The Art Newspaper Russia
Поиск

Портретное сходство

Государственная Третьяковская галерея и лондонская Национальная портретная галерея обменялись выставками портретов. В реальности русские и английские картины не встретятся — но мы решили показать их будто на одной стене

Национальная портретная галерея в Лондоне, из которой в апреле в Государственную Третьяковскую галерею привезли выставку из 49 избранных работ, всегда была примером для подражания, которому Россия, впрочем, так никогда и не последовала. Вроде бы на нее хотел равняться Павел Михайлович, заложивший одновременно с лондонской (то есть в 1856 году, отсюда и 160-летие обеих институций) основу нашей сокровищницы национального искусства с планируемым портретным разделом. О том, что у него получилось, могут судить лондонцы, которые с марта по июнь получили возможность увидеть Россию позапрошлого века, состоящую сплошь из писателей, композиторов, артистов и ученых, и задаться вопросом: а кто же во времена Герцена, Даля, Достоевского, Ермоловой, Стрепетовой, Толстого, Тургенева, Чайковского, Чехова и Шаляпина руководил такой огромной страной?

Попыткой создать всесословную портретную галерею нации, объединяющую властную элиту и властителей дум, можно посчитать выставку 2012 года в Государственном историческом музее, собранную из произведений, взятых на время у различных федеральных коллекций. Благие намерения нашего инициативного соотечественника, проживающего в Лондоне князя Никиты Лобанова-Ростовского, а также тогдашних российских премьера и министра культуры так ничем и не увенчались, даже обещанной интернет-версии портретной галереи России не получилось. Консенсус — ни государственно-идеологический, ни межмузейный — не был достигнут. Это в известной степени можно объяснить отсутствием у нас неидеологизированной истории страны. А как сейчас такую написать, кто знает? Известна шутка анонима (но до боли напоминающая афоризм Александра Герцена): «Россия — страна с непредсказуемым прошлым».

Между тем именно на консенсусе и была основана та, эталонная галерея в Лондоне. Ее инициатор граф Филип Генри Стэнхоуп и ее идеолог выходец из низов, ставший блистательным историком-писателем, Томас Карлейль, а также другие заинтересованные лица пришли к объединяющей идее: да будет музей истории Великобритании в портретах, цель которого — просвещение путем познания прошлого, главным принципом отбора пусть станет значимость того или иного персонажа, а не живописные качества его изображения (как тут не вспомнить слоган одной из Венецианских биеннале 2000-х годов — «больше этики, меньше эстетики»!). Культу героев истории, который исповедовал романтичный Карлейль, пришлось подвинуться. В галерею стали брать даже тех, кто «совершал огромные ошибки и просчеты, так как это иллюстрирует историю гражданского общества, церкви, литературы», — короче, чтобы ничего не замалчивать, ну и для назидания потомкам. Кстати, благодаря Карлейлю в галерею попал и «цареубийца» — голосовавший за казнь Карла I Оливер Кромвель (и тот, и другой, и третий — в экспозиции), о котором прежде помалкивали. Можно ли представить себе соседство в российской галерее, если бы она состоялась, Николая II с Лениным и Свердловым, а великого князя Сергея Александровича с бомбистом Каляевым?

В британском подходе к портретам многое проистекает из британского же «духа законов» (если воспользоваться понятием Монтескье). Основа его — либерализм, то есть приоритет личных свобод, прав и инициатив перед властными императивами. В уважении прав личности англичане превзошли даже континентальные республики с их liberté, égalité, fraternité. На острове, хотя и почитали знатное происхождение, все же главным критерием полагали личные качества; в случае с претендентами на место в портретной галерее это принадлежность к self-made men, как, например, капитана Джеймса Кука, который был сыном батрака. А бывали и self-made women. И потому в лондонской галерее наряду с адмиралом Горацио Нельсоном можно увидеть изображение его любовницы, парвеню Эммы Гамильтон. Попробуйте пофантазировать и вообразить себе в российской портретной галерее балерину Матильду Кшесинскую рядом с сонмом ее обожателей — Николаем II и великими князьями. А Ленина бок о бок с Инессой Арманд? И сможет ли заменить у нас британскую «протофеминистку» века Просвещения Мэри Уолстонкрафт большевичка Александра Коллонтай?

Определяя значимость изображенного на портрете для истории в качестве приоритета, сменявшиеся попечители лондонской галереи, конечно, слегка рисовались. Ведь, помимо разных прочих, не слишком известных за пределами острова художников, «поставщиками» галереи были лучшие кисти Великобритании: Томас Гейнсборо, Томас Лоуренс, Джон Эверетт Миллес, Джошуа Рейнолдс, Джордж Ромни, Уильям Хогарт и многие другие мэтры. Наряду с ними лондонская галерея пополнялась работами иностранцев. А это фламандцы, голландцы, немцы и французы: Антонис Ван Дейк, Геррит ван Хонтхорст, Готфрид Неллер (кстати, он и нашего Петра I писал), Ганс Гольбейн Младший, Джеймс Тиссо и Жак-Эмиль Бланш... То есть исполнительский состав Национальной портретной галереи был и есть интернационален.

Третьяковская галерея, выступая с выездной выставкой, тоже несколько рисуется. Она старается показать Россию как «страну мечтателей, страну ученых». Может быть, стоило бы для исторической справедливости продемонстрировать и репинское Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, где запечатлен весь ареопаг империи? Возможно, британцы что-нибудь лучше бы поняли про нас? Но выставка третьяковская, а полотно принадлежит другому музею. Увы, опять нет консенсуса.

Фото предоставлены Государственной Третьяковской галереей, Национальной Портретной галереей (Лондон)

Материалы по теме
Просмотры: 15304
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru