The Art Newspaper Russia
Поиск

Архстояние 2016: убежище

На фестивале «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец готовят разнообразные убежища для творческих натур

Никола-Ленивец, маленькая деревушка на реке Угра в Калужской области, после первого фестиваля ландшафтных объектов в 2006 году, автором идеи которого, да и автором многих знаковых для Ленивца объектов — как, например, Радиобашня из прутьев или деревянный Вселенский ­разум, — был московский художник Николай Полисский, давно перестала быть уединенным местом. С того времени здесь появилось около сотни арт-объектов более чем 150 авторов, многие из которых, как и сам основатель фестиваля Николай Полисский, — классики современного русского искусства. Деревня стала знаменитой, и о приватности говорить уже не приходится.

Поэтому организаторы и куратор Антон Кочуркин  решили посвятить нынешний фестиваль теме убежища, представив произведения, в которых можно найти не только физический покой, но и отдохновение души. В программе заявлено девять новых проектов, не считая тех, что остались на территории заповедника с прошлых фестивалей, также обещают перформансы.

Архитектурное бюро Archpoint, которое в прошлом году, вдохновившись деревянными народными промыслами, реконструировало вход в местный Дом культуры, представит свой Закопанный Гелендваген — автомобиль-бункер, зарытый в землю по крышу, в который можно попасть через люк. Внутри есть все для жизни: радио, свет и даже сухой паек. «Убежище не обязательно должно быть физическим», — трактует заданную тему архитектурное бюро Form и предлагает посетителям взглянуть на Комету — гигантское «космическое тело», которое будто бы из ниоткуда упало на лесную опушку. Оно столь внушительно, что вызывает смешанные чувства — тревоги и защищенности одновременно.

А вот Дмитрий Жуков построил пространство (Личная вселенная № 5), где могут одновременно находиться только два человека. Автор уверен, что убежище может быть только в сердце человека, а не в физическом объекте. Психолог по образованию Наиль Гареев предлагает поразмышлять на тему адаптации современного человека к «отраженности» (Reflected. Controlled). Наблюдателю предлагается войти в клетку из арматуры, которая наполнена зеркалами-телеэкранами, транслирующими международные новостные каналы. По задумке автора, зритель одновременно видит отражение и идеологическую информацию, которую не может отделить от действительности.

«Подлинное убежище невозможно во внешнем пространстве и может быть обретено лишь внутри. Для этого необходима смена внутренней (экзистенциальной) позиции», — утверждает Гиреев.

Не обошлось и без образов из русских народных сказок. Художница Ирина Корина и архитектор Илья Вознесенский предложат всем желающим обрести убежище в огромной (5,6 м) шишке. По задумке, ­войдя внутрь, ощущаешь себя спрятанным в яйце иглой Кощея.

Дмитрий и Елена Каварга представят Обитаемую скульптуру для людей — биоморфный объект-палатку из синтетических материалов (полимеры, композиты, стекловолокно), где, сидя или лежа как бы в другом живом существе, можно находиться, пока не появится ощущение полной нирваны.

Еще один проект, на этот раз экологический, — Мост (бюро Wowhaus), призван продемонстрировать удачный союз природы и человека. Он собран из гибких сочленений, подстраивающихся под зыбкий болотный рельеф. А над топью вокруг моста брошена гигантская решетка из жести, превращая ее в надежную сушу.

Не забыта и архитектура культового назначения. В Походной пагоде («Комитет Аполлона» и Patkonen Projects) все желающие могут помедитировать, как в Древнем Китае.

Сами же художники на время фестиваля смогут уединиться в Голове бомжа Павла Суслова — передвижной конструкции из холстов на подрамниках, в которой можно жить и одновременно писать пейзажи.

22–24 июля

К сожалению, после публикации материала стало известно, что инсталляция «Комета» архитектурного бюро FORM не будет представлена на фестивале

Материалы по теме
Просмотры: 3399
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru