The Art Newspaper Russia
Поиск

«Более европейцы, чем азиаты»

В рамках выставки русского портрета «Эпоха Толстого и Чайковского» в лондонской Национальной портретной галерее прошла конференция, поддержанная фондом IN ARTIBUS

National Portrait Gallery

National Portrait Gallery

Выставка русского портрета из Государственной Третьяковской галереи «Эпоха Толстого и Чайковского» пользуется в Лондоне огромным вниманием. В двух небольших залах (обидно, что дали так мало места) неизменно толпятся зрители, а ведь билет на выставку, в отличие от постоянной экспозиции Национальной портретной галереи, платный. Все крупные газеты написали о ней статьи, больше всего удивляясь возможности увидеть, как выглядели знакомые лондонским любителям музыки и литературы Лев Толстой и Антон Чехов, Петр Чайковский и Модест Мусоргский. Также делая вывод, что русские на вид заметно «более европейцы, чем азиаты». Модники устремились в музейный магазин, чтобы приобрести в нем шампунь и кондиционер для бород (80% персонажей на портретах из России, отобранных для экспозиции английским куратором, — мужчины, и 90% из них — с бородой). А в меню музейного кафе наравне с «английским чаем» обнаружился и «православный чай».

Аншлаг был и на научной конференции, посвященной русской живописи второй половины XIX века. Она прошла в Национальной портретной галерее при поддержке московского фонда IN ARTIBUS. Основатель фонда и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова открывала конференцию, подчеркнув в своей речи важность присутствия русского искусства в стенах галереи. Русская живопись XIX века действительно мало известна англичанам, в отличие от, например, икон или авангарда. Поэтому первые два выступления на конференции имели ознакомительную цель. Розалинд Блэйксли, доктор Кембриджского университета, сооснователь Центра русского искусства Кембридж — Курто, куратор выставки, рассказала об истории становления русского портрета, делая акцент на социальных препонах, которые должны были преодолевать живописцы и живопись. Особое внимание она уделила биографии великих портретистов, вышедших из крепостных крестьян, и изображениям простолюдинов, написанным по правилам парадного портрета. Доклад Молли Брансон, профессора славянских языков и литературы Йельского университета, был почти полностью посвящен реализму Ильи Репина и его квинтэссенции — полотну «Крестный ход в Курской губернии», представляющему полную галерею типов его современников.

Интересным оказалось исследование Розамунд Бартлетт, писателя и переводчика с русского. Она рассказала о портретах Толстого и Чехова — фотографических и художественных, все обстоятельства создания которых проследила по переписке и заметкам современников. Любопытно, что Чехов портретироваться не любил, и портрета, написанного Осипом Бразом (он есть на выставке), не одобрил.

Доклад профессора русской литературы и музыки из Оксфорда Филиппа Баллока вызывал смех и аплодисменты: он был посвящен экономическим подробностям работы Чайковского («баллады по 15 рублей, оратория — 50 рублей») и личности Надежды фон Мекк, его покровительницы, которая смогла освободить композитора от необходимости писать музыку на продажу.

Вторую часть конференции открывала Татьяна Карпова, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе, куратор ответной выставки портретов «От Елизаветы до Виктории», которая сейчас проходит в Москве. Она говорила о концепции «красоты и правды» в портретах Репина, кисти которого принадлежит значительная часть картин на лондонской выставке. Еще два доклада британских исследователей затрагивали русский портрет, скорее, по касательной: один из них был посвящен раннему русскому кино и использованию в нем приемов живописи, другой — поэзии и образу Анны Ахматовой.

Завершилась конференция концертом российского пианиста Антона Ляховского, исполнившего отлично подошедший к теме цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.

17.03 — 26.06
Национальная портретная галерея
Материалы по теме
Просмотры: 3914
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
5
Трудная прогулка по современному искусству
Парк «Зарядье» заполнен объектами, проектами и инсталляциями — здесь проходит выставка номинантов 1-й «Московской Арт Премии». Большинство показанных на ней работ известны по уже прошедшим выставкам, а неизвестные не слишком интересны.
18 сентября 2020
6
Влюбленный в 1990-е: в МАММ проходит выставка Игоря Мухина
Среди музейной публики много молодежи, «миллениалов». Выставка «Наши 1990-е. Время перемен» будет для них историческим свидетельством. Для людей, помнящих 1990-е, она станет поводом к ностальгии.
17 сентября 2020
7
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
8
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
9
Труды и дни неизвестного гения
Вышли в свет первые два тома дневниковых записей художника Вильгельма Шенрока. В общей сложности таких томов ожидается десять.
18 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
23 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru