The Art Newspaper Russia
Поиск

Скульптор-импрессионист не делал различий между царями и детьми

Выставка Паоло Трубецкого в Русском музее приурочена к юбилейной дате

Паоло Трубецкой. Дети. 1900. Бронза. 110 х 106 х 109. Государственный Русский музей / Государственный Русский музей

Паоло Трубецкой. Дети. 1900. Бронза. 110 х 106 х 109. Государственный Русский музей / Государственный Русский музей

Персональные выставки русского итальянца Паоло Трубецкого (1866–1938) проводятся в России с периодичностью в четверть века — к юбилейным датам. В Петербурге они могли бы открываться и чаще: самое знаменитое произведение скульптора — памятник Александру III, ставший «перемещенным искусством», уже превратился в часть городской мифологии. Установленный в 1909 году на Знаменской площади, через 30 лет он перебрался во двор Михайловского дворца, еще через полвека — во двор Мраморного дворца, заняв мощный пьедестал ленинского броневика. И не факт, что обрел там вечный покой.

Впрочем, у Москвы тоже есть веская причина чаще вспоминать скульптора. Другим важным персонажем в его творчестве был Лев Толстой. Фотография изваяния писателя на лошади вышла в 1910 году на открытке с подписью «новая скульптура».

Нынешняя выставка собрала произведения из российских музеев и московской коллекции Давида Якобашвили.

В каталожной статье куратор проекта Елена Карпова благодарит Музей пейзажа коммуны Вербания на севере Италии, где родился Трубецкой и находится крупное собрание его произведений разных лет, за возможность воспроизвести изображения еще трех скульптур. В частности, портрет Александра Нелидова, русского дипломата, работавшего в Париже, где он позировал Трубецкому. Впрочем, куратор считает, что лучшие произведения скульптора все же находятся в России. «Скульптор из Милана» впервые выставился на исторической родине в 1898–1899 годах. Здесь он уже был известен как автор портрета князя Александра Мещерского. Трубецкой очаровал Валентина Серова, Константина Коровина, Александра Бенуа, стал своим для мирискусников. Художник Нина Симонович-Ефимова вспоминала, что Трубецкой въезжал в комнаты Серовых на велосипеде, благо они располагались на первом этаже, водил на поводке волка вместо собаки и за всю жизнь не прочел ни строчки Толстого, даже когда работал над его портретами. Действительно, зачем скульптору-импрессионисту углубляться в романы, тем более что он не владел русским языком? Зато лучше Трубецкого никто не изобразил автора «Войны и мира». Точно так же, как ему удалось создать романтичный образ молодого Шаляпина, знающей себе цену благотворительницы Марии Тенишевой, московского извозчика, которого критик Влас Дорошевич сравнил с убогой деревенской Русью.

Ключевым образом выставки выбраны «Дети» — портрет родственников скульптора, двух подростков Николая и Владимира Трубецких, погруженных в свои детские мечты. В 1906 году эту монументальную скульптуру Трубецкие предлагали Третьяковской галерее, но получили отказ. После войны она переехала из академического санатория «Узкое» в Русский музей.

Тамару Свирскую, ученицу Айседоры Дункан, Трубецкой увидел в одном из спектаклей и немедленно взялся за динамичное изображение «босоножки». В этой фигуре соединились импрессионизм и русский модерн.

Выставка в Русском музее — это еще один повод подумать о миссии памятника Александру III. Что это — символ мощи страны, проложившей Транссиб, как утверждал Трубецкой в разговоре с Василием Розановым, или, несмотря на намерения автора, пародия на косное самодержавие? 

24.11 — 31.01
Государственный Русский музей
Просмотры: 1863
Популярные материалы
1
«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»
Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу.
23 марта 2017
2
А и Б сидели на трубе
Романтическая хроника воспоминаний художника Бориса Мессерера о своей жене Белле Ахмадулиной погружает в самую сердцевину советского застоя и неофициальную советскую культуру.
24 марта 2017
3
Франция не осталась в долгу
В резиденции посла Франции вручили орден Почетного легиона, самую высокую награду Французской Республики, Владимиру Потанину, Владимиру Семенихину, Игорю Цуканову и Ольге Свибловой, ставшим инициаторами уникального проекта «Коллекция!».
24 марта 2017
4
Президент Салона рисунка в Париже: «Рынок рисунка — надежный и спокойный»
Специально для TANR Луи де Безье рассказал о том, как отбирают участников ярмарки, кто является главным покупателем и какие рисунки покупают чаще всего.
24 марта 2017
5
Понятие «частный музей» будет внесено в закон
В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов.
24 марта 2017
6
Похоронный марш Мендельсону
Построенная Эрихом Мендельсоном силовая станция фабрики «Красное знамя» снова под угрозой: рядом строится жилой комплекс, губительный для шедевра архитектуры авангарда, в чьих стенах за прошедшие годы не раз бывало современное искусство.
27 марта 2017
7
Трудности экспозиции
Мы выбрали самые трудные и нестандартные из свежих экспозиционных решений, принятых российскими музеями в ситуации, когда надо показать нечто хрупкое, нестандартное или недоступное.
28 марта 2017
8
Антикварный салон соединил сказку с былью
Самые продвинутые участники ярмарки в ЦДХ используют тематические экспозиции, чтобы представить интересные имена по демократичным ценам.
28 марта 2017
9
К чему может привести новый поворот в споре о наследии Николая и Святослава Рерихов?
25 марта состоится экстренный съезд Международного совета рериховских организаций, посвященный судьбе Центра Рерихов, выселяемого из усадьбы Лопухиных; 198 картин из него уже передали на хранение в Музей Востока.
23 марта 2017
10
Фрески замерли в падении
Выставка, открывающаяся 30 марта в Центре имени Грабаря, посвящена росписям церкви Успения Богородицы XV века в селе Мелётово под Псковом.
29 марта 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru