The Art Newspaper Russia
Поиск

Сай Твомбли. За что ругали, за то теперь и любят

Ранние серии художника стали его главными хитами

Сай Твомбли. "Коронация Сесостриса". Часть V. 2000 © Pinault Collection / Photo Robert Mc Keever

Сай Твомбли. "Коронация Сесостриса". Часть V. 2000 © Pinault Collection / Photo Robert Mc Keever

Сай Твомбли (1928–2011) сегодня признан классиком послевоенного абстракционизма, и невозможно поверить, что когда-то его работы не были приняты ни критикой, ни коллегами по цеху. Конкретно речь идет о живописном цикле «Девять бесед о Коммоде» (1963), выставленном в 1964 году в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке. Среди критиков был и минималист Дональд Джадд. «Какие-то брызги, капли и карандашные каракули, не имеющие никакого отношения к живописи», — так отозвался он тогда о работах Твомбли.

В эссе для каталога нынешней ретроспективы Твомбли в Париже директор Национальной портретной галереи в Лондоне Николас Каллинан высказывает предположение, что негативная оценка той выставки была шовинистической реакцией на экспорт искусства из «старушки Европы». Даже Кастелли, арт-дилер Твомбли, признавался, что эта серия была слишком «европеизированной и утонченной». Сегодня же «Девять бесед» ценятся именно за свою европейскую утонченность и в то же время американский напор. Не стоит забывать, что Твомбли был плоть от плоти американского послевоенного экспрессионизма, несмотря на то что позже от него дистанцировался. Серия посвящена убийству древнеримского императора Коммода в 192 году и свидетельствует об интересе Твомбли к истории Рима, куда он переехал жить в 1957 году. Интересно, что художник начал работу над ней сразу после убийства Джона Кеннеди и что во всех его работах  этого периода преобладают тревожные кроваво-красные цвета.

Теперь, спустя полвека, «Девять бесед» с двумя другими сериями Твомбли заняла главное место на выставке. Десятичастная серия «50 дней в Илиаме» (1978, Художественный музей, Филадельфия) и серия «Коронация Сесостриса» (2000, коллекция Франсуа Пино) тоже отсылают к древности: первая — к Троянской войне, вторая — к истории египетского фараона, упомянутого Геродотом. И хотя созданы они в разное время, их объединяет то, за что живопись Твомбли ценится сегодня музеями и коллекционерами, — за мощную экспрессию и одновременно утонченность. Всего на выставке 140 работ разных лет: 80 картин, 30 рисунков и 20 скульптур. 

Центр Жоржа Помпиду
Сай Твомбли

До 24 апреля 2017

Просмотры: 8968
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
3
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
4
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
5
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
6
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
7
Человек, шагающий по направлению к самому себе
Еще одна биография Альберто Джакометти — вынужденно краткая, но вполне достоверная.
15 февраля 2019
8
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
9
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
10
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru