The Art Newspaper Russia
Поиск

Молодежная биеннале: вглубь атома и навстречу звездам

V Московская международная биеннале современного искусства в этом году проходит на Трехгорной мануфактуре, с новым руководством и гарантированными сюрпризами в экспозиции

Основной проект V Московской биеннале современного искусства посвящен тому, как развитая наука и умная техника меняют привычную для нас среду обитания и становятся инструментами для более глубокого познания живых существ вокруг и природы собственного существования. Художественное руководство Биеннале молодого искусства в этом году получил независимый куратор австралийского происхождения Надим Самман, а комиссаром стала продвинутый менеджер Екатерина Кибовская, в прошлом — креативный директор Парка Горького. Им обоим, как и участникам выставки, и даже архитектору экспозиции Сергею Неботову, нет еще и 35 лет. В отличие от приглашенных кураторов прежних биеннале Катрин Беккер и Дэвида Эллиотта, Надима Саммана трудно назвать признанным авторитетом. Прославиться он пока что успел лишь как автор странных и причудливых проектов, таких как антарктический павильон на 14-й Венецианской биеннале или, тем более, Сокровище Лимы. Захороненная выставка (в рамках этой инициативы в океане был захоронен контейнер с произведениями 40 известных художников, а карту для поиска сокровищ продавали на аукционе). Московская биеннале тоже не обошлась без экспозиционных сюрпризов: зрителю предстоит протискиваться в узкие ходы и попадать в необычные пространства, испытывая при этом всю гамму эмоций.

В свете того, что последняя «взрослая» биеннале испытала на себе все тяготы недофинансирования, а затем и вовсе лишилась бессменного комиссара Иосифа Бакштейна, оставшись в подвешенном состоянии, биеннале тех, «кому до 35», привлекла куда больше внимания, чем в прошлые годы. Знаковым показался даже выбор основной площадки — Трехгорной мануфактуры, известной скорее как место проведения знаменитых на весь город вечеринок команды ARMA17. Теперь на месте прежних рейвов (а может быть, и не без них) развернулась масштабная выставка на тему Глубоко внутри. Многоуровневое пространство было специально выстроено для выставки посреди старого цеха текстильной фабрики. Участники нынешней биеннале — 87 молодых художников и художественных объединений, представители 36 стран — посвятили свои работы проблемам экологии и экономики, вопросам опасности новых технологий и социальной нестабильности.

Например, работа Эдди Вагенкнехта выставляет напоказ технологии для слежки: всякий раз, когда набор сенсоров перехватывает данные, загорается лампочка (каждый провод машины связан с отдельным сенсором). Планы побега фотографа Тимофея Парщикова, который сосредоточился в своих работах на катастрофах, оказываются невероятно сложны — и к тому же развешаны по мотивам знаменитой «последней футуристической» выставки Казимира Малевича 0,10, где в красном углу висел Черный квадрат. В экспозиции не затерялись и модные в последние годы идолы, например мистическая скульптура якутской художницы Ксении Кудриной, а также причудливая инсталляция Юры Шуста со шлемами и клюшками. Технологии неожиданно выступают как новый язык, который Надим Самман определяет как «современный кубизм», в работе Хуана Ковелли. Экспозиция Глубоко внутри на поверку оказывается размышлением о восприятии — о том, как машина воспринимает нас в качестве объекта (Эдди Вагенкнехт), как машина курирует нашу внутреннюю память и помогает расчистить то, что мы не видим на свету (Влад Лунгин). Самое явное воплощение этой идеи — проигрыватель с ножами вместо иголки, который разрушает пластинку, пока она играет (автор — Логи Лео Гуннарссон), как и в современной физике наблюдатель меняет тот объект, на который смотрит. Ряд экспонатов напрямую связан с технологиями и инженерией — вроде работы Джулиана Оливера, автора бомбы, способной перехватывать информацию. Вред от этого изобретения соизмерим с вредом от традиционной гранаты, а все вместе на поверку оказывается шутливым упражнением с новыми технологиями и тем, как в свете развития науки меняется традиционная теория познания. «Полеты в космос» и побег от новых технологий интерпретируются довольно буквально, вплоть до планов побега Тимофея Парщикова и мусора, который летает по кругу в открытом космосе в работе Грегора Банта и Эмми Скенсвед. Юмористический апофеоз биеннале молодого искусства воплощает в себе работа Карин Феррари, которая решила проанализировать странноватые ролики на YouTube, пропагандирующие чудные идеи, и с помощью их риторики доказать, что популярная американская певица Кэти Пэрри пытается заставить всех поклоняться египетским богам. В конце концов, как замечает Надим Самман, он никого не хотел вогнать своей выставкой в депрессию.

Материалы по теме
Просмотры: 4571
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru