The Art Newspaper Russia
Поиск

Что должна сделать женщина, чтобы заслужить выставку?

В ответ на печальную статистику в США и Великобритании запускаются инициативы, направленные на борьбу с гендерным неравенством

Первой работой для сада на крыше Метрополитен-музея, заказанной женщине, стал Промежуточный объект (PsychoBarn) Корнелии Паркер

Первой работой для сада на крыше Метрополитен-музея, заказанной женщине, стал Промежуточный объект (PsychoBarn) Корнелии Паркер

По данным свежих исследований, персональные выставки женщин в крупных музеях проходят куда реже, чем их современников-мужчин. Как сообщает Freelands Foundation, в Лондоне в 2014–2015 годах на долю художниц пришлось всего 25% престижных проектов. Однако в США и Великобритании предпринимаются инициативы, направленные на изменение ситуации. Фрэнсис Моррис, занявшая пост директора Тейт Модерн, выражает твердое намерение позаботиться о том, чтобы творчество художниц получило более заметное место в музее (подробнее на стр. 18). В мае Тейт Модерн открыла большую выставку Моны Хатум, а в августе публику ждет экспозиция Джорджии О’Киф.

В марте в Соединенном Королевстве филантроп и член правления Тейт Элизабет Мердок основала премию в £100 тыс. для художниц, находящихся в середине творческого пути. «Я понимала, что в художественном мире доминируют мужчины, и всегда хотела сделать что-нибудь, чтобы поддержать художников-женщин, — рассказала Мердок, — но я не осознавала, насколько плохо дела обстоят в реальности».

Непростые решения

В Соединенных Штатах статистика также не на стороне женщин. Как видно из ежегодных рейтингов The Art Newspaper о посещаемости музеев, им досталось лишь 27% из 590 крупных персональных выставок, организованных почти 70 учреждениями культуры в период с 2007 по 2013 год. Главный куратор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе Хелен Моулсуорт объясняет, что для исправления статистики придется принимать непростые решения: «В календаре музеев есть определенное число мест в год, и количество художников всегда превышает количество мест. Если вы хотите руководствоваться принципом равноправия, то в следующем году некоторые парни не получат свою выставку».

Шведский Музей современного искусства с филиалами в Стокгольме и Мальмё гордится своей гендерно сбалансированной программой. «Когда речь идет о современном искусстве, я вообще не понимаю, что мешает составить программу 50/50», — удивляется Даниель Бирнбаум, который руководит музеем совместно с Анн-Софи Норинг. «Дело даже не в том, что мы говорим: „Давайте обеспечим равенство женщинам“. Действуя таким образом, мы просто составляем интересную программу», — добавляет он.

Влиятельные спонсоры

Нью-йоркский Новый музей недавно основал международный совет попечителей Artemis для спонсорской поддержки выставок и новых заказов художницам. Директор музея Лиза Филлипс говорит, что Artemis представляет «новое поколение спонсоров — покровителей-активистов».

В этом году совет поддержал весеннюю программу Нового музея, в которой представлены исключительно женщины: пять персональных выставок художниц, в число которых вошли Николь Айзенман и Андра Урсута. «Это не просто какой-то проект — наша деятельность отражает реальное количество женщин, работающих в этой сфере», — объясняет Филлипс. В прошлом году лондонский коллекционер Валерия Наполеоне запустила проект по поддержке художниц Valeria Napoleone XX («ХХ» обозначает женскую пару хромосом). Она пообещала, что ежегодно будет передавать в дар одному из музеев Великобритании крупную работу ныне живущей художницы, а также поддерживать один новый проект начинающей художницы в некоммерческом пространстве SculptureCenter в Нью-Йорке. «В этой области она действительно может что-то изменить, — говорит директор институции Мэри Черути. — Сам факт того, что автор — женщина, иногда работает на снижение числа потенциальных спонсоров».

Но филантропические инициативы и премии — не единственный путь. Как отмечает арт-директор Ливерпульской биеннале Салли Тэллэнт, для успешной карьеры нужно иметь возможность путешествовать, жить в художественных резиденциях и принимать участие в мероприятиях по всему миру: «Если у вас молодая семья, это оказывается не всегда возможным, многие институции не могут позволить себе оплачивать расходы по уходу за ребенком».

Старший куратор Музея современного искусства в Чикаго Омар Холейф считает, что одна только филантропия не способна решить проблему недостаточного представительства женщин. «Я думаю, эта проблема очень глубоко коренится в самой культуре», — полагает он. Независимый куратор Катерина Грегос посетовала, что филантропия не должна заменять «ключевой стратегической работы государственных институций».

По мере того как среди руководства музеев появляется все больше женщин, меняется и статистика состава коллекций, рассказывает директор бостонского Института современного искусства Джил Медведов. В августе там представят часть подаренной членом правления музея Барбарой Ли коллекции стоимостью $42 млн, полностью состоящей из работ, созданных женщинами. «Мы начали создавать свою коллекцию десять лет назад; большинство институций собирает произведения на протяжении куда большего времени, и изменить баланс задним числом уже нельзя, — говорит Медведов, — 60% нашей коллекции состоит из работ женщин».

Даниель Бирнбаум напоминает: «Соревнование за недооцененных художников может быть увлекательным, но самые высокие цены по-прежнему остаются на работы живописцев-мужчин». Американская художница Дебора Касс подчеркивает, что в мире искусства дела женщин обстоят куда хуже, чем в американской экономике в целом, где на каждый доллар, который платят мужчине, приходится 79 центов, выплачиваемых женщине. «Если бы я получала 70% от того, что зарабатывали знаменитые художники-мужчины моего возраста, я была бы богата, — говорит она. — Члены правлений и покровители музеев должны инвестировать в женское искусство — точно так же, как это делается с искусством мужским. Других способов сделать игру честной не существует».

Просмотры: 2851
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru