The Art Newspaper Russia
Поиск

Дух советского НИИ пробудился на лондонской выставке

Московский музей дизайна представляет Россию на I Лондонской биеннале дизайна

Одна из самых крупных и амбициозных международных дизайнерских выставок привлекла к участию в своих программах более 40 стран. Лабиринт национальных экспозиций открывается в Соммерсет-Хаусе, одном из главных выставочных пространств Лондона (входит в двадцатку самых посещаемых музеев мира, поэтому организаторы ожидают в течение трех недель более 100 тыс. человек). Кажется, впервые история проектов, некогда созданных для отечественной промышленности, будет представлена так широко и подробно в рамках престижного интернационального форума.

Для этого Московский музей дизайна (ММД) привозит в Лондон выставку Открывая утопию. В основу ее положена видеоинсталляция объемом 72 кв. м, рассказывающая об исследованиях легендарного Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) периода «развитого социализма» (то есть с 1960-х по 1980-е годы). Это была уникальная (причем в планетарном масштабе) организация, всесторонне — практически и теоретически — разрабатывавшая основы новой, комфортной жизни, до которых СССР дорос во времена послевоенной оттепели.
«Идеальное общество — мечта строителей коммунизма всего мира, не только в СССР, — Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, объясняет концепцию лондонского проекта. — Такими же идеалистами были и советские дизайнеры, мечтавшие создать уютную и удобную материальную среду. Инсталляция, созданная нашим музеем, рассказывает об идеальных, но утопических проектах советских дизайнеров, опередивших время настолько, что их невозможно было воплотить».

Впрочем, некоторые из них все-таки состоялись, позволив показать в Лондоне не только документацию, но и конечный продукт, а также фотографии стильных людей (сделанные со слайдов из музейной коллекции) внутри творческого процесса. Для того чтобы посетители биеннале смогли, как на машине времени, перенестись на полвека назад, в музее придумали остроумный проект (его автор — Степан Лукьянов, арт-директор «Электротеатра „Станиславский“» и разработчик многих начинаний ММД), позволяющий развернуть уникальные архивы советских художников и конструкторов, занимавшихся не только изготовлением оболочки конкретных вещей, но и изучавших, например, эргономику и психологию дизайна.

Создавая необыкновенные предметы для повседневной жизни, сотрудники ВНИИТЭ были самыми что ни на есть большими идеалистами, смесью физиков и лириков из романов братьев Стругацких. Собственно, этим дизайнерам мы и обязаны стильными шестидесятническими интерьерами, предметами и даже шрифтами, вызывающим мощную ностальгию. Над обликом будущего, ставшего для нас теперь мифологическим прошлым, здесь трудились не только технологи, но еще и социологи, философы, историки культуры. Выпуская в том числе журнал «Техническая эстетика» и книги, сделавшие авангардную теоретическую школу советского дизайна одной из самых передовых и продвинутых в мире.

«Есть такое понятие — бумажная архитектура. У нас был „бумажный дизайн“, — рассказывает бывший сотрудник ВНИИТЭ Марина Тимофеева, начальник тогдашнего отдела информации, историк и теоретик дизайна. — Но, к сожалению, что имеем — не храним. После развала СССР государственная система дизайна рухнула, архивы терялись, а иногда и просто выбрасывались: негде было хранить».

Небольшой объем свидетельств, собранный Московским музеем дизайна: документы, макеты, чертежи, — бумаги из личных архивов дизайнеров. Коллекция формировалась буквально по крохам, но сегодня именно ММД собирает на постоянной основе и показывает за рубежом выставки, посвященные ключевым моментам столетней (1915–2015) истории отечественных разработок.

Из этих уникальных материалов для Лондонской биеннале дизайна собран интерактивный мультимедийный проект, включающий лайтбоксы с отреставрированными архивными слайдами и десятки интервью (их показывают на сенсорных экранах с тачскринами) с историками дизайна, конструкторами ведущих советских производств, представителями промышленных предприятий и современными дизайнерами. Александра Санькова пояснила TANR, что важнейшей задачей экспозиции она считает выявление прямых связей между прошлым и настоящим, демонстрацию их во всей экспозиционной наглядности.

Александр Грашин, некогда работавший во ВНИИТЭ заведующим отделом теории, методологии и эргономики дизайнпроектирования, а теперь ставший одним из консультантов ММД, объясняет, почему многие проекты института так и остались нереализованными: «Главной проблемой, с которой сталкивались работники ВНИИТЭ, было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и промышленным производством». Тем не менее люди, подобно художникам-авангардистам начала ХХ века, к опыту которых во ВНИИТЭ постоянно обращались, хотя бы попытались вырастить оригинальную бытовую среду.

Одна из частей российской экспозиции (Лукьянову важно было передать атмосферу конструкторских бюро того времени) имитирует систему хранения архивных материалов, принятую в советских учреждениях, со всеми этими каталожными ящичками, карточками и перфокартами. В сегодняшнем Лондоне эта остроумно решенная инсталляция выглядит особенно стильной.  

Материалы по теме
Просмотры: 4481
Популярные материалы
1
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
2
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
4
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
5
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
6
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
7
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
8
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
9
Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве
В рамках DA!MOSCOW пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии. При этом купить можно абсолютно все произведения, стоимость которых колеблется от 2 тыс. рублей до шестизначных сумм за работы из «Золотого фонда».
17 мая 2019
10
Кураторство на свежую голову
Куратор — это профессия или выставку может сочинить любой человек с идеей? Что нового приносят в музейное пространство литераторы, режиссеры и художественные критики?
14 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru