The Art Newspaper Russia
Поиск

Шедевр под слоем шпаклевки

Реставрация одного монументального панно Василия Маслова завершена, но второе все еще на грани гибели

Индустриализация Василия Маслова — редчайший пример авангардного монументального искусства конца 1920-х — начала 1930-х гг. / Фото: Галицкий Василий

Индустриализация Василия Маслова — редчайший пример авангардного монументального искусства конца 1920-х — начала 1930-х гг. / Фото: Галицкий Василий

Летом в Москве впервые показали отреставрированное панно Василия Маслова (1905–1938) Индустриализация (2х6 м), обнаруженное под обоями и слоями старой краски и снятое со стены в погибшем уже доме Стройбюро в Болшеве. Судьба второго, парного панно непредсказуема: неясно, разрешат ли власти подмосковного Королева его спасти. TANR писала об этом в январе 2014 года. Дом Стройбюро — главное здание Болшевской трудовой коммуны № 1 НКВД по перевоспитанию малолетних правонарушителей, той самой, о которой снят знаменитый фильм Путевка в жизнь. Дом построили в 1928–1930 годах по проекту Аркадия Лангмана (автора, в частности, стадиона «Динамо») и его постоянного соавтора Лазаря Чериковера. Выдающийся объект авангардной архитектуры, как и коммуна, был предметом гордости — сюда привозили важных иностранцев, бывавших в СССР. Еще в 2013-м дом Стройбюро даже числился заявленным памятником и проходил экспертизу для постановки на охрану. По закону его нельзя было трогать. Но строительная компания «Развитие-ХХІ», собиравшаяся возводить здесь 19-этажный дом, спешно начала снос, чтобы спасать было уже нечего. И тут герои из местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) вместе с сотрудниками городского музея обнаружили на одной из стен масштабные росписи, сделанные Василием Масловым, бывшим коммунаром.

«О том, что такая масляная стенопись есть, мы знали, — вспоминает Наталья Борисова, доцент кафедры реставрации Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, под чьим руководством и проводились работы по восстановлению панно. — Когда беда случилась с домом Стройбюро, стало понятно, что отступать некуда, надо срочно эту стенопись искать. Информация была о двух панно, но снять успели одно, второе отложили до весны».

Беспризорник Василий Маслов попал в коммуну по протекции Максима Горького и получил шанс на новую жизнь. Художник-самоучка, позже окончивший Вхутеин, он находился под влиянием немецких экспрессионистов и французских кубистов. В Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть станковую живопись художника, но из его монументальных вещей сохранились только те, что в Королеве. Авангардного монументального искусства тех лет (росписей фабрик-кухонь и клубов) почти не осталось. Тем уникальнее открытые панно. В 1938-м, как и многих других коммунаров, Маслова репрессировали, расстреляв на Бутовском полигоне. Шестиметровое, на всю стену бывшего клуба коммуны, панно Индустриализация с паровозами, баржами, мостами и Лениным, по сути, памятник художнику.

Панно нашли под слоями обоев, краски и шпаклевки. Пока застройщик ненадолго отложил снос, под ковшами экскаваторов роспись сняли со стены. Ее разделили на 12 секторов, снимая по два сектора сразу, — получилось шесть фрагментов. Сделали это реставраторы Филипп Гузанов и Константин Маслов, однофамилец художника, при участии активистов ВООПИиК, сотрудников музея, преподавателей и студентов Строгановской академии. Живопись укрепили, покрыли полимером и срубили ножами вместе со штукатурным основанием. А потом, перевернув, заклеили красочный слой с тыльной стороны и таким образом транспортировали в Москву. Сроки, отведенные на снятие панно, не позволили идеально соблюсти технологию: перевозить надо было, уложив фрагменты стенописи на плоские щиты, а их свернули. Из-за этого на сгибах, по свидетельству реставраторов, образовалось крошево — красочный слой местами приходилось собирать как мозаику. Расчищенное панно превзошло все ожидания. «До этого нам казалось, что это такой советский хлам, — признается Наталья Борисова, — но, когда мы разложили фрагменты на планшетах и живопись стала открываться, мы увидели всю ее мощь, экспрессию…»

В июле-августе шедевр Маслова впервые показали на выставке дипломных работ выпускников МГХПА им. Строганова (кафедры реставрации монументально-декоративной живописи), прошедшей в выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Борисова считает, что второе панно еще интереснее. Пока оно остается на стене здания, которого фактически уже нет. Последний акт вандализма случился 8 марта 2015 года: в праздник, как это обычно бывает, вопреки запрету городской администрации, тяжелой техникой были завалены подходы к стене. Кто это сделал, неизвестно; якобы даже ведется следствие, но результатов нет. Второе панно пережило зиму без крыши — и второй зимы не перенесет. «Мы сделали анализ штукатурного основания, — говорит Борисова, — в его составе гипс. От влаги он будет и дальше разбухать, живопись может погибнуть».

Пытаясь спасти памятник, реставраторы обращались с письмами к президенту РФ и к губернатору Московской области (ведь после реставрации панно будут выставлены в музее города Королева). Понимая тщетность усилий, никто уже не претендует на сохранение остатков здания — живопись хотя бы спасти. Тем более что труд реставраторов ничего государству не стоил: по информации TANR, при работе над первым панно Строгановке возместили лишь стоимость расходных материалов, ученые и студенты работали бесплатно и готовы работать над ним дальше. Снять панно необходимо немедленно, до холодов, до середины сентября.

Материалы по теме
Просмотры: 3982
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru