The Art Newspaper Russia
Поиск

Топ-10 +1 и 50: самые заметные молодые художники

Наш рейтинг молодых художников показал, что, хотя в десятку самых заметных авторов вошли уже известные персонажи, среди остальных пятидесяти есть новые и неожиданные имена. Так что в ближайшее время ждем интересных выставок и готовимся к экспансии молодежи

Редакция The Art Newspaper Russia решила изучить жизнь молодых российских художников и представляет вашему вниманию рейтинг самых заметных и перспективных авторов в возрасте до 35 лет, а также инфографику о том, в каких техниках они предпочитают работать, где живут и насколько важно для них получение высшего образования. Наше небольшое исследование приурочено к открытию V Московской международной биеннале современного искусства. Также мы включили в материал итоги анкетного опроса среди тех посетителей нашего сайта, которые считают себя молодыми художниками или действительно ими являются. Однако главной темой как нашего исследования, так и всего июньского номера The Art Newspaper Russia, стал рейтинг молодых российских художников.

Для того чтобы выяснить, кто из молодых авторов сегодня пользуется наибольшим авторитетом в профессиональной среде, мы попросили десять экспертов назвать имена десяти художников, которых они считают самыми достойными, поставив ограничение: эти художники должны были как-то проявить себя в период с января 2015-го по июнь 2016-го. Мы не давали экспертам никаких имен, все имена художников, которые участвовали в рейтинге, были названы специалистами из музеев, галерей и арт-центров.

Первый этап отбора состоялся после того, как мы объединили экспертные десятки. Некоторые художники, к сожалению, были упомянуты всего один раз, другие — дважды, разными экспертами, и так вплоть до самых популярных художников, имена которых включили в свои списки половина экспертов. На следующем этапе мы отобрали двадцатку художников, которых упомянули в своих списках от трех до пяти экспертов, и провели голосование внутри редакции, в результате чего сформировалась дюжина финалистов. После этого мы проанализировали упоминаемость каждого имени в избранных СМИ за период с 1 января 2015 года по 20 июня 2016 года, и тут предсказуемо вырвался вперед Петр Павленский. С его медийной популярностью не смог потягаться ни один из художников. Это заставило нас отделить Петра Павленского от остальных и упомянуть его имя вне категорий — как самого известного художника в России в 2016 году. В итоге в рейтинге лидируют художница Ольга Кройтор (показательно, что она была лидером уже на этапе экспертных десяток), Евгений Антуфьев и Евгений Гранильщиков.

Еще 50 имен от экспертов

Ниже вы найдете еще 50 имен, названных экспертами. Обратите внимание: это не рейтинг, они расположены в алфавитном порядке.

Татьяна Ахметгалиева · Антонина Баевер · Юлдус Бахтиозина · Ильмира Болотян · Павел Брат · Алексей Булдаков · Дмитрий Венков · Александр Вилкин · Александра Галкина · Иван Горшков · Илья Гришаев · Дарья Гусакова · Илья Долгов · Алиса Йоффе · Анна Желудь · Полина Канис · Дина Караман · Елена Коптяева · Кирилл Кто · Анна Курбатова · Александр Кутовой · Кирилл Макаров · Ася Маракулина · Семен Мотолянец · Иван Новиков · Александр Образумов · Денис Патракеев · Иван Плющ · Анастасия Потемкина · Марина Рагозина · Марина Руденко · Анастасия Рябова · Сергей Сапожников · «Север-7» · Елена Слобцева · Ян Тамкович · Наталья Тарр · Алена Терешко · Анна Титова · Надежда Толоконникова · Илья Федотов-Федоров · Дмитрий Филиппов · Леонид Цхэ · Валерий Чтак · Светлана Шуваева · Игорь Шуклин · «Электрозавод» · Crocodile Power · Megasoma Mars · ::vtol::


Цифры молодого искусства

Редакцией были проанализированы биографии более чем 250 отечественных художников в возрасте до 35 лет. Все эти художники активны в течение последних двух лет со времени предыдущей биеннале, и на основании полученной информации можно в общих чертах обрисовать профиль российского молодого художника. Соотношение мужчин и женщин среди молодых художников характерно для общества в целом: это 40 к 60, но в ближайшие годы на арт-сцену выйдут люди 1992–1994 годов рождения и демографическая картина еще сильнее изменится в пользу женщин. Возрастной разброс довольно широк: это и вчерашние выпускники, и приближающиеся к 35 годам «заслуженные молодые художники», которым уже тесно в юниорской лиге. Как и несколько лет назад, по-прежнему приходится делать вывод о затянувшемся взрослении молодых художников. Подавляющее большинство имеют высшее образование, среди современных художников становится все меньше самородков. Если учитывать высшее образование только в сфере искусства, то здесь лидирует Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова. Вслед за «Сурком» идет Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, до сих пор в обиходе носящая имя «Мухи», и затем с заметным отставанием — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Однако классической школы недостаточно для занятий современным искусством, и после нее большинство москвичей направляются в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства и в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, а петербуржцы — в институт «Про Арте». Четвертая часть художников нашего списка не ограничивается двумя образованиями, меняя институции и продолжая учиться искусству не только в России, но и за рубежом. Многим комфортно в роли вечного студента. Большинство молодых художников не ограничиваются одной техникой, а работают в нескольких. Поэтому для анализа техники разделены на четыре основные группы, не включающие инсталляцию, которая в случае молодого художника является скорее обязательной формой экспонирования искусства, чем строгим жанровым определением работы. При подразделении на техники инсталляция была отнесена к живописи с графикой, видео и фото или же к скульптуре и объекту (куда входит и работа с найденными объектами). Среди всех медиа у молодых художников лидирует видеоарт как наиболее демократичный способ создания искусства. Однако стоит заметить, что обращение к видео или фото бывает вызвано исключительно экспозиционными конвенциями, и многие продолжают работать в исторических медиа, какими являются живопись и скульптура. То же самое относится к перформансу: молодые художники обращаются к перформансным практикам, однако сложившимся жанром перформанс является только у пятой части рассмотренных авторов.

Составлено по информации «Свободных мастерских», Школы Родченко, ГЦСИ, ИПСИ, института «Про Арте», ЦСИ «Заря», КИСИ и других источников.


Анкета молодого художника

Результаты анкеты, которую редакция The Art Newspaper Russia разместила на сайте газеты, оказались неожиданными. Мы попросили всех молодых художников (до 35 лет) и тех, кто себя к таковым причисляет, ответить на несколько несложных вопросов. Опрос был анонимным. Всего в нем приняло участие 417 человек, причем женщин среди них оказалось 274 человека, мужчин — 139, а вариант «другое» выбрали 4 участника. В анкете можно было отметить несколько техник, в которых работают художники, и в результате самой популярной техникой оказалась графика. На втором месте — абстрактная живопись, на третьем — инсталляция. Самая непопулярная техника по итогам опроса — саунд-арт, второй с конца — ленд-арт. Удивительно, но 71 участник опроса ответил, что не имеет профильного образования. Выпускниками Строгановки оказались 44 человека, 26 окончили ИПСИ и 14 — петербургский институт «Про Арте». Однако самым неожиданным стал результат опроса на предмет рыночного успеха. Выяснилось, что 182 художницы и лишь 87 художников успешно продают свои работы, то есть женское искусство лидирует в области продаж. При этом живет на деньги с продаж, если верить опрошенным, только четверть из них. Несмотря на это, работы почти половины участников опроса — 196 человек — есть в частных коллекциях, а вот с галереями сотрудничают лишь 40 из опрошенных. Всего 273 участника опроса продают свои работы, и при этом 234 из них делают это без посредства галерей.

Материалы по теме
Просмотры: 47458
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
5
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
6
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
7
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
8
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
9
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
10
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru