, вышедшим в западный прокат. «Когда я был ребенком, то очень любил ходить в кино, а после просмотра просил у работников кинотеатра афиши, — вспоминает Филипп. — Они мне иногда давали эти плакаты, хотя на самом деле должны были их или уничтожать, или отправлять обратно на киностудию. Так и началась моя коллекция».

Еще…

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

В начале октября 2013 года аукционный дом Christie’s продал плакат братьев Стенберг к фильму Генерал за £40 тыс. (почти в два раза выше эстимейта). В ноябре 2012 года тот же Christie’s продал плакат Человек с кинокамерой тех же братьев Стенберг за £109,25 тыс. (почти $163 тыс.), а в мае того же года их работа Симфония большого города ушла с молотка за £32,5 тыс. ($49 тыс.). (Возможно, эти же плакаты были выставлены Тони Шафрази на выставке в Нью-Йорке в 2011 году.) Рекорд Стенбергов побил даже высокую цену, заплаченную за работу Клином красным бей белых Эль Лисицкого, проданную в 2012 году на аукционе Sotheby’s за $182,5 тыс.

В последнее время растут цены на плакаты эпохи Второй мировой войны, говорит Кирилл Калинин. «Сейчас все требуют плакат Первой мировой войны, — добавляет Александр Шклярук, — потому что в 2014 году юбилей. Потом станут популярными плакаты первой пятилетки или индустриализации».

Но самыми дорогими остаются все же киноафиши, потому что спрос на них определяется не столько интересом любителей искусства к фамилии художника, сколько интересом любителей кино.

Самым дорогим плакатом в истории является именно киноафиша к фильму Фрица Ланга Метрополис: в 2012 году она была продана в Лос-Анджелесе за $1,2 млн. Среди советских плакатистов, рисовавших киноафиши, таких ценовых высот не достигал никто. Самыми дорогими остаются братья Стенберг. Их вместе с другими художниками, недавними выпускниками Вхутемаса — Николаем Прусаковым, Григорием Борисовым, Михаилом Длугачем, Александром Наумовым и некоторыми другими — «Рекламфильм» (подразделение «Совкино») нанял для создания киноафиш. Но не все работы этих художников стоят десятки тысяч долларов, их можно купить и дешевле. Например, плакат Стенбергов к фильму Корабль на мели в 2013 году был продан за $8 тыс. в Нью-Йорке на специализированном аукционе галереи Renert’s Gallery. Постер Михаила Длугача к фильму Подвиг во льдах остался непроданным на брюссельском аукционе (эстимейт €1,8–2,5 тыс.).

Американская галерея Vintage Poster из Калифорнии торгует плакатами к советским кинофильмам 1950–1970-х годов по куда меньшим ценам. Например, плакат к Человеку-амфибии стоит не дороже $800. Практически все советские плакаты в этой галерее попадают в ценовую категорию от $350 до $800. Владелец галереи Гарри Джайсон говорит, что его покупатели так или иначе связаны с Россией. Обычный американский покупатель этим жанром почти не интересуется, добавляет он, американцы скорее предпочтут спортивные или политические постеры из СССР.

Большинство советских киноплакатов действительно интересует только русских покупателей, соглашается коллекционер Валерий Жерлицын. Исключение составляют недорогие афиши (от $150), которые «ради хохмы могут купить иностранцы», пусть даже их новый владелец не знает ни имени актера, ни фамилии режиссера, да и сам фильм никогда не видел и не увидит. Иностранным покупателям такие работы «визуально интересны». «Они украшают ими свой интерьер. Вешают… нет, не в гостиную — в бильярдную», — говорит Жерлицын.

Коллекционер и дилер Кирилл Калинин своих клиентов делит на три группы: те, кто хочет просто украсить стенку в квартире, — такие покупатели не будут тратить на плакаты более £2–3 тыс.; дизайнеры интерьеров; непосредственно коллекционеры.

Александр Шклярук рассказывал, что на книжной ярмарке во Франкфурте в середине 2000-х одна дама купила папку с отпечатанными мини-плакатами и сказала, что будет вставлять их в рамки и менять у себя в… спальне. «У вас в России другой менталитет!» — объясняла она.

Политический рынок

Рынок агитационных плакатов гораздо меньше, причем не только в отношении советской продукции. Как следствие таких ценовых высот агитационные плакаты на аукционах не достигают. Да и среди лотов на аукционах крупных домов они попадаются нечасто — предпочтение отдается кинематографу. По мнению директора лондонской галереи GRAD Елены Судаковой, иностранцы тему советского политического плаката знают уже досконально. «За пределами Советского Союза политические плакаты изучили еще когда он был цел», — говорит она.

В 2005 году галерея Тейт Модерн провела выставку агитационных плакатов Дэвида Кинга, владельца одной из самых крупных коллекций советских плакатов на Западе (около 250 тыс. экземпляров).

Аукционный дом Mercer & Middlesex Auctions проводит по четыре-пять торгов в год, посвященных российским политическим плакатам. Работы известных авторов — Виктора Корецкого, Дмитрия Моора, Дементия Шмаринова, Николая Кочергина — выставляются на торги с эстимейтом не менее $1,5–2 тыс. Стартовая цена на лубочные плакаты не опускается, как правило, ниже $5 тыс. Цена на остальные может начинаться с $600–800.

Весной 2003 года Swann Auction Galleries на аукционе плакатов Первой и Второй мировых войн продала самый известный плакат Великой Отечественной Родина-мать зовет Ираклия Тоидзе за $748. А плакат Моора Помоги! ушел в 2009 году всего за €600 с молотка немецкого аукционного дома Auktionshaus Dr. Fischer.

Даже самые известные работы культовых плакатистов в жанре политической или военной пропаганды: Виктора Корецкого, Виктора Дени, Дмитрия Моора — стоят гораздо меньше культовых работ художников киноафиш. Исключение составляют некоторые работы художников-конструктивистов. Хотя и среди них не все единообразно. Например, пожалуй, самые известные работы Эль Лисицкого USSR Russissche Aussterllung и Клином красным бей белых на аукционе Swann Auction Galleries были проданы за $64,4 тыс. и $35 тыс. соответственно. А его же работа СССР на стройке на аукционе того же заведения пять лет спустя была продана за $1,44 тыс.

«Дорогой плакат найти сложно, и их мало, да и интересующихся мало», — говорит коллекционер Серго Григорян, у которого в коллекции более 1,6 тыс. советских политических плакатов. Он рассказал, что на аукционе Музыка, европейские книги и рукописи аукционного дома Sotheby’s летом 2013 года купил восемь плакатов, чьи авторы не были установлены, за £7,5 тыс. (более $11 тыс.). Сам коллекционер знал, что автор одного из плакатов — 1 Мая. В бой за пятилетку, за большевистские темпы, за оборону СССР, за мировой Октябрь — Густав Клуцис. «Один этот плакат стоил бы не меньше 15 тыс.!» — восклицает Григорян.



Софи Черчер, соруководитель отдела «Плакаты XIX–XX веков» аукционного дома Christie’s

Какую долю на общем рынке постеров занимают советские плакаты?

Как процент общего объема это не очень большая величина, как нам кажется в Christie’s. Но с точки зрения реальных ценовых значений советские плакаты занимают очень важное место. В 2012 году Christie’s провел четыре аукциона, посвященных плакатам, на каждом из которых было выставлено более 200 лотов. И самым дорогим оказался плакат Человек с киноаппаратом, который был продан 5 ноября 2012 года за £109,25 тыс.

Почему, на ваш взгляд, коллекционирование советских плакатов в последнее время становится популярным?

Советские плакаты уже несколько лет пользуются популярностью у коллекционеров. Их привлекает художественная новизна и стилистика. Кроме того, плакаты играли важную роль в политике и истории кинематографа и дизайна. А это не менее важно для коллекционеров, чем художественная ценность плаката.

В последнее время растет спрос на конструктивистские и авангардные плакаты, причем интересуются ими коллекционеры во всем мире. Но плакаты этого периода попадаются очень редко, хотя их печатали большими тиражами. Плакаты висели всего несколько недель, а потом их срывали или клеили другие поверх них. И тот факт, что они такие редкие, тоже привлекает многих коллекционеров.

Какие авторы встречаются сегодня реже остальных?

Большая удача найти плакаты Александра Родченко или Эль Лисицкого. Они очень редко появляются на рынке, потому что большая часть их работ была уничтожена.

Вы говорите, что в последнее время наблюдается рост на отдельные категории плакатов. Что именно привело к увеличению спроса на них?

Спрос на советские плакаты авангарда, значимые работы, родился не вчера. Он существовал последние 30 лет. Но с 2010 года мы в Christie’s наблюдаем гораздо более высокий спрос на них. Я не помню, чтобы он был таким высоким когда-либо раньше! В последнее время было несколько международных выставок Родченко и Эль Лисицкого, и многие поняли, как велико было влияние этих художников в графическом дизайне.

Все дело в силе дизайна. Плакатное искусство позволило уже сложившимся художникам, таким как Родченко или братья Стенберг, выйти за рамки привычных форм и создать плакаты, которые сами по себе стали уникальной формой искусства. Художники добились сильного сюрреалистичного эффекта, используя технику фотомонтажа и экспериментов с цветом, повторами, масштабами и типографией. Политические плакаты были призваны убеждать смотрящего, поэтому изображения должны были оказывать воздействие. Некоторые величайшие дизайнеры и художники (среди них Родченко, Эль Лисицкий и Маяковский) считали, что не могут оставаться в стороне.

Советские киноплакаты показывали сюрреализм самих фильмов. Я думаю, что кино, которое снимали Сергей Эйзенштейн или Дзига Вертов, было источником вдохновения для художников, оно открыло им глаза на новый мир. Так что в каком-то смысле плакат — это тоже кино.

Коллекционеры, которые покупают советские плакаты, — это те, у кого еще свежи в памяти воспоминания о Советском Союзе, или это иностранцы, которым интересна история этой страны?

И те, и другие. Некоторые коллекционеры собирают только авангардные плакаты — эти живут в Европе, Америке и, конечно, в России. Некоторые собирают только киноплакаты к экспериментальным фильмам, а некоторые — только политические.

Почему цены на киноплакаты настолько выше цен на политические постеры? Кажется, политический плакат никогда еще не устанавливал ценовых рекордов на торгах Christie’s.

В данный момент да, спрос выше на киноплакаты. Многих привлекает их дизайн, уникальный для киноплакатов в целом. А спрос на политические плакаты ниже, но это касается не только советских плакатов.

Может быть, что следующей тенденцией станет коллекционирование политических плакатов?

Предсказать следующую тенденцию очень сложно, но мне кажется, что спрос на политические плакаты с сильной графикой
растет.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+