The Art Newspaper Russia
Поиск

В голосе «Архстояния» зазвенел металл

В парке «Никола-Ленивец» прошел 11-й международный фестиваль ленд-арта «Архстояние». Заявленная тема «Убежище» была воплощена из нетрадиционных для «природного» фестиваля металла и полимера

Маленькая деревушка Никола-Ленивец в Калужской области уже пережила долгий период безвестности и краткий период расцвета, будучи усилиями художника Николая Полисского превращена в центр ленд-арта. Теперь в жизненном цикле «Архстояния» наступил явный спад, который виден уже невооруженным взглядом. С 2014 года фестиваль испытывает проблемы с финансированием: предприниматель Максим Ноготков, создавший управляющую компанию «Архполис», которая занималась развитием инфраструктуры фестиваля, потерял половину активов и приостановил в Никола-Ленивце свою деятельность. На сей раз сложная смысловая нагрузка многих инсталляций — они должны были соответствовать теме «Убежище» — поневоле навевала воспоминания о прежних объектах, таких как «Бобур» или «Вселенский разум», которым не нужны были лишние слова. А широко разрекламированный внефестивальный объект «Самый большой лабиринт в мире» оказался невыразительной изгородью из наскоро сколоченных деревянных палет.

Всего в этом году посетители увидели десяток новых объектов (плюс внефестивальный «Лабиринт»). Все инсталляции делятся на две группы: физические и духовные убежища. К первым относится, например, закопанный в землю «Мерседес-Гелендваген» — «Убежище G-500». В определенные часы (которые не были объявлены организаторами) через люк в крыше можно попасть внутрь, в салон, где предусмотрена подача воздуха, включить свет и послушать радио. Очевидная незавершенность объекта, к сожалению, бросалась в глаза: рядом с «мерседесом» лежала гора земли, выкопанная трактором, а траву на крыше машины к открытию высадить не успели. Другое укрытие называется «Голова бомжа» — дом из холстов на подрамниках, в котором поселился художник Павел Суслов. Форма ее легко опознавалась архитекторами и художниками: это так называемая «обрубовка» — модель человеческой головы упрощенной формы, которую используют на начальных этапах обучения академическому рисунку. «Дом» состоит из 254 полотен, и когда все холсты будут написаны, его демонтируют.

Ирина Корина и Илья Вознесенский предложили укрыться в «Теневом павильоне» — гигантской металлической шишке, установленной в лесу. Почувствовать себя в комфорте и безопасности там очень легко: защитные металлические спецназовские щиты, расходящиеся вверх, как чешуйки у настоящей шишки, и спасают от ветра, и гарантируют естественное освещение.

Другая группа объектов условно объединена темой убежища для души. Это «Личная вселенная № 5» Дмитрия Жукова — металлическая ракушка, которая отрезает человека от внешнего мира; «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварги — биоморфный объект из полимеров, внутри которого, по задумке авторов, забываешь о суете и осознаешь себя существом духовным. Но скульптура так понравилась детям, что из-за их заливистого смеха думать об «оторванности от земной тверди» у посетителей не получалось.

Психологический перформанс «Клетка» Наиля Гареева остался недооцененным гостями фестиваля. В клетке из арматуры, где на экранах телевизоров транслируются международные новости, зритель должен был буквально противостоять информационному шуму, отделить свое «я» от навязанной СМИ реальности и обрести внутреннюю свободу. То ли большинство посетителей парка привыкло к «понятным» статичным деревянным объектам на «Архстоянии», то ли думать под тридцатиградусным солнцем о «неконгруэнтной идентичности» никому не хотелось — объект обходили стороной. Мало кто наткнулся и на «Секретный перформанс» Ольги Кройтор, примотавшей себя к стволу дерева, и «Зону комфорта» Ольги Козманидзе, с шеи которой надо было отомкнуть замок.

Команда «Комитет Аполлона и Patkonen Projects» представила объект «Русская походная пагода». Убежище для медитации, где можно обрести гармонию с природой и философией Востока, на деле оказалось четырехъярусной палаткой.

Единственное, что напоминает о прежнем «Архстоянии» — объекты Николая Полисского. В прошлом году это была скульптура из деревянных блоков «Сельпо», в нынешнем — триумфальная арка «Белые ворота». Арка, как и построенный этим летом мост от деревни Звизжи до ландшафтного парка «Версаль» (бюро Wowhaus), призвана активировать в ленд-парке новый маршрут — теперь через болотистый парк можно напрямую пройти.

Материалы по теме
Просмотры: 3908
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
3
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
7
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
8
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru