The Art Newspaper Russia
Поиск

Наследие Иеронима Босха: теперь в версии музея Прадо

В ответ на ретроспективу в Хертогенбосе испанцы выдвигают свои козыри

Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504–1505 / Berlin,Gemäldegalerie,Staatliche Museen zu Berlin

Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504–1505 / Berlin,Gemäldegalerie,Staatliche Museen zu Berlin

По крайне мере так заявляют ее организаторы, хотя в начале мая в родном городе художника голландском Хертогенбосе закрылась первая в марафоне Босхианы этого года выставка, куда удалось заполучить 20 картин и 19 рисунков мастера (для сравнения: в Прадо — 25 картин). Голландская Иероним Босх. Видения гения, сопровождавшаяся к тому же суперсовременными интерактивными эффектами, имела оглушительный успех: ее посетило более 420 тыс. человек. Хотя такую популярность можно объяснить неспадающим интересом зрителя к инфернальным видениям самого загадочного художника в истории искусства, свою лепту внес и скандал голландцев с Прадо.

Специально созданная к памятной дате Иеронима Босха (1450–1516) команда голландских экспертов за почти десятилетие обследовала с использованием новейших средств все наследие художника, практически никогда не подписывавшего свои работы, и сделала ряд сенсационных заявлений, в частности о том, что две картины — Святой Антоний и Извлечение камня глупости — из трех, которые согласился прислать на выставку Прадо, на самом деле никакой не Босх, а мастерская или последователи, соответственно, и датировки сильно передвинулись. В ответ Прадо отказался посылать эти две картины, но обе они вошли в мадридскую выставку — разумеется, как работы Босха. Помимо них и других произведений художника из коллекции Прадо, самой большой в мире, в Мадрид прибыли картины и рисунки из других мировых собраний: Альбертины и Музея истории искусств в Вене, Лувра, Дворца дожей в Венеции, Музея изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи в Вашингтоне. Главное же украшение выставки, несомненно, — знаменитый триптих Искушение святого Антония из Музея старого искусства в Лиссабоне, практически не покидающий его стен.

Экспозиция выстроена не хронологически, а по главным темам нидерландского мастера: Ад, Семь смертных грехов, Искушения. Что объяснимо: эксперты до сих пор не могут выстроить стилистическую эволюцию этого художника-одиночки, появившегося со своими видениями человеческих пороков и неминуемых страшных наказаний за них словно ниоткуда или, может, из самой преисподней. Но очертить контекст и источники, из которых Босх, возможно, брал «фактуру», устроители выставки все же попытались. Экспозиция из шести разделов начинается с его родного Хертогенбоса и его современников Аларта дю Хамеля и Арьена ван Вессела. Полотна Босха соседствуют с картинами, гравюрами и миниатюрами на схожие темы и других его современников, что, по замыслу кураторов, должно помочь зрителю разобраться, что и откуда взялось.

Но даже специалисты до сих пор спорят о символике и источниках босхианского ада. Что говорить о простом зрителе? Но, возможно, именно за эти не поддающиеся расшифровке видения так любили Босха те же сюрреалисты, считавшие его своим предтечей, и любит сегодня неискушенный зритель? Тайна куда более притягательна, чем ее разгадка, — и это случай Босха.

31.05 — 11.09
Музей Прадо
Материалы по теме
Просмотры: 3551
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru