18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки как состояния ума

Сегодня особенно приятно чувствовать себя человеком, который может строить долгосрочные планы. И от того, насколько далеко мы смотрим вперед, зависит качество выставок, которое мы получим. Наш посетитель, который приходит к нам в Пушкинский музей, разумеется, не задумывается об этом, да он и не должен. Между тем музейный backstage (то есть закулисье) многоступенчатый и довольно сложный. Каждая выставка, каждый проект требует от нас два, три, четыре года кропотливой работы — за редким исключением, когда случается что-то неожиданно счастливое, и ты просто обязан использовать этот шанс. Не упустить его. Соответствовать ситуации.

Неторопливость пути — это тоже ведь крайне важная составляющая музейной жизни, это то, чего так не хватает современному человеку в его каждодневном существовании, — возможность задуматься не просто на пять минут, а думать и размышлять над тем, что увидел, долго, получая удовольствие от этих раздумий. Пути воздействия искусства не назовешь прямыми, художественные ассоциации приходят и уходят. Совсем как любовь.

Вообще, думать, разговаривать, обмениваться мыслями — важное состояние и свойство ума, которого, как мне кажется, человеку не хватает сегодня, но которое в избытке есть в музее как в организме. Как в системе, заточенной вызывать сильные чувства. Поэтому, когда к нам приходит наш зритель, я надеюсь, он ощущает глубину раздумий, стоящих буквально за каждым выставочным проектом, те профессиональные и иногда отчаянные перфекционистские шаги, которые мы совершаем. Через это, кстати, в большей степени и проявляется атмосфера музея, ведь наши экспозиционные планы — это, безусловно, сильная сторона Пушкинского музея.

Уже сейчас мы договариваемся о проектах, которые должны состояться не только в 2020-м, но и в 2021–2022 годах. Более того, мы находимся в том счастливом состоянии, когда строим новый музей и пошагово планируем всю его ежедневную жизнь. Мы пытаемся, чтобы в каждом новом пространстве, которое так или иначе появляется в музее, возникал проект, дополняющий другие составляющие Пушкинского, проект, дающий новое понимание, новые смыслы, больший объем «расширенного смотрения», как говорил художник-авангардист Михаил Матюшин.

Поэтому мы предлагаем нашим зрителям помечтать об этом вместе с нами, представив, что им предстоит увидеть в недалеком будущем. А это Пиранези, чуть позже Гойя, потом Эль Греко, Фрида Кало, Жоан Миро, Марино Марини, Арчимбольдо и множество других самых разных, увлекательных и прекрасных выставочных возможностей.

А самое ближайшее событие, которое, я уверена, все: и мы в музее, и зрители — ждут с огромным волнением, — это первая в России выставка произведений гениального Рафаэля. Уже в сентябре этого года порядка 15 живописных произведений и рисунков приедут в наш музей. Среди них знаменитый Автопортрет из галереи Уффици, а также парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци и Мадонна делла Седиа (или Мадонна в кресле) из галереи Палатина в палаццо Питти. Уже совсем скоро, в 2020 году, мир будет отмечать 500-летие со дня смерти Рафаэля, и наша выставка станет первой в значительном ряду событий, приуроченных к этой дате.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+