The Art Newspaper Russia
Поиск

Архстояние 2016: убежище

На фестивале «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец готовят разнообразные убежища для творческих натур

Никола-Ленивец, маленькая деревушка на реке Угра в Калужской области, после первого фестиваля ландшафтных объектов в 2006 году, автором идеи которого, да и автором многих знаковых для Ленивца объектов — как, например, Радиобашня из прутьев или деревянный Вселенский ­разум, — был московский художник Николай Полисский, давно перестала быть уединенным местом. С того времени здесь появилось около сотни арт-объектов более чем 150 авторов, многие из которых, как и сам основатель фестиваля Николай Полисский, — классики современного русского искусства. Деревня стала знаменитой, и о приватности говорить уже не приходится.

Поэтому организаторы и куратор Антон Кочуркин  решили посвятить нынешний фестиваль теме убежища, представив произведения, в которых можно найти не только физический покой, но и отдохновение души. В программе заявлено девять новых проектов, не считая тех, что остались на территории заповедника с прошлых фестивалей, также обещают перформансы.

Архитектурное бюро Archpoint, которое в прошлом году, вдохновившись деревянными народными промыслами, реконструировало вход в местный Дом культуры, представит свой Закопанный Гелендваген — автомобиль-бункер, зарытый в землю по крышу, в который можно попасть через люк. Внутри есть все для жизни: радио, свет и даже сухой паек. «Убежище не обязательно должно быть физическим», — трактует заданную тему архитектурное бюро Form и предлагает посетителям взглянуть на Комету — гигантское «космическое тело», которое будто бы из ниоткуда упало на лесную опушку. Оно столь внушительно, что вызывает смешанные чувства — тревоги и защищенности одновременно.

А вот Дмитрий Жуков построил пространство (Личная вселенная № 5), где могут одновременно находиться только два человека. Автор уверен, что убежище может быть только в сердце человека, а не в физическом объекте. Психолог по образованию Наиль Гареев предлагает поразмышлять на тему адаптации современного человека к «отраженности» (Reflected. Controlled). Наблюдателю предлагается войти в клетку из арматуры, которая наполнена зеркалами-телеэкранами, транслирующими международные новостные каналы. По задумке автора, зритель одновременно видит отражение и идеологическую информацию, которую не может отделить от действительности.

«Подлинное убежище невозможно во внешнем пространстве и может быть обретено лишь внутри. Для этого необходима смена внутренней (экзистенциальной) позиции», — утверждает Гиреев.

Не обошлось и без образов из русских народных сказок. Художница Ирина Корина и архитектор Илья Вознесенский предложат всем желающим обрести убежище в огромной (5,6 м) шишке. По задумке, ­войдя внутрь, ощущаешь себя спрятанным в яйце иглой Кощея.

Дмитрий и Елена Каварга представят Обитаемую скульптуру для людей — биоморфный объект-палатку из синтетических материалов (полимеры, композиты, стекловолокно), где, сидя или лежа как бы в другом живом существе, можно находиться, пока не появится ощущение полной нирваны.

Еще один проект, на этот раз экологический, — Мост (бюро Wowhaus), призван продемонстрировать удачный союз природы и человека. Он собран из гибких сочленений, подстраивающихся под зыбкий болотный рельеф. А над топью вокруг моста брошена гигантская решетка из жести, превращая ее в надежную сушу.

Не забыта и архитектура культового назначения. В Походной пагоде («Комитет Аполлона» и Patkonen Projects) все желающие могут помедитировать, как в Древнем Китае.

Сами же художники на время фестиваля смогут уединиться в Голове бомжа Павла Суслова — передвижной конструкции из холстов на подрамниках, в которой можно жить и одновременно писать пейзажи.

22–24 июля

К сожалению, после публикации материала стало известно, что инсталляция «Комета» архитектурного бюро FORM не будет представлена на фестивале

Материалы по теме
Просмотры: 4458
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36% и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
4
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
5
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
6
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
7
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
8
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
9
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
10
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru