The Art Newspaper Russia
Поиск

Обманчивые образы Герхарда Рихтера

Ретроспектива живого классика в Еврейском музее показывает, как его живопись трансформировалась от конкретного к абстракции

Самая трудная задача для зрителя, приходящего на выставку Герхарда Рихтера, — забыть все, что ему известно про заоблачные цены на произведения этого художника, про количество созданных им картин и открывавшихся по всему миру выставок. Лучше эту нумерологию не знать совсем. Потому что первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор — Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами.

Московский проект о другом — о том, как изобразить невообразимое, где проходит граница между реальностью и ее восприятием через художественные образы, абстрактной живописью и конкретной фотографией. Рихтер однажды заметил, что ему важно исследовать, как человек видит то или иное явление, что дает ему возможность постигать окружающий мир. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства. Поверхностный слой картины — это все, что мы можем знать о реальности, при этом сама реальность остается скрытой и недоступной нашему пониманию. Ты хочешь понять то, что видишь, и пытаешься зафиксировать это в картине. Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Все, что ты видишь, — это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность».

Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау». Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. Помня про знаменитые слова Теодора Адорно, художник уверен, что любая попытка реалистично изобразить трагедию холокоста будет жалкой. Поэтому Рихтер помещает в одном пространстве четыре полотна, сочетающие разные оттенки серого с бордовым, розовым и зеленым, четыре лагерных фото и 93 фотографические детали, выбранные из этих снимков. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Инсталляция была создана в 2014 году, подтвердив, что Рихтер не намерен почивать на заслуженных лаврах и его мало занимают аукционные страсти.

В биографии художника полезно выделить несколько узлов, важных для понимания его стилистики. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». На одной изображен офицер, на другой — 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Оба погибли на войне, с той разницей, что Марианна, страдавшая умственным расстройством, была уничтожена по нацистской программе евгеники. Фотореалистичные изображения размыты, как будто они промелькнули в старой черно-белой кинохронике. И поэтому запоминаются, становятся обобщенным образом. Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет. «Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», — заметил художник в одном интервью. На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года.

Персональный сайт Рихтера делит его живопись на два типа: Abstracts и Photo Painting. Здесь все верно по формальным признакам: с одной стороны — чистая абстракция, с другой — картины, созданные на основе фотографий, которые перенесены на холст, а затем трансформировались в живопись в жанрах портрета, пейзажа, городских видов. Но эта классификация все же кажется упрощением: и в том, и в другом случае художник лишь ищет средства, адекватные создаваемому образу. Когда в 1977 году в Париже открывался Центр Помпиду, куратор Беньямин Бухло и директор новой институции Понтюс Хюльтен показали на ней первую ретроспективу Рихтера. Это было академическое признание. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии». По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Но нельзя игнорировать их значение».Наконец, абсолютное признание к художнику пришло в 2011–2012 годах, когда к его 80-летию огромная ретроспектива «Герхард Рихтер. Панорама» последовательно открылась в Тейт Модерн в Лондоне, в Новой национальной галерее в Берлине и в том же Центре Помпиду. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.

В немецкой столице наблюдать за зрителями было не менее интересно, чем рассматривать произведения Рихтера. Художник задал своим соотечественникам трудные вопросы о самоидентичности немцев после всех драматических событий ХХ века. И было видно, как они пытаются найти ответы. Российскому зрителю будет предложена другая задача, обозначенная в названии выставки. Какие образы порождает «Абстрактная живопись»? Что меняется, если автор фиксирует восприятие названиями Aladin, Haggadah, Strip, имеющими определенные коннотации? Что прячется за одной из самых известных «зеркальных» картин Герхарда Рихтера Spiegel Grau? Может, это тоже повод внимательно посмотреть внутрь себя?

09.11 — 05.02
Еврейский музей и Центр толерантности
Материалы по теме
Просмотры: 18145
Популярные материалы
1
РОСИЗО — ГЦСИ лишился обещанного здания на Ходынке
Победивший в международном конкурсе проект ирландского бюро Heneghan Peng стоимостью 16 млрд руб. реализован в Москве не будет.
18 сентября 2018
2
Илон Маск отправит в космос восемь художников и японского коллекционера
Первым туристом, который отправится в путешествие вокруг Луны, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Он уже сделал предоплату, забронировав десять мест на космическом корабле Big Falcon Rocket — для себя и команды пока неизвестных художников.
19 сентября 2018
3
Памяти Ивана Тучкова
Декан исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, завкафедрой всеобщей истории искусства скоропостижно скончался 22 сентября на 63-м году жизни. В память о нем еще раз публикуем интервью, в котором он рассказал о силе гуманитарного образования.
24 сентября 2018
4
Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля
Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый.
24 сентября 2018
5
В Пушкинском музее покажут «„Парижские вечера“ баронессы Эттинген»
Центральной темой выставки станет знаменитый салон — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве — художников, литераторов, критиков и музыкантов.
20 сентября 2018
6
Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против
В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
19 сентября 2018
7
В Музее русской иконы показывают шедевр XVI века из Псковского музея-заповедника
В Москву на выставку привезли уникальную икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот».
19 сентября 2018
8
В фонде IN ARTIBUS покажут итальянскую графику XVI–XVIII веков
Выставка «От bozzetto до capriccio» представит редкие наброски и этюды из собрания Инны Баженовой, в том числе эскиз Тьеполо, связанный с картиной «Время, открывающее Истину» из палаццо Кьерикати в Виченце.
21 сентября 2018
9
Лицом к Востоку: чем удивит viennacontemporary в этот раз
Ярмарка viennacontemporary (27–30 сентября) приготовила армянское искусство, новую кураторскую секцию и традиционно сильную подборку галерей из Восточной Европы. Есть среди них и российские.
21 сентября 2018
10
Ретроспектива Лотте Лазерштайн открылась во Франкфурте
Музей Штеделя, где представлено 50 произведений Лазерштайн лучшего ее периода 1920–1930-х годов, недавно приобрел большую часть наследия художницы.
19 сентября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru