The Art Newspaper Russia
Поиск

Форпост искусства на Балтике

В 2017 году Балтийскому филиалу Государственного центра современного искусства исполнится 20 лет. Мы узнали, как и где в Калининграде живет современное искусство, а заодно посмотрели завершающий выставочный год проект «Поле цветов»

Центр современного искусства, созданный в Калининграде в 1997 году, долго кочевал, останавливаясь то в частной квартире фотографа Юрия Павлова, то на чердаке детской художественной школы, то в офисе гостиницы «Москва». Конечным пунктом, где обосновалось калининградское современное искусство, стала оборонительная башня середины XIX века «Кронпринц» и прилегающие к ней мансарды казарм. Полная реконструкция должна завершиться к празднованию 20-летия Балтийского филиала ГЦСИ в 2017 году. Затянувшийся ремонт его директор Елена Цветаева с самого начала преподносила как праздник: в результате ежегодного конкурса паблик-арта «Кронпринц. Второе пришествие», который проводился с 2005 по 2011 год, сама башня стала арт-объектом, а художники со всего мира воплотили здесь 35 проектов — от световых инсталляций до концертов экспериментальной музыки.

Много работ было показано и в городской среде: фестиваль Videotrafic с видеоартом на рекламных щитах, ежегодный фестиваль Sound Around Kaliningrad, автор которого — местный художник и музыкант Даниил Акимов, акции, выставки-размышления о местной идентичности в разных пространствах города (Made in Kaliningrad), два арт-гида, статьи и иллюстрации к которым создавали художники и искусствоведы в рамках резиденций, обменные выставки «Близкий незнакомец» в прибалтийских городах Гданьске и Клайпеде. Калининград-Кенигсберг — это город-путешественник во времени, с бывшими Кенигштрассе, Врангельштрассе, Левалдштрассе, а ныне улицами Фрунзе, Черняховского, Цирковой, с восемью городскими воротами XIII века и «Арт-воротами» — пространством современного искусства, где идет фотовыставка о прошлом и настоящем города, а скоро откроется фестиваль короткого метра из североевропейских стран. Прямо сейчас куратор арт-платформы Дмитрий Селин собирает молодых художников на фестиваль современного искусства в Берлине.

Главная достопримечательность Калининграда — Кафедральный собор, где находится музей и могила Иммануила Канта и куда после свадебной церемонии приезжают молодожены. Отметив эту традицию, художник Шарам Энтекхаби в рамках проекта БФ ГЦСИ Going Public провел перформанс «72 девы»: девушки, все в черном, провожали к собору, словно в последний путь, новоявленного жениха. Тема смерти для балтийских художников — одна из самых актуальных. В области вымирают города, деревни — калининградская группа «Общее вздрагивание» фотографирует и снимает поселок Ясное, где рушатся здания, а люди впадают в алкогольный морок. Художник Александр Любин, он же руководитель калининградской галереи современного искусства «Говно», снимает памятники на кладбище Кенигсберга, где лежат первые переселившиеся на территорию Пруссии русские. Угасает воздвигнутый на месте Кенигсбергского замка и недостроенный Дом советов — угрюмый друг любого художника в Кёниге. В их творчестве в разные годы он превращался то в «Саркофаг» в графике Владимира Щербакова, то в «Чудовище» у мюнхенской медиагруппы Empfangshalle, которые фотографировали на его фоне калининградских красавиц, чтобы потом украсить снимки янтарем.

Цветы жизни и глобальная память

Вечером, пусть в Калининграде он наступает и на час позже, чем в Москве, отыскать вход в мансарду «Кронпринц» нелегко. Построенные в середине XIX века казармы пугают своей воинственностью, в заборах из рабицы трудно найти проход. Нужно еще подняться на четвертый этаж, минуя коридоры, в которых пахнет сыростью, а с потолков стекает вода.

Впечатление усиливает видео с немецкой овчаркой на входе. «Такими, — говорят входящим, — пугали евреев». Тема еврейства интересовала куратора Евгения Уманского давно. Например, он фотографировал разрисованные звездами Давида и надписями "Ханука" калининградские дома. Надписи закрашивались жителями свастикой и неприличными символами, а художник это документировал. На замысел выставки повлияли и стихи польского поэта Чеслава Милоша — свидетеля уничтожения еврейского гетто в Вильнюсе во время Второй мировой войны, особенно его стихотворение Campo de’ Fiori (пер. «поле цветов»), которое дало название выставке. Она не о холокосте, не о геноциде, но о бытовой жизни евреев в интерпретации художников из разных стран. Например, чемодан из камня — символ путешествий, который не сдвинуть с места, посвящен рожденной в Кенигсберге мыслителю Ханне Арендт. Тему продолжают фотографии детских вещиц и дряхлые двери домов вымершего еврейского поселения в Шаргороде. Надевает ермолку и черный сюртук, приклеивает пейсы для перформанса белорусский акционист Михаил Гулин. В таком виде он гулял по Варшаве с табличкой «я не еврей» и на открытии рассказал, как реагировали на него люди: «Очень спокойно, лишь бы никак не обнаружить себя». Центр выставки — фотографии старого еврейского кладбища, подсвеченного красным цветом. Шведский художник Карл фон Хауссвольф так выделяет забытые, заброшенные места. Он проделывал это и в спальных районах Калининграда для проекта «Красный красный» 2009 года в тандеме с местным художником Юрием Васильевым (проект потом попал на Московскую биеннале современного искусства). Сам куратор считает одним из центральных произведений проекта серию «Сияние» Сергея Браткова: художника тоже вдохновило кладбище, героев семейного портрета он переснимал с могильных плит.

Посвященная еврейской культуре и национальной памяти выставка на деле говорит о восприятии прошлого в целом. Хотим мы помнить или нет, пытаемся ли забыть, но прошлое неизбежно влияет на нас, как на калининградцев руины и призраки Кенигсберга.

Выставка "Поле цветов" открыта до 18 декабря в Калининграде, на Литовском валу 38. В рамках выставки состоятся концерты экспериментальной музыки, поэтические вечера, встречи с художниками. До 20 декабря БФ ГЦСИ принимает заявки на участие в арт-резиденции в Кронштадте.

Материалы по теме
Просмотры: 2030
Популярные материалы
1
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
2
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
3
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
4
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
5
Скончалась Клепальщица Рози со знаменитого плаката We Can Do It!
Наоми Паркер Фралей, позировавшая для постера времен Второй мировой войны, ставшего символом феминизма, умерла в возрасте 96 лет.
23 января 2018
6
Антонио Лигабуэ, любивший зверей и мотоциклы
«Итальянским ван Гогом» называли художника, ретроспектива которого открывается в Музее современной истории России.
23 января 2018
7
Собачья работа в музее
Американские музеи начали тренировать собак для поиска как самих произведений искусства, так и вредящих им насекомых.
23 января 2018
8
Маурицио Каттелан сделает шарфы для музейных фанатов
Итальянский художник, автор золотых унитазов и висящих под потолком лошадей, разрабатывает дизайн шарфов для музейных болельщиков.
24 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru