The Art Newspaper Russia
Поиск

Посольство первого Рима к Риму третьему

Беллини, Рафаэль, Караваджо. Шедевры Ватикана приезжают в Москву

Гвидо Рени. Апостол Матфей. Х., м. / Photo © Vatican Museums

Гвидо Рени. Апостол Матфей. Х., м. / Photo © Vatican Museums

Этой осенью итальянцев в Москве поочередно принимают ведущие столичные музеи. Вслед за Рафаэлем и Пиранези в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина эстафету гостеприимства приняла Государственная Третьяковская галерея. Экспозиция в Лаврушинском переулке называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Почему «Вечный Рим» (так это переводится с латыни) оказался в Третьяковской галерее — вопрос запоздалый. Его нужно было задавать хотя бы лет пять тому назад, когда в ГТГ экспонировали привезенную из флорентийских музеев выставку Джотто и его круга под названием «Во Христе». Нынешняя экспозиция обменная: в следующем году в Вечный город поедет выставка русских живописцев XIX века, взявших на себя бремя разобраться с духовными исканиями. Понятно, что Третий Рим может наиболее внятно ответить Риму первому только шедеврами из Третьяковской галереи.

В известной мере «Roma Aeterna» — выставка посольская и весьма дипломатическая. Она состоялась как следствие прошлогодней «исторической», как говорят политологи, встречи президента РФ с папой Франциском, за которой последовало не менее «историческое» собеседование в Гаване высшего иерарха католической церкви с московским патриархом. Музеи Ватикана (кластер музеев) — сокровищница уровня лучших монарших коллекций Европы, состоящая из самых разных по видам и жанрам произведений искусства, включая античную пластику (кстати, «Аполлон Бельведерский» и «Лаокоон» — одни из первых приобретений папы Юлия II, покровителя Микеланджело). Но для московской выставки Ватикан, видимо следуя в том числе пожеланиям российской стороны, отказался от демонстрации Antiquario delle Statue, разумно ограничившись подборкой произведений из отдела Museo Sacro (Религиозного музея). Так что Рим предстанет без своих первых полутора или двух тысяч лет истории, зато с 40 лучшими образцами романики, готики, Проторенессанса, Возрождения, барокко и до эпохи Просвещения. Иначе говоря, с XII по XVIII век, то есть до того самого времени, когда папа Пий VI и основал Пинакотеку Ватикана. Среди произведений, запрошенных российской стороной (в том числе известным петербургским куратором Аркадием Ипполитовым) и выданных Пинакотекой, значатся такие выдающиеся работы, как икона XII века «Христос благословляющий» и одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского (1270–1280) кисти Маргаритоне д’Ареццо. Кватроченто представлено пределлами «Святой Николай спасает судно от крушения» Джентиле да Фабриано и «Сценой из жития святого Николая» («Чудо с зерном») Фра Беато Анджелико, а также фризом «Житие святого Винченцо Феррера» работы феррарского мастера Эрколе Роберти, которого почитал молодой Буонаротти, говоривший, что «за его работу и пол-Рима не жалко отдать».

Из трех мастеров, заявленных в титрах выставки, двое представлены действительно выдающимися работами: «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини — бесспорный шедевр, так же как «Положение во гроб» Караваджо, входящее во все книги по истории искусства. Что касается небольших гризайлей Рафаэля «Вера» и «Милосердие», то их можно посчитать комментариями к выставке мастера из Урбино, проходящей сейчас в ГМИИ. Один из топов экспозиции — огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма», написанное для собора Святого Петра (ныне в самом храме его заменяет мозаичная копия). Эмблемой же выставки станут знаменитые музицирующие ангелы — фрески Мелоццо да Форли, снятые со стен церкви Святых апостолов еще в XVIII веке (кстати, росписи были заказаны тем самым Юлием II, приобретшим античного Аполлона, в пору, когда он был кардиналом Джулиано делла Ровере). Как напоминание о том, что ничто не вечно под луной, устроители выставки для финала выбрали серию картин художника XVIII века Донато Крети «Астрономические наблюдения» — восемь сцен с меланхолическими созерцателями небесных светил. Что этим хотел сказать художник? Быть может, сама вечность под вопросом?

25.11 — 19.02
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
Материалы по теме
Просмотры: 12082
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru