18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Видеоигры — выдающаяся область дизайна, это важно показать»

Паола Антонелли пополнила коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке 14 видеоиграми и организовала выставку о вездесущности дизайна в виртуальном и физическом мире.

Справка

БИОГРА ФИЯ
Паола Антонелли
Куратор
Образование — Изучала архитектуру в Миланском техническом университете
Карьера — Работала редактором по дизайну в журнале Abitare и редактором журнала Domus. В 1994 году стала заместителем куратора архитектуры и дизайна в Музее современного искусства (МоМА). Назначена старшим куратором в 2007 году. С 2012 года — глава нового отдела исследований и развития музея. Выступала с лекциями на Всемирном экономическом форуме в Давосе, преподавала в Калифорнийском университете в ЛосАнджелесе и в Гарвардской высшей школе дизайна

Еще…

Паола Антонелли, глава отдела исследований и развития и старший куратор архитектуры и дизайна в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), вызвала большое удивление в художественном мире, включив в экспозицию дизайна 14 видеоигр, среди которых такая классика, как Pac-Man (1980). Антонелли намеревается решительно изменить  представления о дизайне как о чем-то, в первую очередь связанном с мебелью и орнаментами, организуя выставки, не связанные с материальными предметами: Материалы-мутанты в современном дизайне (1995), Дизайн и гибкое мышление (2008) и Поговори со мной: дизайн и коммуникация между людьми и вещами (2011). Теперь Антонелли пытается объединить геймеров, художественных критиков и дизайнеров. В игры, которые она отобрала, можно поиграть на выставке Прикладной дизайн.

Почему Музей современного искусства занялся приобретением видеоигр?

В 2006 году мы провели симпозиум, чтобы обсудить перспективы нашей коллекции графического дизайна. Она зародилась в 1930-е годы, но в основном состояла из плакатов и листовок. Мы говорили о том, какие категории должны быть отражены в коллекции: шрифты, названия фильмов, интерактивные интерфейсы. О видеоиграх мы тоже упоминали. Можно рассматривать их как произведение кинематографа, иллюстраторского искусства или интерактивного дизайна. Мы решили выбрать третий из этих подходов.

Как вы подбирали экспонаты?

Мы пользовались примерно теми же критериями, что и для дизайна интерфейсов. Ведь интерфейс так же связан с поведением людей, как видеоигра, хотя у создателей игр больше свободы: они не обязаны строго заботиться о функционале, в отличие от, например, разработчиков банкоматов. Ключевую роль в этом играет концепция 5-мерного многонаправленного дизайна, который одновременно охватывает и виртуальную, и пространственную реальность: дизайнеры работают в области между виртуальным и физическим миром, и именно в ней нам и предстоит жить в будущем.

Какие отклики вызвало ваше приобретение?

Отрицательных отзывов было мало. Вот, скажем, в Guardian вышла очень консервативная статья, в которой нас обвинили в мещанстве. Джон Майда, президент Род-Айлендской школы дизайна, написал в ответ пост в своем блоге на сайте Wired, и после этого состоялась дискуссия на радио. Я намеренно не включала в выставку «стрелялки». Но считаю, важно показать, что видеоигры — это выдающаяся область дизайна.

Дизайн играет в музеях второстепенную роль. Вы согласны, что люди приходят в музей, чтобы увидеть чтото вроде Пикассо?

Я думаю, Пикассо был и остается важным контентом музея. Но Музей современного искусства основан для того, чтобы стать музеем искусства нашего времени. Нам надо документировать эпоху, и это то, чего от нас ожидают посетители. Наша образовательная задача концентрируется вокруг представлений о современности, которые постоянно меняются.

Наверное, вас часто спрашивают, является ли дизайн искусством?

Для меня дизайн — это дизайн. Что такое искусство, я не знаю. Если кто-то может дать точное определение, флаг ему в руки. Мне оно не нужно. Я думаю, что дизайнеры должны стремиться сделать хороший дизайн, и этого более чем достаточно. К счастью, основатель музея Альфред Барр учредил отдел архитектуры и дизайна, так что мне не надо никому ничего доказывать.

Какую роль в мире дизайна играют такие ярмарки, как,например, Salone del Mobile?

Раньше дизайн был неотделим от промышленности, и поэтому он был географически связан с местами производства. Потом больше внимания стало уделяться выставкам и ярмаркам. Сейчас географию дизайна определяют школы. Нельзя говорить об итальянском или британском дизайне — это устарело. Важнее, учился ли дизайнер в Эйндховенской академии или в Королевском колледже искусств в Лондоне. Такие мероприятия, как Salone, очень важны, потому что создают возможности для ведения бизнеса. Проблема в том, что сфера дизайна сильно разрослась, так что организаторам Salone следует проводить мероприятия по интерактивному дизайну и дизайну интерфейсов.

Ваши выставки в Музее современного искусства дрейфуют от материального к нематериальному. Изменились ли ваши взгляды на дизайн за время работы куратором?

Несомненно. Я стала сторонником 5-мерного дизайна. Но самое главное — это то, как живут люди и как дизайн может улучшить их жизнь. Если дизайну есть что сказать в сфере нематериального, я фокусируюсь на этом. Не стану отрицать, что мебель привлекает меня все меньше, хотя некоторые вещи все еще восхищают, например кресло-качалка Бесконечный поток Дирка Вандер Кооия (2011). Но и технологии, и материалы должны обновляться — в конце концов, сколько одинаковыхкресел нам нужно? Только инновационный подход, талант, фантазия могут оправдать использование физических ресурсов и пространства. Я не моралист, который считает, что все должно быть строго функционально.

Вы согласны, что мейнстрим современного дизайна слишком много внимания уделяет эстетике?

Я бы сказала, что проблема не в эстетике, а в том, что дизайн часто несет в себе слишком мало смысла. Есть много отличных дизайнеров, но у меня постоянно растут требования.

Благодаря чему вы так широко смотрите на дизайн?

Думаю, это связано с устройством итальянской системы образования. В мое время в Милане было 15 тыс. студентов, изучающих архитектуру. Я чувствовала себя словно в джунглях, но и свободы было хоть отбавляй. Изза огромного количества студентов нельзя было ничего сделать на практике, поэтому мы много занимались теорией. Так я узнала, что архитектура — это часть дизайна. Дизайн — это метод и настрой, которые можно использовать в разных видах деятельности. Когда человек начинает заниматься дизайном, он должен учитывать множество разных факторов: свой замысел, талант, материалы, жизненный цикл произведения, окружающую среду, публику. Но здесь нет принципиальной разницы между стулом и небоскребом. У меня сформировалась теория, что в ближайшие годы произойдет разделение теоретического и прикладного дизайна, как в физике. Будут люди, которые делают вещи, и люди, которые придумывают, как их делать.

В чем заключаются важнейшие проблемы дизайнеров нашего времени?

Сейчас дизайнеры движутся в очень интересных направлениях. Многие понимают свою ответственность и осознают контекст, в котором работают: они учитывают и экологию, и нужды людей, и вопросы справедливой торговли. Проблема в том, что правительства и государственные учреждения за немногими исключениями не понимают этого. Далеко шагнула Азия: развитие творчества и дизайна находится в центре внимания равительства в Сингапуре, в Индонезии и в Южной Корее. Запад отстает, поскольку он не понимает значимости, разнообразия и вездесущности дизайна. ‡
 

Музей современного искусства (МоМА)
Прикладной дизайн

Нью-Йорк
До 31 января 2014 года

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+