The Art Newspaper Russia
Поиск

Дух советского НИИ пробудился на лондонской выставке

Московский музей дизайна представляет Россию на I Лондонской биеннале дизайна

Одна из самых крупных и амбициозных международных дизайнерских выставок привлекла к участию в своих программах более 40 стран. Лабиринт национальных экспозиций открывается в Соммерсет-Хаусе, одном из главных выставочных пространств Лондона (входит в двадцатку самых посещаемых музеев мира, поэтому организаторы ожидают в течение трех недель более 100 тыс. человек). Кажется, впервые история проектов, некогда созданных для отечественной промышленности, будет представлена так широко и подробно в рамках престижного интернационального форума.

Для этого Московский музей дизайна (ММД) привозит в Лондон выставку Открывая утопию. В основу ее положена видеоинсталляция объемом 72 кв. м, рассказывающая об исследованиях легендарного Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) периода «развитого социализма» (то есть с 1960-х по 1980-е годы). Это была уникальная (причем в планетарном масштабе) организация, всесторонне — практически и теоретически — разрабатывавшая основы новой, комфортной жизни, до которых СССР дорос во времена послевоенной оттепели.
«Идеальное общество — мечта строителей коммунизма всего мира, не только в СССР, — Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, объясняет концепцию лондонского проекта. — Такими же идеалистами были и советские дизайнеры, мечтавшие создать уютную и удобную материальную среду. Инсталляция, созданная нашим музеем, рассказывает об идеальных, но утопических проектах советских дизайнеров, опередивших время настолько, что их невозможно было воплотить».

Впрочем, некоторые из них все-таки состоялись, позволив показать в Лондоне не только документацию, но и конечный продукт, а также фотографии стильных людей (сделанные со слайдов из музейной коллекции) внутри творческого процесса. Для того чтобы посетители биеннале смогли, как на машине времени, перенестись на полвека назад, в музее придумали остроумный проект (его автор — Степан Лукьянов, арт-директор «Электротеатра „Станиславский“» и разработчик многих начинаний ММД), позволяющий развернуть уникальные архивы советских художников и конструкторов, занимавшихся не только изготовлением оболочки конкретных вещей, но и изучавших, например, эргономику и психологию дизайна.

Создавая необыкновенные предметы для повседневной жизни, сотрудники ВНИИТЭ были самыми что ни на есть большими идеалистами, смесью физиков и лириков из романов братьев Стругацких. Собственно, этим дизайнерам мы и обязаны стильными шестидесятническими интерьерами, предметами и даже шрифтами, вызывающим мощную ностальгию. Над обликом будущего, ставшего для нас теперь мифологическим прошлым, здесь трудились не только технологи, но еще и социологи, философы, историки культуры. Выпуская в том числе журнал «Техническая эстетика» и книги, сделавшие авангардную теоретическую школу советского дизайна одной из самых передовых и продвинутых в мире.

«Есть такое понятие — бумажная архитектура. У нас был „бумажный дизайн“, — рассказывает бывший сотрудник ВНИИТЭ Марина Тимофеева, начальник тогдашнего отдела информации, историк и теоретик дизайна. — Но, к сожалению, что имеем — не храним. После развала СССР государственная система дизайна рухнула, архивы терялись, а иногда и просто выбрасывались: негде было хранить».

Небольшой объем свидетельств, собранный Московским музеем дизайна: документы, макеты, чертежи, — бумаги из личных архивов дизайнеров. Коллекция формировалась буквально по крохам, но сегодня именно ММД собирает на постоянной основе и показывает за рубежом выставки, посвященные ключевым моментам столетней (1915–2015) истории отечественных разработок.

Из этих уникальных материалов для Лондонской биеннале дизайна собран интерактивный мультимедийный проект, включающий лайтбоксы с отреставрированными архивными слайдами и десятки интервью (их показывают на сенсорных экранах с тачскринами) с историками дизайна, конструкторами ведущих советских производств, представителями промышленных предприятий и современными дизайнерами. Александра Санькова пояснила TANR, что важнейшей задачей экспозиции она считает выявление прямых связей между прошлым и настоящим, демонстрацию их во всей экспозиционной наглядности.

Александр Грашин, некогда работавший во ВНИИТЭ заведующим отделом теории, методологии и эргономики дизайнпроектирования, а теперь ставший одним из консультантов ММД, объясняет, почему многие проекты института так и остались нереализованными: «Главной проблемой, с которой сталкивались работники ВНИИТЭ, было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и промышленным производством». Тем не менее люди, подобно художникам-авангардистам начала ХХ века, к опыту которых во ВНИИТЭ постоянно обращались, хотя бы попытались вырастить оригинальную бытовую среду.

Одна из частей российской экспозиции (Лукьянову важно было передать атмосферу конструкторских бюро того времени) имитирует систему хранения архивных материалов, принятую в советских учреждениях, со всеми этими каталожными ящичками, карточками и перфокартами. В сегодняшнем Лондоне эта остроумно решенная инсталляция выглядит особенно стильной.  

Материалы по теме
Просмотры: 4317
Популярные материалы
1
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
2
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
3
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
4
Арт-уик-энд
Золотой век датского искусства в Музее архитектуры, «Царицыно» обращается к истории и вспоминает о своем собрании керамики, а также живопись глухонемого художника пушкинской эпохи в Историческом и Музее Пушкина на Пречистенке
22 марта 2019
5
Пять российских музеев вошли в топ-100 самых посещаемых музеев мира
Государственный Эрмитаж традиционно попал в топ-10, далее в рейтинге расположились Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также музей «Гараж».
26 марта 2019
6
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
7
Японские финансисты учредили крупнейшую премию для художников в $1 млн
В жюри Nomura Art Award вошли директора крупнейших мировых музеев и кураторы, в том числе глава Метрополитен Макс Холляйн и Юко Хасегава.
22 марта 2019
8
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
9
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru