The Art Newspaper Russia
Поиск

Как вырастить искусство

«Живое искусство» расцвело на арт-сцене задолго до того, как француз Филипп Паррено запустил в Тейт Модерн настоящий биореактор. Но именно сейчас художников активно потянуло в биологию

Мы живем в золотой век биотехнологий. Клонирование, редактирование ДНК, генная инженерия и ксенотрансплантация (пересадка органов, тканей и клеток одного биологического вида другому) — любимые темы научных фантастов и авторов готических романов начиная с Мэри Шелли и ее Франкенштейна — становятся нашей реальностью. Биологи и генные инженеры меняют мир вокруг нас, а художники чутко реагируют на дух времени и создают работы с живыми материалами, заостряя великие возможности и великие угрозы, которые несет эпоха стремительного прогресса.

В Лондоне французский художник Филипп Паррено попробовал себя в качестве биолога: в Турбинном зале Тейт Модерн он создал настоящий биореактор, кишащий бактериями и ставший живым сердцем его сложной инсталляции. Однако первооткрывателем биоискусства Паррено назвать сложно: многие художники уже давно работают в этом направлении.

Пионерами считаются Сюзанн Анкер, Кэти Хай и Эдуардо Кац, больше других известный своей работой 2000 года — флуоресцирующим кроликом, светившимся зеленым светом под ультрафиолетовыми лампами. Из нового поколения стоит особо отметить три имени — Джейден Хастингс, Хелен Пайнор и Шпела Петрич.

Термин «биоискусство» все еще горячо обсуждается, но, как правило, под ним понимают использование живых тканей, организмов и биопроцессов в произведениях искусства. Вот определение из книги Уильяма Майерса «Биоарт: измененная реальность» (2015): «Проще говоря, биоарт привлекает научные инструменты и методы для создания произведений искусства». Сам автор — художник и глава отделения изящных искусств Школы изобразительных искусств на Манхэттене, где имеется собственная биохудожественная лаборатория. Некоторые пуристы утверждают, что биоарт может создаваться только в «мокрой» лаборатории, там, где непосредственно ставятся опыты с биологической материей; другие возражают, что нелабораторные работы, являющиеся результатом научного исследования, также могут быть отнесены к биоискусству.

Хизер Барнетт, художница и преподаватель курса по искусству и науке в Центральном колледже искусства и дизайна святого Мартина в Лондоне, работает с бактериями, слизевиками и каракатицами. Она отмечает невероятный подъем биоарта, скачок разработок в области биотехнологий делает эту форму искусства особенно актуальной. Биоарт, по ее словам, «отражает чаяния и тревоги нашего времени».

Например, потенциалу клеточного роста, который может дать вечную молодость, посвящена работа «Наследственность» (2016) Джины Чарнецки и Джона Ханта, в которой трехмерные портреты дочерей Чарнецки созданы из клеток детей художницы. Работа будет показана на выставке «Вовсе не гравитация» в FACT (Фонд искусства и креативных технологий) в Ливерпуле с 11 ноября по 5 февраля. А художница Анна Думитриу, предпочитающая туберкулезные бактерии, отмечает: «В работе с микробиологическими объектами меня привлекает контраст между их красотой и вызываемым ими страхом и отвращением. Это неведомая могущественная сила — окружающие нас невидимые организмы, которые могут нас изменить или даже убить».

Коллекционеры за биоарт пока не дерутся, по крайней мере сейчас. «Арт-рынок всегда был консервативен, — говорит Хизер Барнетт. — Он не определяет тенденции, он пытается определить рыночную стоимость». В отличие от традиционного искусства, которое можно повесить на стену или поставить на пол, биоарт требует большей заботы. Кроме того, командный характер биоискусства размывает культ уникальности и идентичности художника, которого так жаждет арт-рынок, говорит Барнетт. «Биография художника не менее важна, чем сама работа, потому что в первую очередь продается имя, а потом уже произведение искусства. Арт-дилерам и аукционным домам потребовалось некоторое время, чтобы монетизировать инсталляции, перформансы и цифровое искусство, поэтому я думаю, что в будущем научатся продавать и биоарт».

Роберт Девчич, основатель и куратор организации GV Art London, более десяти лет убеждает крупные музеи в том, что биоарт достоин места в их экспозиции: «Я считаю, это действительно трудно — продать настоящий биохудожественный материал». Девчичу так и не удалось найти покупателя для «Свиных крыльев». Этот проект вывел английскую поговорку «если бы свиньи могли летать» на совершенно новый уровень: художники сконструировали и вырастили крылья, используя ткани живой свиньи. Идею реализовала Tissue Culture & Art project (TC&A), созданная Ороном Каттсом и Йонат Цурр. Сейчас GV Art London предлагает фотоотпечатки ограниченного тиража с изображением раскрашенных свиных крыльев, изготовленных TC&A в 2011 году, за £5 тыс.

Просмотры: 3272
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru