The Art Newspaper Russia
Поиск

В голосе «Архстояния» зазвенел металл

В парке «Никола-Ленивец» прошел 11-й международный фестиваль ленд-арта «Архстояние». Заявленная тема «Убежище» была воплощена из нетрадиционных для «природного» фестиваля металла и полимера

Маленькая деревушка Никола-Ленивец в Калужской области уже пережила долгий период безвестности и краткий период расцвета, будучи усилиями художника Николая Полисского превращена в центр ленд-арта. Теперь в жизненном цикле «Архстояния» наступил явный спад, который виден уже невооруженным взглядом. С 2014 года фестиваль испытывает проблемы с финансированием: предприниматель Максим Ноготков, создавший управляющую компанию «Архполис», которая занималась развитием инфраструктуры фестиваля, потерял половину активов и приостановил в Никола-Ленивце свою деятельность. На сей раз сложная смысловая нагрузка многих инсталляций — они должны были соответствовать теме «Убежище» — поневоле навевала воспоминания о прежних объектах, таких как «Бобур» или «Вселенский разум», которым не нужны были лишние слова. А широко разрекламированный внефестивальный объект «Самый большой лабиринт в мире» оказался невыразительной изгородью из наскоро сколоченных деревянных палет.

Всего в этом году посетители увидели десяток новых объектов (плюс внефестивальный «Лабиринт»). Все инсталляции делятся на две группы: физические и духовные убежища. К первым относится, например, закопанный в землю «Мерседес-Гелендваген» — «Убежище G-500». В определенные часы (которые не были объявлены организаторами) через люк в крыше можно попасть внутрь, в салон, где предусмотрена подача воздуха, включить свет и послушать радио. Очевидная незавершенность объекта, к сожалению, бросалась в глаза: рядом с «мерседесом» лежала гора земли, выкопанная трактором, а траву на крыше машины к открытию высадить не успели. Другое укрытие называется «Голова бомжа» — дом из холстов на подрамниках, в котором поселился художник Павел Суслов. Форма ее легко опознавалась архитекторами и художниками: это так называемая «обрубовка» — модель человеческой головы упрощенной формы, которую используют на начальных этапах обучения академическому рисунку. «Дом» состоит из 254 полотен, и когда все холсты будут написаны, его демонтируют.

Ирина Корина и Илья Вознесенский предложили укрыться в «Теневом павильоне» — гигантской металлической шишке, установленной в лесу. Почувствовать себя в комфорте и безопасности там очень легко: защитные металлические спецназовские щиты, расходящиеся вверх, как чешуйки у настоящей шишки, и спасают от ветра, и гарантируют естественное освещение.

Другая группа объектов условно объединена темой убежища для души. Это «Личная вселенная № 5» Дмитрия Жукова — металлическая ракушка, которая отрезает человека от внешнего мира; «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварги — биоморфный объект из полимеров, внутри которого, по задумке авторов, забываешь о суете и осознаешь себя существом духовным. Но скульптура так понравилась детям, что из-за их заливистого смеха думать об «оторванности от земной тверди» у посетителей не получалось.

Психологический перформанс «Клетка» Наиля Гареева остался недооцененным гостями фестиваля. В клетке из арматуры, где на экранах телевизоров транслируются международные новости, зритель должен был буквально противостоять информационному шуму, отделить свое «я» от навязанной СМИ реальности и обрести внутреннюю свободу. То ли большинство посетителей парка привыкло к «понятным» статичным деревянным объектам на «Архстоянии», то ли думать под тридцатиградусным солнцем о «неконгруэнтной идентичности» никому не хотелось — объект обходили стороной. Мало кто наткнулся и на «Секретный перформанс» Ольги Кройтор, примотавшей себя к стволу дерева, и «Зону комфорта» Ольги Козманидзе, с шеи которой надо было отомкнуть замок.

Команда «Комитет Аполлона и Patkonen Projects» представила объект «Русская походная пагода». Убежище для медитации, где можно обрести гармонию с природой и философией Востока, на деле оказалось четырехъярусной палаткой.

Единственное, что напоминает о прежнем «Архстоянии» — объекты Николая Полисского. В прошлом году это была скульптура из деревянных блоков «Сельпо», в нынешнем — триумфальная арка «Белые ворота». Арка, как и построенный этим летом мост от деревни Звизжи до ландшафтного парка «Версаль» (бюро Wowhaus), призвана активировать в ленд-парке новый маршрут — теперь через болотистый парк можно напрямую пройти.

Материалы по теме
Просмотры: 2400
Популярные материалы
1
Музей Орсе везет в Москву Хаима Сутина
Партнерство между музеями Орсе и Оранжери в Париже и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина начнется с выставки Сутина.
24 мая 2017
2
Зельфира Трегулова: «Успех — это ведь не только посещаемость»
Директор Третьяковки рассказала о предстоящих важных выставках, на которые тем не менее не будет очередей.
23 мая 2017
3
100 самых посещаемых музеев мира в 2016 году
Музеи Старого и Нового Света соревнуются друг с другом. Лувр, как всегда, впереди всех, Эрмитаж твердо держится за место в топ-десятке.
22 мая 2017
4
10 лет русскому Sotheby’s
Свой юбилей российское отделение аукционного дома отмечает большой выставкой в доме Пашкова произведений из частных коллекций, некогда купленных на Sotheby’s, и предаукционным показом.
22 мая 2017
5
СМИ сообщили об обыске на «Винзаводе» вслед за «Гоголь-центром»
Сотрудники правоохранительных органов изымают документацию в одном из зданий Центра современного искусства «Винзавод». СК сегодня уже провел обыск в «Гоголь-центре» и у худрука театра, Кирилла Серебренникова.
23 мая 2017
6
Самые посещаемые музеи и выставки в России в 2016 году
Традиционный рейтинг российских музеев TANR подвергся переработке. Год назад мы впервые разделили его участников по категориям. В этот раз мы пересмотрели категории, уточнив их определения и увеличив их число.
23 мая 2017
7
В Москве открылась однодневная выставка Sotheby’s
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки показывают топ-лоты предстоящих аукционов и произведения из собраний отечественных коллекционеров, когда-то купленные на Sotheby’s.
24 мая 2017
8
Картины Левитана возвращаются домой
Пять украденных в 2014 году из дома-музея художника в Плёсе полотен вернулись в экспозицию.
22 мая 2017
9
50 самых посещаемых художественных выставок Москвы и Петербурга
Самые популярные выставочные проекты двух столиц символично распределились между историей и искусством.
23 мая 2017
10
Антонио Гауди. От студенческих чертежей до планов Саграда Фамилиа
Наследие легендарного каталонского архитектора можно будет увидеть в Московском музее современного искусства.
22 мая 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru