The Art Newspaper Russia
Поиск

Топ-10 +1 и 50: самые заметные молодые художники

Наш рейтинг молодых художников показал, что, хотя в десятку самых заметных авторов вошли уже известные персонажи, среди остальных пятидесяти есть новые и неожиданные имена. Так что в ближайшее время ждем интересных выставок и готовимся к экспансии молодежи

Редакция The Art Newspaper Russia решила изучить жизнь молодых российских художников и представляет вашему вниманию рейтинг самых заметных и перспективных авторов в возрасте до 35 лет, а также инфографику о том, в каких техниках они предпочитают работать, где живут и насколько важно для них получение высшего образования. Наше небольшое исследование приурочено к открытию V Московской международной биеннале современного искусства. Также мы включили в материал итоги анкетного опроса среди тех посетителей нашего сайта, которые считают себя молодыми художниками или действительно ими являются. Однако главной темой как нашего исследования, так и всего июньского номера The Art Newspaper Russia, стал рейтинг молодых российских художников.

Для того чтобы выяснить, кто из молодых авторов сегодня пользуется наибольшим авторитетом в профессиональной среде, мы попросили десять экспертов назвать имена десяти художников, которых они считают самыми достойными, поставив ограничение: эти художники должны были как-то проявить себя в период с января 2015-го по июнь 2016-го. Мы не давали экспертам никаких имен, все имена художников, которые участвовали в рейтинге, были названы специалистами из музеев, галерей и арт-центров.

Первый этап отбора состоялся после того, как мы объединили экспертные десятки. Некоторые художники, к сожалению, были упомянуты всего один раз, другие — дважды, разными экспертами, и так вплоть до самых популярных художников, имена которых включили в свои списки половина экспертов. На следующем этапе мы отобрали двадцатку художников, которых упомянули в своих списках от трех до пяти экспертов, и провели голосование внутри редакции, в результате чего сформировалась дюжина финалистов. После этого мы проанализировали упоминаемость каждого имени в избранных СМИ за период с 1 января 2015 года по 20 июня 2016 года, и тут предсказуемо вырвался вперед Петр Павленский. С его медийной популярностью не смог потягаться ни один из художников. Это заставило нас отделить Петра Павленского от остальных и упомянуть его имя вне категорий — как самого известного художника в России в 2016 году. В итоге в рейтинге лидируют художница Ольга Кройтор (показательно, что она была лидером уже на этапе экспертных десяток), Евгений Антуфьев и Евгений Гранильщиков.

Еще 50 имен от экспертов

Ниже вы найдете еще 50 имен, названных экспертами. Обратите внимание: это не рейтинг, они расположены в алфавитном порядке.

Татьяна Ахметгалиева · Антонина Баевер · Юлдус Бахтиозина · Ильмира Болотян · Павел Брат · Алексей Булдаков · Дмитрий Венков · Александр Вилкин · Александра Галкина · Иван Горшков · Илья Гришаев · Дарья Гусакова · Илья Долгов · Алиса Йоффе · Анна Желудь · Полина Канис · Дина Караман · Елена Коптяева · Кирилл Кто · Анна Курбатова · Александр Кутовой · Кирилл Макаров · Ася Маракулина · Семен Мотолянец · Иван Новиков · Александр Образумов · Денис Патракеев · Иван Плющ · Анастасия Потемкина · Марина Рагозина · Марина Руденко · Анастасия Рябова · Сергей Сапожников · «Север-7» · Елена Слобцева · Ян Тамкович · Наталья Тарр · Алена Терешко · Анна Титова · Надежда Толоконникова · Илья Федотов-Федоров · Дмитрий Филиппов · Леонид Цхэ · Валерий Чтак · Светлана Шуваева · Игорь Шуклин · «Электрозавод» · Crocodile Power · Megasoma Mars · ::vtol::


Цифры молодого искусства

Редакцией были проанализированы биографии более чем 250 отечественных художников в возрасте до 35 лет. Все эти художники активны в течение последних двух лет со времени предыдущей биеннале, и на основании полученной информации можно в общих чертах обрисовать профиль российского молодого художника. Соотношение мужчин и женщин среди молодых художников характерно для общества в целом: это 40 к 60, но в ближайшие годы на арт-сцену выйдут люди 1992–1994 годов рождения и демографическая картина еще сильнее изменится в пользу женщин. Возрастной разброс довольно широк: это и вчерашние выпускники, и приближающиеся к 35 годам «заслуженные молодые художники», которым уже тесно в юниорской лиге. Как и несколько лет назад, по-прежнему приходится делать вывод о затянувшемся взрослении молодых художников. Подавляющее большинство имеют высшее образование, среди современных художников становится все меньше самородков. Если учитывать высшее образование только в сфере искусства, то здесь лидирует Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова. Вслед за «Сурком» идет Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, до сих пор в обиходе носящая имя «Мухи», и затем с заметным отставанием — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Однако классической школы недостаточно для занятий современным искусством, и после нее большинство москвичей направляются в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства и в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, а петербуржцы — в институт «Про Арте». Четвертая часть художников нашего списка не ограничивается двумя образованиями, меняя институции и продолжая учиться искусству не только в России, но и за рубежом. Многим комфортно в роли вечного студента. Большинство молодых художников не ограничиваются одной техникой, а работают в нескольких. Поэтому для анализа техники разделены на четыре основные группы, не включающие инсталляцию, которая в случае молодого художника является скорее обязательной формой экспонирования искусства, чем строгим жанровым определением работы. При подразделении на техники инсталляция была отнесена к живописи с графикой, видео и фото или же к скульптуре и объекту (куда входит и работа с найденными объектами). Среди всех медиа у молодых художников лидирует видеоарт как наиболее демократичный способ создания искусства. Однако стоит заметить, что обращение к видео или фото бывает вызвано исключительно экспозиционными конвенциями, и многие продолжают работать в исторических медиа, какими являются живопись и скульптура. То же самое относится к перформансу: молодые художники обращаются к перформансным практикам, однако сложившимся жанром перформанс является только у пятой части рассмотренных авторов.

Составлено по информации «Свободных мастерских», Школы Родченко, ГЦСИ, ИПСИ, института «Про Арте», ЦСИ «Заря», КИСИ и других источников.


Анкета молодого художника

Результаты анкеты, которую редакция The Art Newspaper Russia разместила на сайте газеты, оказались неожиданными. Мы попросили всех молодых художников (до 35 лет) и тех, кто себя к таковым причисляет, ответить на несколько несложных вопросов. Опрос был анонимным. Всего в нем приняло участие 417 человек, причем женщин среди них оказалось 274 человека, мужчин — 139, а вариант «другое» выбрали 4 участника. В анкете можно было отметить несколько техник, в которых работают художники, и в результате самой популярной техникой оказалась графика. На втором месте — абстрактная живопись, на третьем — инсталляция. Самая непопулярная техника по итогам опроса — саунд-арт, второй с конца — ленд-арт. Удивительно, но 71 участник опроса ответил, что не имеет профильного образования. Выпускниками Строгановки оказались 44 человека, 26 окончили ИПСИ и 14 — петербургский институт «Про Арте». Однако самым неожиданным стал результат опроса на предмет рыночного успеха. Выяснилось, что 182 художницы и лишь 87 художников успешно продают свои работы, то есть женское искусство лидирует в области продаж. При этом живет на деньги с продаж, если верить опрошенным, только четверть из них. Несмотря на это, работы почти половины участников опроса — 196 человек — есть в частных коллекциях, а вот с галереями сотрудничают лишь 40 из опрошенных. Всего 273 участника опроса продают свои работы, и при этом 234 из них делают это без посредства галерей.

Материалы по теме
Просмотры: 52277
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
5
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
6
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
7
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
8
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
9
Опубликован шорт-лист премии «Инновация-2020»
Хотя открытие выставки и церемония отложены из-за карантина, имена номинантов все-таки огласили.
27 марта 2020
10
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru