The Art Newspaper Russia
Поиск

Соц-арт по-прежнему в цене

Аукцион «Современный Восток» Sotheby’s в Лондоне возглавили российские художники. Самые большие цифры дали работы неоакадемиста Георгия Гурьянова и соцартистов Комара и Меламида. Общая сумма торгов составила £1,3 млн.

Аукцион современного искусства Sotheby’s соединил под брендом «Восток» работы современных российских, польских и чешских, а также грузинских и азербайджанских художников. По поводу названия можно спорить, но международный контекст приятен. Тем более что российские художники оказались на торгах самыми дорогими. За £125 тыс. продан «Двойной автопортрет» Комара и Меламида, второй вариант которого погиб на Бульдозерной выставке, — принципиальная для соц-арта работа. Самая лучшая картина Владимира Вейсберга продана за £62 тыс., десяток натюрмортов Дмитрия Краснопевцева из собрания французского любителя русского нонконформизма Стефана Татищева разошелся по £15–20 тыс. Раздел «Новая академия» распродан почти полностью с «Автопортретом» Георгия Гурьянова во главе (ушел за £143 тыс.). Тягаться с русскими смогла только венгерско-французская художница Юдит Ригль, работа которой «Гуано», сделанная, по сути, из грязи, ушла за £115 тыс. Также сильное впечатление оставила продажа произведения Мераба Абрамишвили «Триста арагвианцев», напоминающая многодельную восточную миниатюру, — за нее торговались медленно и тяжело, но достигли £62 тыс. итога при эстимейте в £20 тыс.

Интересно, что накануне торгов в Sotheby’s прошла дискуссия, организованная Джо Викери, директором международного отдела русского искусства, на тему «возможностей и сложностей» рынка восточноевропейского современного искусства. Беседовали Джейн Нил, куратор и эксперт, одно время занимавшая пост главного куратора фонда Calvert 22, Мэтью Стивенсон, бывший глава московского офиса аукционного дома Christie’s, ныне директор международного отдела галереи Pace, а также Роксанда Ренита, арт-консультант и обозреватель из Нью-Йорка.

Все сразу сошлись на том, что художники из Восточной Европы и с постсоветского пространства сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами в попытке выхода на международный рынок, и именно поэтому соседство на торгах представителей российского современного искусства с произведениями художников из Венгрии, Польши, Румынии, а также из Азербайджана, Грузии, Казахстана вполне уместно. Рынок российского и восточноевропейского искусства был охарактеризован собравшимися как «неустоявшийся, незрелый», что сулит коллекционерам множество возможностей, но и множество подвохов.

В частности, Мэтью Стивенсон отметил, что российское и восточноевропейское искусство являет собой увлекательное поле для изучения. «Восточная Европа — обширный регион, и хотелось бы избежать упрощающих обобщений. Тем не менее искусство этого региона обладает своими особенностями, отражает во многом сходный общественный, политический, экономический и культурный опыт, нашедший выражение в коллективных акциях, важности личных контактов между художниками, а также в непредсказуемости и эфемерных разновидностях арт-форм», — считает он. Стивенсон также подчеркнул, что работам художников из Восточной Европы присущи тщательность и качество исполнения, которых нет на Западе.

Это высказывание нашло поддержку у куратора Джейн Нил: «Характерными для художников из Восточной Европы являются знание особенностей техник и материалов, с которыми они работают (навык, за редким исключением, утраченный у западных художников), а также понимание особенностей концептуального искусства и умение вести диалог с его западными представителями». С этой точки зрения восточноевропейское искусство может привнести свежую струю в искусство Запада, которое переживает кризис идей и нуждается в интеллектуальных и художественных стимулах.

Так что вовлечение российских и восточноевропейских художников в международные проекты с участием известных кураторов и ведущих западных галерей признается всеми плодотворным. Например, та же галерея Pace проводила выставки Павла Пепперштейна и московской художницы Ольги Чернышевой. Выставку Чернышевой, участницы Венецианской биеннале 2015 года, организовывала и лондонская галерея GRAD. Еще одна ее выставка пройдет в Центре графики в Нью-Йорке в октябре этого года, куратором выступит Нова Бенуэй, а репродукции работ в каталоге будут сопровождаться стихами и эссе известных поэтов и писателей, живущих в США.

В целом участники сошлись во мнении, что на фоне появления нового поколения коллекционеров восточноевропейского искусства, а также новой генерации арт-дилеров, кураторов и искусствоведов будущее рынка российского современного искусства представляется оптимистичным. И пообещали рост спроса на этом рынке в ближайшие пять лет.

Просмотры: 3708
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
3
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
4
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
5
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
6
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
7
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
8
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
9
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
10
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru