The Art Newspaper Russia
Поиск

Зачем корпорациям современное искусство

Почему большинство банков собирают искусство второй половины XX — XXI века

Газпромбанк

Газпромбанк

Проблемы корпоративного коллекционирования обсудили в Московском музее современного искусства (MMOMA) в рамках фестиваля Art. Up Art. In. Инициатором дискуссии о том, почему, как и зачем компании собирают искусство, стал Газпромбанк — единственная российская корпорация, коллекция которой полностью посвящена современному искусству.

«Kорпоративное коллекционирование ныне является сложившимся сегментом арт-мира со своим собственным корпусом профессионалов и специалистов, с собственной философией, справочными изданиями, каталогами коллекций, этическими стандартами и профессиональными организациями», — эта мысль, выраженная корпоративным куратором коллекции Газпромбанка Мариной Ситниной, стала главной в дискуссии. Для некоторых компаний основными являются инвестиционные цели или желание украсить свои стены. Но для большинства коллекционирование стало средством выражения корпоративной культуры и ценностей, a также связи с внешним миром.

Чего можно добиться на этом пути, видно на примере испанского банка La Caixa, куратор которого Нимфа Бисбе приехала в Москву. Банк начал формировать коллекцию современных художников 30 лет назад, раньше, чем испанские государственные музеи, и по уровню собрания может со многими из них поспорить: у банка есть работы Брюса Наумана, Дональда Джадда, Герхарда Рихтера и Рони Хорна. Сейчас La Caixa больше всего интересует социальное искусство — произведения на тему миграционного кризиса, власти и насилия.

В России корпоративное коллекционирование молодо и не пользуется никакими налоговыми льготами. Первый этап оно пережило в конце 1980-х — 1998 году. Тогда собирали в основном банки — но от них остались только имена: Столичный банк сбережений, Югорский акционерный банк, банк «КИТ-Финанс» и самый знаменитый — Инкомбанк. Коллекция последнего была бездарно распродана в 2002 году, и публике сейчас доступны только работы, попавшие в музеи. Например, Черный квадрат, выкупленный Владимиром Потаниным для Эрмитажа, и несколько картин позднего Казимира Малевича, Александра Древина и Надежды Удальцовой, которые смог на аукционе приобрести для совсем молодого тогда ММОМА Василий Церетели.

Впрочем, нечто похожее происходило и на Западе. Банки, которые покупают искусство сейчас, делают это принципиально по-другому. Большинство из них, около 80%, сосредоточено на коллекционировании современного, для корпораций коллекционирование contemporary art — знак социальной ответственности. В Москву специально приехала Лоа Хааген Пикте, председатель Международной ассоциации корпоративных коллекций (IACCCA), объединяющей 43 компании в 17 странах мира, и одновременно куратор коллекции швейцарского банка Pictet. Все компании, входящие в ассоциацию (Газпромбанк — единственная российская среди них) собирают современное искусство. Сейчас IACCCA — весьма влиятельная организация, она принята в Международный совет музеев (ИКОМ) и в будущем году планирует огромную выставку, в которую должны войти работы из собраний каждого ее члена.

Материалы по теме
Просмотры: 1398
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru