The Art Newspaper Russia
Поиск

Виктор Попков возвращается к российской публике, а после отправится в свое первое мировое турне

courtesy РОСИЗО

courtesy РОСИЗО

Такой полной ретроспективы одного из самых знаковых советских художников не было никогда.

Прошлогодний юбилей, 80-летие Виктора Попкова, ведущие музеи проигнорировали. Попков теперь не забота ведущих музеев. Виктор Попков интересует Андрея Филатова и Арт-фонд семьи Филатовых (интервью с Филатовым см. в прошлом номере TANR), вот пусть они им и занимаются. Они и занимаются. «Надо познакомить Европу с Попковым». Два месяца назад вышло английское переиздание фундаментальной монографии Виктор Попков — Russian Painter of Genius, как раз накануне европейских гастролей; теперь мы наблюдаем собственно выставку, московский вернисаж европейских выставок. Третьяковская галерея и Русский музей плюс картины из региональных музеев — и, разумеется, собрания Филатова — собраны на деньги и тщанием фонда Филатовых силами РОСИЗО: эталонный Попков, канонический — за одним исключением в московской выставке. Туда не поспевают две недореставрированные картины: Бригада отдыхает (картина осеняла прошлогодний чемпионат мира по шахматам в Третьяковской галерее, устроенный, опять же, Филатовым) и программное произведение позднего Попкова Хороший человек была бабка Анисья — внушительное полотно, вызывающее ассоциации с полотном Курбе Похороны в Орнане — яркий пример аллегорического сюжета, в котором Попков находил идеи своих лучших зрелых произведений, таких как Шинель отца, Двое, Вдовы, Северная песня.

Всего ретроспектива соберет более 40 картин. В феврале 2014 года она переедет в Венецию, в Ка'Фоскари, откуда и начнется знакомство Европы с Попковым, дальше Великобритания — Лондон, Сомерсет-хаус. Как раз к английскому переизданию. В качестве лондонского адреса поначалу называлась Королевская академии, зал Берлингтон-Гарденс, и только потом Сомерест-хаус — и могла уколоть досада в какой-то момент, что ожидания не оправдываются, не очень-то Попков нужен Европе: это когда Королевская академия отказала выставке, решив, что «несмотря на достоинства Виктора Попкова… экспозиция не соответствует требованиям программы Берлингтон-гарденс». Но тут все справедливо. Берлингтон-гарденс — новое, с прошлого года, выставочное пространство Королевской академии для выставок именно современного искусства. АЕС+Ф, например, в сентябре — октябре следующего года соответствуют программе Берлингтон-гарденс. А Попков — нет. Попков — классик. Вот и Королевская академия признает, пусть и косвенным образом. Любопытно, кстати, что королевские академики увидели в Попкове. Он мог бы напомнить им британский послевоенный  экспрессионизм «Нового английского художественного клуба» 1920-х — такой же многозначительный, очень нарративный почти сюрреализм, или уже сюрреализм; опять же, коллективная травма войны — общая тема. Попков и сам называл многочисленные свои инспирации, от Боттичелли до Корнелиу Баба, от Палеха до Филонова и Шагала; почему бы не выстроить и еще одну параллель? Шестидесятник, который угадал настроения и лейтмотивы, окончательно оформившиеся в 1970-х — в их числе и ретроспективизм, и метафизика, а также русская деревня, русский Север, личное пространство, — сам Попков не застал новую эпоху вполне, погибнув в ноябре 1974 года, в 42 года (после чего ему и дали Государственную премии, посмертно); фигура героическая, включая даже нелепую гибель, он может казаться очень местным феноменом, слишком укоренным, с непереводимым контекстом — что есть, однако же, только вопрос перевода; монография монографией, но контекстуализация советского искусства — это может быть выход сейчас, когда благодаря интересу нового поколения коллекционеров у этого искусства появился шанс прекратить прозябание в своей очень особенной нише.

Российская Академия художеств
Виктор Попков

Москва
12 декабря – январь 2014 года

Материалы по теме
Просмотры: 3479
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru