The Art Newspaper Russia
Поиск

Молодежная биеннале: вглубь атома и навстречу звездам

V Московская международная биеннале современного искусства в этом году проходит на Трехгорной мануфактуре, с новым руководством и гарантированными сюрпризами в экспозиции

Основной проект V Московской биеннале современного искусства посвящен тому, как развитая наука и умная техника меняют привычную для нас среду обитания и становятся инструментами для более глубокого познания живых существ вокруг и природы собственного существования. Художественное руководство Биеннале молодого искусства в этом году получил независимый куратор австралийского происхождения Надим Самман, а комиссаром стала продвинутый менеджер Екатерина Кибовская, в прошлом — креативный директор Парка Горького. Им обоим, как и участникам выставки, и даже архитектору экспозиции Сергею Неботову, нет еще и 35 лет. В отличие от приглашенных кураторов прежних биеннале Катрин Беккер и Дэвида Эллиотта, Надима Саммана трудно назвать признанным авторитетом. Прославиться он пока что успел лишь как автор странных и причудливых проектов, таких как антарктический павильон на 14-й Венецианской биеннале или, тем более, Сокровище Лимы. Захороненная выставка (в рамках этой инициативы в океане был захоронен контейнер с произведениями 40 известных художников, а карту для поиска сокровищ продавали на аукционе). Московская биеннале тоже не обошлась без экспозиционных сюрпризов: зрителю предстоит протискиваться в узкие ходы и попадать в необычные пространства, испытывая при этом всю гамму эмоций.

В свете того, что последняя «взрослая» биеннале испытала на себе все тяготы недофинансирования, а затем и вовсе лишилась бессменного комиссара Иосифа Бакштейна, оставшись в подвешенном состоянии, биеннале тех, «кому до 35», привлекла куда больше внимания, чем в прошлые годы. Знаковым показался даже выбор основной площадки — Трехгорной мануфактуры, известной скорее как место проведения знаменитых на весь город вечеринок команды ARMA17. Теперь на месте прежних рейвов (а может быть, и не без них) развернулась масштабная выставка на тему Глубоко внутри. Многоуровневое пространство было специально выстроено для выставки посреди старого цеха текстильной фабрики. Участники нынешней биеннале — 87 молодых художников и художественных объединений, представители 36 стран — посвятили свои работы проблемам экологии и экономики, вопросам опасности новых технологий и социальной нестабильности.

Например, работа Эдди Вагенкнехта выставляет напоказ технологии для слежки: всякий раз, когда набор сенсоров перехватывает данные, загорается лампочка (каждый провод машины связан с отдельным сенсором). Планы побега фотографа Тимофея Парщикова, который сосредоточился в своих работах на катастрофах, оказываются невероятно сложны — и к тому же развешаны по мотивам знаменитой «последней футуристической» выставки Казимира Малевича 0,10, где в красном углу висел Черный квадрат. В экспозиции не затерялись и модные в последние годы идолы, например мистическая скульптура якутской художницы Ксении Кудриной, а также причудливая инсталляция Юры Шуста со шлемами и клюшками. Технологии неожиданно выступают как новый язык, который Надим Самман определяет как «современный кубизм», в работе Хуана Ковелли. Экспозиция Глубоко внутри на поверку оказывается размышлением о восприятии — о том, как машина воспринимает нас в качестве объекта (Эдди Вагенкнехт), как машина курирует нашу внутреннюю память и помогает расчистить то, что мы не видим на свету (Влад Лунгин). Самое явное воплощение этой идеи — проигрыватель с ножами вместо иголки, который разрушает пластинку, пока она играет (автор — Логи Лео Гуннарссон), как и в современной физике наблюдатель меняет тот объект, на который смотрит. Ряд экспонатов напрямую связан с технологиями и инженерией — вроде работы Джулиана Оливера, автора бомбы, способной перехватывать информацию. Вред от этого изобретения соизмерим с вредом от традиционной гранаты, а все вместе на поверку оказывается шутливым упражнением с новыми технологиями и тем, как в свете развития науки меняется традиционная теория познания. «Полеты в космос» и побег от новых технологий интерпретируются довольно буквально, вплоть до планов побега Тимофея Парщикова и мусора, который летает по кругу в открытом космосе в работе Грегора Банта и Эмми Скенсвед. Юмористический апофеоз биеннале молодого искусства воплощает в себе работа Карин Феррари, которая решила проанализировать странноватые ролики на YouTube, пропагандирующие чудные идеи, и с помощью их риторики доказать, что популярная американская певица Кэти Пэрри пытается заставить всех поклоняться египетским богам. В конце концов, как замечает Надим Самман, он никого не хотел вогнать своей выставкой в депрессию.

Материалы по теме
Просмотры: 4852
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
В Музее Людвига решили очистить наследие
В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка».
25 сентября 2020
3
Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн
Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе.
24 сентября 2020
4
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
5
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
6
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
7
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
8
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
9
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
10
Алина Сапрыкина: «Хранить или показывать — не должно быть такого противопоставления в музейной деятельности»
Недавно назначенная на должность главного куратора Всероссийского музея декоративного искусства Алина Сапрыкина рассказала, какими видит новые пути развития музея.
25 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru