The Art Newspaper Russia
Поиск

Виктор Попков возвращается к российской публике, а после отправится в свое первое мировое турне

courtesy РОСИЗО

courtesy РОСИЗО

Такой полной ретроспективы одного из самых знаковых советских художников не было никогда.

Прошлогодний юбилей, 80-летие Виктора Попкова, ведущие музеи проигнорировали. Попков теперь не забота ведущих музеев. Виктор Попков интересует Андрея Филатова и Арт-фонд семьи Филатовых (интервью с Филатовым см. в прошлом номере TANR), вот пусть они им и занимаются. Они и занимаются. «Надо познакомить Европу с Попковым». Два месяца назад вышло английское переиздание фундаментальной монографии Виктор Попков — Russian Painter of Genius, как раз накануне европейских гастролей; теперь мы наблюдаем собственно выставку, московский вернисаж европейских выставок. Третьяковская галерея и Русский музей плюс картины из региональных музеев — и, разумеется, собрания Филатова — собраны на деньги и тщанием фонда Филатовых силами РОСИЗО: эталонный Попков, канонический — за одним исключением в московской выставке. Туда не поспевают две недореставрированные картины: Бригада отдыхает (картина осеняла прошлогодний чемпионат мира по шахматам в Третьяковской галерее, устроенный, опять же, Филатовым) и программное произведение позднего Попкова Хороший человек была бабка Анисья — внушительное полотно, вызывающее ассоциации с полотном Курбе Похороны в Орнане — яркий пример аллегорического сюжета, в котором Попков находил идеи своих лучших зрелых произведений, таких как Шинель отца, Двое, Вдовы, Северная песня.

Всего ретроспектива соберет более 40 картин. В феврале 2014 года она переедет в Венецию, в Ка'Фоскари, откуда и начнется знакомство Европы с Попковым, дальше Великобритания — Лондон, Сомерсет-хаус. Как раз к английскому переизданию. В качестве лондонского адреса поначалу называлась Королевская академии, зал Берлингтон-Гарденс, и только потом Сомерест-хаус — и могла уколоть досада в какой-то момент, что ожидания не оправдываются, не очень-то Попков нужен Европе: это когда Королевская академия отказала выставке, решив, что «несмотря на достоинства Виктора Попкова… экспозиция не соответствует требованиям программы Берлингтон-гарденс». Но тут все справедливо. Берлингтон-гарденс — новое, с прошлого года, выставочное пространство Королевской академии для выставок именно современного искусства. АЕС+Ф, например, в сентябре — октябре следующего года соответствуют программе Берлингтон-гарденс. А Попков — нет. Попков — классик. Вот и Королевская академия признает, пусть и косвенным образом. Любопытно, кстати, что королевские академики увидели в Попкове. Он мог бы напомнить им британский послевоенный  экспрессионизм «Нового английского художественного клуба» 1920-х — такой же многозначительный, очень нарративный почти сюрреализм, или уже сюрреализм; опять же, коллективная травма войны — общая тема. Попков и сам называл многочисленные свои инспирации, от Боттичелли до Корнелиу Баба, от Палеха до Филонова и Шагала; почему бы не выстроить и еще одну параллель? Шестидесятник, который угадал настроения и лейтмотивы, окончательно оформившиеся в 1970-х — в их числе и ретроспективизм, и метафизика, а также русская деревня, русский Север, личное пространство, — сам Попков не застал новую эпоху вполне, погибнув в ноябре 1974 года, в 42 года (после чего ему и дали Государственную премии, посмертно); фигура героическая, включая даже нелепую гибель, он может казаться очень местным феноменом, слишком укоренным, с непереводимым контекстом — что есть, однако же, только вопрос перевода; монография монографией, но контекстуализация советского искусства — это может быть выход сейчас, когда благодаря интересу нового поколения коллекционеров у этого искусства появился шанс прекратить прозябание в своей очень особенной нише.

Российская Академия художеств
Виктор Попков

Москва
12 декабря – январь 2014 года

Материалы по теме
Просмотры: 2032
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru